"Нужны ли животным ветеринарные врачи?"
"Она подчеркнула, что с гордостью почувствовала себя
человеком только тогда, когда ей удалось пересадить собаке сердце
крокодила, и это сердце билось несколько секунд!"
- Мы, как и большинство людей, всегда считали, что ветврачи —
самые большие друзья и помощники животных, и эта профессия предполагает
такую же заботу освоих пациентах, как и в человеческой медицине.
Моё первое неприятное ощущение от общения с ветврачами зародилось
в далёкие 1980-е годы. Мой школьный товарищ понёс в клинику кота,
для того чтобы его стерилизовали. Ветврач сделал это без лишних
церемоний: вышел в коридор, дёрнул наживую — и готово! Вот только
кот Дымок и его хозяин приходили в себя долго...
Ещё более горькое разочарование меня постигло, когда я решила
посвятить свою жизнь защите животных и стала активно выступать
против жестокого обращения с ними в различных сферах. Оказалось,
что именно ветврачи чаще всего работают в тех чудовищных сферах,
где о любви к животным просто смешно говорить: виварии, зверофермы,
цирки и пр. Как же могло случиться так, что те, кто шёл учиться
состраданию и помощи животным, на деле оказывались бездушными
изуверами?
Корни этого парадоксального явления лежат, прежде всего, в образовании.
Как правило, поприще ветеринарного врача выбирают те, кто с трепетом
относится к любой жизни. Студентам же на протяжении всего периода
обучения предлагают калечить, истязать и умерщвлять тех, кому
они собирались посвятить всю свою жизнь. Столкнувшись с жестокими
опытами во время занятий, насмотревшись на бойни, зверофермы,
виварии, закулисье цирков, пункты передержки и утилизации животных
будущие врачи переживали психологический надлом и становились
безразличными к судьбе своих пациентов.
Несколько лет назад я сама оказалась в безвыходной ситуации:
завсегдатай всех школьных олимпиад по биологии, я вынуждена была
отбросить идею поступления на биофак МГУ, узнав на подготовительных
курсах об обязательности экспериментов на животных. Со временем
оказалось, что я не одинока. Большинство приходящих в нашу организацию
людей — это те, кто столкнулся с жестокостью по отношению к животным
во время обучения в вузах ветеринарного, биологического или медицинского
профиля. Моей коллеге, закончившей Скрябинскую ветеринарную академию,
на собственном примере удалось понять те глубинные причины, которые
порождают жестокость и бездушие ветврачей, на которые сегодня
многие жалуются.
Первая причина — опыты на животных во время учебных занятий.
Вот пример классического студенческого опыта. Лягушке на лапу
кладут кусочек бумаги, смоченный слабым раствором серной кислоты.
Через некоторое время кислота начинает жечь кожу, и лягушка отдёргивает
лапку. Далее на лапку кладут бумажку, смоченную кислотой сильной
концентрации. Конечно, лягушка отдёргивает лапку намного быстрее,
чем в первый раз. Этот опыт настолько примитивен, что любой школьник
предугадает его результат.
Большинство студенческих опытов такие же бесполезные и жестокие,
как этот эксперимент. Они демонстрируют явления, не требующие
доказательств: гибель животных при пропускании электрического
тока, перегреве и т.д.
В программе западных вузов многие опыты на животных, которые
проводят студенты медицинских, биологических и ветеринарных факультетов,
заменены гуманными альтернативами. В качестве альтернатив используются:
трёхмерные модели, компьютерные программы, интерактивные видеодиски,
видеофильмы, культуры тканей и клеток, а также трупы животных,
умерших естественной смертью. Самая лучшая альтернатива для ветеринара
— это клиническая практика: сначала студенты наблюдают, как опытные
врачи лечат больных животных, затем ассистируют во время операций
и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем
специалистов. То есть, вместо того, чтобы убивать и калечить здоровых
животных, они помогают лечить больных, которым действительно нужна
ветеринарная помощь. Опыт альтернативного образования, принятый
во многих западных странах, показывает, что студенты успешно заканчивают
вуз и становятся высококвалифицированными специалистами, не прибегая
к опытам на животных.
Вторая причина — это подготовка ветеринаров к работе с сельхозживотными,
которых они рассматривают только с точки зрения выгоды для человека
(мясо, молоко, яйца, мех и т.д.). Только 10 лет назад в российских
вузах появилась специализация врача по животным-компаньонам. Моя
коллега мечтала о том, что её научат лечить животных и заботиться
о них. На деле же курс был выстроен так, что студентов приучали
к мысли, что животные являются сырьём для нужд человека и надо
уметь с максимальной эффективностью их использовать. Если лечение
животного обходится дорого, — его просто убивают. Основные медицинские
процедуры, проводимые ветеринарами, вредят здоровью животного
и делаются ему в ущерб: инъекции гормонов, антибиотиков, кастрация
и пр. Если бы те процедуры, которые проводят на сельскохозяйственных
и пушных животных повторили бы на домашней собаке и кошке, большинство
людей назвали бы это зверством. Но ведь все перечисленные животные
одинаково чувствуют боль!
Вот наглядный пример. Однажды, при прохождении хирургической
практики Лену в составе её группы повезли на свиноферму помочь
провести кастрацию свиней. Для того, чтобы поросята быстрее набирали
вес, их кастрируют в возрасте нескольких недель. Эту операцию
проводят БЕЗ ОБЕЗБОЛИВАНИЯ.
Студенты ловили поросят, потом один крепко держал поросёнка,
а другой лезвием рассекал ему мошонку и отрезал семенники. Животные
кричали, вырывались, а потом, когда их выпускали в загон, долго
не могли прийти в себя от болевого шока. После этой процедуры,
как объяснили Лене, часть поросят погибает...
Тяжело дался Лене визит на звероферму. Лисы, норки, еноты и другие
животные находятся там в тесных клетках с решётчатым полом, который
режет им лапы. Воздух, которым дышат эти животные, отравлен постоянными
испарениями фекалий и мочи, собирающимися под клетками. Замкнутое
пространство, теснота, грязь приводят к тому, что у животных развивается
невротическое состояние. Они сами себя грызут, царапают, находясь
в постоянном перевозбуждении, либо впадают в апатию.
Для убоя используются такие методы, как пропускание тока через
задний проход или половые органы, отравление газом, инъекции яда
и парализующих веществ. Иногда животных слегка оглушают и с ещё
живых сдирают шкуры. Из разговора с работниками зверофермы Лена
с ужасом узнала, что они усыпляют животных дитилином. Это курареподобный
препарат, вызывающий мучительную смерть от удушья. Чисто внешне
создаётся ощущение, что животное мгновенно уснуло, на самом же
деле его просто парализовало, и зверь медленно задыхается, не
в силах пошевелиться. Как может ветеринар, проработавший на звероферме,
сострадательно относиться к собакам и кошкам? Может поэтому, многие
ветеринары в России до сих пор используют в ветклиниках дитилин
для умерщвления животных, в то время как на Западе за это получают
тюремные сроки? Возмутителен тот факт, что в отечественных учебниках
по ветеринарии дитилин находится в разделе «Эвтаназия»(!) (например,
«Хирургические операции у собак и кошек», авторы Паршин А.А.,
Соболев В.А., Созинов В.А., Москва, «Аквариум», 1999 г.)
Однажды на лекцию о наркозе мелких животных в ветакадемию пригласили
известного учёного в области экспериментальной хирургии Рожкову
Г.Н. Лена запомнила эту лекцию на всю жизнь. Галина Николаевна
начала лекцию с рассказа о своих студенческих годах. Она с сожалением
заметила, что нынешние студенты не имеют того экспериментаторского
духа, исследовательского интереса, который витал в их кругах.
Галина Николаевна, будучи студенткой, вместе со своими сокурсниками
мечтала быстрее получить разрешение на проведение операций на
животных. Разрешения никак не выдавали и отчаявшиеся студенты
ловили бездомных животных в подворотнях и проводили опыты на свой
страх и риск. Однажды, их группа решила прооперировать кошку.
Опыта и навыков у студентов не было, поэтому они ввели кошке морфин,
не зная каковым будет эффект и рассчитывая, что животное уснёт.
Эффект оказался обратным. В тот момент, когда был сделан разрез,
кошка вырвалась из рук экспериментаторов и, вместе с вывалившимися
кишками, выпрыгнула в окно.
Галина Николаевна заворожено рассказывала студентам о своих самых
дерзких опытах, которыми и славится экспериментальная хирургия.
Из её рассказа явствовало, что никакого практического значения
эти опыты не имели, и их смысл состоял в том, чтобы привлечь внимание
общества к проблемам экспериментальной хирургии. Она подчеркнула,
что с гордостью почувствовала себя человеком только тогда, когда
ей удалось пересадить собаке сердце крокодила, и это сердце билось
несколько секунд! Лена посмотрела на лица своих сокурсников, увлечённых
интересным рассказом. Экспериментаторский интерес в них был разожжён,
а вот сострадание, увы...
Общаясь постоянно со своими коллегами из других ветеринарных
вузов, Лена поняла, что ситуация везде одинакова: российские преподаватели
не понимают, что для будущего ветеринарного врача способность
к сопереживанию не менее важна, чем врачебные навыки и квалификация.
Она в этом лишний раз убедилась, когда в Россию приехал Ник Джукс
— президент всемирной организации ИнтерНИЧ, выступающей за гуманизацию
образования и внедрение альтернатив к студенческим опытам на животных.
Ник пригластил Лену к сотрудничеству и она, в числе других студентов
из московских вузов поехала в Англию изучать альтернативы к опытам
на животных.
После окончания Скрябинской ветакадемии Елена едет учиться в
Эдинбург и свою дипломную работу посвящает изучению разности менталитета
российских и западных ветеринарных врачей. Соцопрос, проведенный
среди ветврачей различных стран, показал, что российские ветеринары
более равнодушно относятся к вопросу умерщвления щенков и котят
и, в отличие от западных коллег, выступают за проведение декоративных
операций на животных.
С тем, что наши ветврачи (за редким исключением) пока крайне
далеки от вопросов гуманного обращения с животными, я была вынуждена
столкнуться на круглом столе «Реформа ветеринарного образования»
в рамках Ветеринарного Конгресса, проходившего с 22–24 апреля
в Измайлово. Когда я только попыталась рассказать о том, что студенты
возмущены жестоким обращением с животными во время обучения, мои
слова потонули в потоке хохота. «Что-то мы на мелочевку стали
размениваться, — заявил ректор Скрябинской ветакадемии Е. Воронин.
— Что это за чувствительная барышня, которая боится боли?» Очень
кстати, что в зале оказался фермер из Татарстана, который выступил
в подтверждение моих слов. Он рассказал о том, что жестокость
часто является нормой в ветеринарных кругах. В ветклинике, расположенной
рядом с домом фермера, молодой ветврач, аспирант, удалил щенку
оба глаза для своих офтальмологических исследований и бросил беспомощного
щенка умирать. Слепой щенок несколько дней пищал и тыкался во
все углы, до тех пор, пока его не усыпили.
Фермер рассказал также и о том, с каким цинизмом ветврачи относятся
к лошадям, которых они готовят для конских забегов на длительные
дистанции, проводимых в Татарстане. Он привёз на Конгресс видеоматериалы
о том, как ветврачи добивают ножами загнанных лошадей, не имеющих
возможности подняться после такой безжалостной эксплуатации.
В дни конгресса мне очень запомнилась сцена, которую можно назвать
анекдотичной. Разговор происходил в павильоне, где были представлены
различные альтернативы к студенческим опытам на животных. Один
из преподавателей вуза долго слушал наш рассказ о резиновом муляже
крысы, который используется для отработки микрохирургических навыков
(сшивание сосудов и пр.) и имеет съемные детали. После окончания
рассказа он с недоумением спросил: «А как же я проведу ей декапитацию(обезглавливание)?»
Не удивителен тот факт, что на фоне общего равнодушия ветврачей
к животным, Минсельхоз предписал проводить операции наживую, забыв
внести необходимый для наркоза препарат кетамин в списки разрешенных
в ветеринарии препаратов, чем не преминул воспользоваться Госнаркоконтроль.
Зачем российским ветврачам наркоз, если в вузах нет даже такой
дисциплины, как анестезиология?
Почему Россия до сих пор не принимает федеральный закон по защите
животных, в то время, как другие страны имеют такие законы в течение
столетия? Почему в нашей стране разрешён отлов диких животных
капканами, давно запрещенными в цивилизованных странах? Почему
в России считается нормальной практикой усыпление животных курареподобными
препаратами? Почему так велика смертность животных в российских
цирках? Почему Россия не подписывает международные конвенции по
защите животных? Ответ на все эти вопросы прост: в России нет
специалистов, стоящих на страже интересов животных.
Конечно, мы ещё пока очень далеки от того уровня сознания, чтобы
просто помочь живому существу, ничего не требуя взамен, а тем
более его жизнь. Но мы пока также далеки и от того, чтобы хоть
как-то облегчить участь тех, кого мы поработили. А ведь по отношению
к слабейшему члену общества судят об уровне развития цивилизации!
И.Новожилова, К.Сабинин
|