Преподавание физиологии возможно
без убийства
Николай Макарчук,
доктор наук, заведующий кафедрой физиологии человека
и животных факультета биологии
Киевского Национального Университета имени Тараса Шевченко
Тел.: +38 044 266 9283
e-mail: nikmak@biocc.univ.kiev.ua
Биография
Николай Макарчук является заведующим кафедрой
физиологии человека и животных на факультете биологии Киевского
национального университета имени Тараса Шевченко, Украина. Он читает
лекции студентам биологического и психологического факультетов,
в том числе "Психологию животных". На протяжении более чем 20 лет
он изучал роль эмоций в поведении животных. Его нынешний научный
интерес связан с изучением нейрофизиологических механизмов развития
тревожности и депрессии, как у животных, так и у людей, а также
роль обонятельного анализатора в этих процессах. Он изучает возможность
оптимизации условий функционирования у людей с помощью ароматерапевтических
методов. Он активно работает с талантливыми школьниками биологических
классов и является руководителем судейской коллегии национальной
биологической олимпиады школьников Украины, победители которой принимали
участие в XII международной биологической олимпиады в 2001 году.
Фундаментальным принципом, лежащим в основе любой жизни, является
принцип развития, в соответствии с которым одна форма жизни заменяется
другой, более совершенной формой. Знание этого принципа должно обогащать
нашу практику. Постепенное развитие наук о жизни в конце 20-го столетия
привело к важному и фундаментальному выводу о необходимости изменения
нашего общего мировоззрения на отношения между человеком и всеми
другими проявлениями жизни. Принимая во внимание уникальность и
в то же самое время неразрывность связи между этими формами жизни,
вопросы этики являются наиважнейшими.
В общем, теоретическое осознание изменения мировоззрения не ведет
с легкостью к практической реализации этих изменений. Те, кто выступают
за сохранение status quo, создают наибольшую трудность. Их аргументация
в защиту использования животных может, например, включать проблему
качества преподавания для специалистов и биологов общего профиля.
Проблемы моральных принципов и этики, лежащих в основе традиционного
подхода к образованию, обязательным компонентом которого является
убийство животных, затеняется практикой такого обучения, точнее,
верой a priori в "необходимость" такой практики.
Но довольно теории. Философы утверждают, что практика является единственным
критерием истины. Я хочу обратиться к реальности нынешней ситуации
на Украине и к моей собственной практике в качестве заведующего
кафедрой физиологии в Киевском национальном университете имени Тараса
Шевченко. Я сознаю, что изменения не так велики, как мне хотелось
бы, но и не так уж малы для меня, чтобы избежать некоторых предварительных
выводов. Часто первые шаги - самые трудные.
Я принадлежу к тем ученым, которые с самого начала своего изучения
биологии, в особенности физиологии и анатомии, были воспитаны на
традиционном подходе. Авторитет преподавателей и приверженность
традиции, отсутствие других возможностей и личного опыта в работе
с альтернативами означали, что поначалу я не задумывался всерьез
над этим подходом к образованию. Но во время практических занятий
по физиологии, которые включали убийство и анатомирование лягушек,
некоторые неприятные и беспокоящие ощущения запали мне в душу. И,
несмотря на то, что с тех пор прошло более двадцати лет, я ясно
помню те негативные чувства. И если я, физиолог, помню это, тогда
такие же неприятные воспоминания должны были остаться и у большинства
биологов. В самом деле, во время бесед с биологами, окончившими
университет много лет назад, и чья деятельность сейчас очень далека
от физиологии или анатомии, при упоминании их курса или кафедры
все из них вспоминают убитых лягушек. Лично я был больше всего поражен
так называемыми "острыми экспериментами" на собаках. Меня поразило
не само анатомирование, но поведение собак перед тем, как они были
усыплены наркозом.
Только недавно я стал задумываться над ценой и ценностью таких экспериментов
во время изучения физиологии. После окончания университета я много
лет работал с животными, изучая их поведение, точнее, их эмоции.
Изучая физиологические механизмы эмоционального поведения, я часто
оперировал животных, а в конце эксперимента убивал их. Чувствовал
ли я тогда какие-то угрызения совести? Вероятно, нет. Мой энтузиазм
в изучении науки и проведении исследований оправдывал всю эту деятельность.
Однако с самого начала моей практической научной деятельности я
полностью отказался от подобной работы с собаками. Я просто не мог
преодолеть "комплекс жалости" к ним. В результате, я провел все
мое научное исследование исключительно на лабораторных крысах.
Работая со студентами, я продолжал использовать только лягушек и
крыс для практической работы. Это было счастьем для меня, потому
что, несмотря на мою занятость исследованиями поведения животных,
курсы, которые я преподавал, не включали острых экспериментов на
собаках.
Мое чтение лекций по зоопсихологии для студентов, изучающих физиологию
в нашем университете, сыграло решающую роль в формировании нового
сознания и веры. Я более глубоко понял единство ментальных процессов
человека и животных и отсутствие принципиальной разницы в наших
чувствах. Боль и страдание в обоих случаях остаются болью и страданием.
В 1999 году я был избран заведующим кафедрой физиологии человека
и животных. Эта кафедра работает на биологическом факультете и обеспечивает
преподавание физиологии человека и животных, а также анатомии студентам
нашего факультета и студентам, изучающим физиологию и физику (факультет
радио медицины). Только студентам биологического факультета, которые
изучали физиологию и анатомию, приходилось принимать участие в большом
практическом курсе, включающем работу с животными.
До недавнего времени было традицией, что практические курсы предполагали
использование различных видов животных. Лягушки и крысы использовались
в общих курсах, а кролики и собаки использовались для специальных
практических работ для физиологов. Но на протяжении последних нескольких
лет кафедра физиологии активно вводит альтернативные методы и подходы
к преподаванию. Это связано с финансовыми трудностями при покупке
и содержании животных для экспериментов, а также, с психологическими
переменами внутри украинского общества относительно животных.
Прежде всего, мы значительно уменьшили число животных, используемых
во время практических занятий. Мы модифицировали некоторые эксперименты
и стали выполнять их с участием студентов-добровольцев. Мы стали
применять безвредные инструментальные средства, такие как миограф,
запись ЭЭГ и ЭКГ (электроэнцефалограммы и электрокардиограммы),
измеряемое непостоянство сердечного ритма и т.п. В образовательный
процесс были также введены техники психофизиологического исследования
добровольцев с использованием компьютерных программ из фонда долгосрочного
научного развития кафедры. Мы использовали кровь студентов-доноров
как еще одну альтернативу использованию животных. Но в связи с проблемой
ВИЧ/СПИД инфекций мы сейчас вынуждены покупать малые количества
крови у клиник по переливанию крови.
В последнее время в независимой Украине произошли общие демократические
перемены, стал возможен более тесный диалог общественности с государственными
организациями, расширились связи с другими странами. На фоне этих
перемен возникло гуманное отношение к животным. Печально, но прежде
в нашей стране было много примеров жестокого обращения с животными.
И такое обращение не осуждалось большинством людей и не наказывалось
законом.
За последние несколько лет, в особенности благодаря активным кампаниям
и практической деятельности Международного Общества Защиты Животных
"SOS" и его президента Тамары Тарнавской, ситуация изменилась. Приют
для бездомных животных в Киеве, финансируемый международными неправительственными
организациями, освещение проблемы на телевидении и радио, статьи
в газетах и журналах привели к тому, что многие люди меняют свое
отношение к животным. Сторонники и активные участники движения в
защиту животных появились в Киеве и других крупных городах.
Эти процессы нашли отражение в организации образовательного процесса
на нашей кафедре. Активисты общества "SOS" и его президент были
главными катализаторами перемен в подходе к преподаванию физиологии
и анатомии студентам и, конечно, изменения моей собственной точки
зрения. Меня пригласили быть рецензентом проекта общества "SOS"
по подготовке нового национального "Закона по защите животных".
Работа над этим законом и мое посещение международной конференции
по альтернативным методам в области преподавания физиологии и анатомии,
проводимой в Польше в 1998 году, убедили меня в реальной возможности
преподавать физиологию с заменой всех или почти всех практических
работ на животных. Нам были подарены несколько обучающих программ,
позволяющих использовать компьютерные техники в качестве альтернатив
традиционным методам обучения.
В 1999 учебном году мы изменили программу практического курса и
впервые использовали компьютерную модель сокращения мышцы лягушки
и использования различных агентов. Раньше целый курс из 170 студентов
использовал десятки лягушек. Студенты и преподаватели были очень
довольны новым подходом и его результатами. Это стало доказательством
того, что замена экспериментов на животных могла быть сделана без
ущерба для уровня усвоения знаний.
В том же году мы подготовили встречу David Bowles, главы Международного
Отдела RSPCA (Королевского Общества Предотвращения Жестокости к
Животным), общества "SOS" с одной стороны и руководством, студентами
и преподавателями кафедры с другой стороны. Эта встреча нашла положительный
отклик в сердцах наших студентов и способствовала хорошему диалогу
между сторонами. Наш первый опыт использования альтернатив, последовавший
за этой встречей, убедил нас в необходимости широкого внедрения
альтернативных методов в образование. Эти методы не только позволяют
нам преподавать и готовить высоко квалифицированных специалистов-биологов,
но также наводят на размышления о принципе гуманного отношения ко
всей жизни. Они также дают надежду, что в будущем студенты будут
строить свою профессиональную деятельность и жизнь на этом принципе.
В нынешнем учебном году при финансовой поддержке со стороны RSPCA
и активном участии "SOS" наша кафедра смогла оборудовать классную
комнату компьютерами и образовательными программами. И сейчас мы
изменили всю программу практических занятий по физиологии и анатомии
и полностью отказались от использования животных в образовательном
процессе. Компьютерные программы по анатомии позволяют студентам
видеть тела и структуры в различных проекциях и планах. Студенты
имеют возможность видеть на экране одновременно с видом целого тела
и внутреннюю структуру или тонкий срез любой части человеческого
или животного организма. Стиль и глубина представления содержания
этого предмета значительно выше, чем в реальных экспериментах, что
очень важно. Наш опыт показывает, что компьютерные программы значительно
повышают уровень обучения этой довольно трудной дисциплине.
В рамках физиологии использование этих программ прежде всего позволяет
нам спасти жизни многих животных, а также позволяет успешно работать
с теми студентами, которые по этическим причинам не желают причинять
боль и страдания животным. Во-первых, эти программы дают возможность
моделировать и показывать такие физиологические процессы, которые
не могут быть воспроизведены в обычных учебных лабораториях, как,
например, изменения мембранных потенциалов. Во-вторых, эти программы
позволяют каждому студенту работать независимо, в своем индивидуальном
темпе, возвращаться к любой стадии и повторять важнейшие части эксперимента,
что было бы невозможно сделать с животными. И, в-третьих, преподаватель
может наблюдать и оценивать успешность усвоения содержания по распечаткам
результатов эксперимента, анализов и заключений, сделанных студентами.
Внедрение этих программ в образовательный процесс сопровождалось
некоторыми трудностями. Прежде всего, это потребовало значительной
подготовительной работы. Было необходимо осуществить предварительное
обучение персонала, чтобы включить эти программы во все обучающие
и вспомогательные структуры кафедры. Было также необходимо выбрать
соответствующие разделы каждой программы, так как некоторые из них
слишком обширны и не могут быть полностью использованы в пределах
времени, отведенного на одно лабораторное занятие. Эта предварительная
работа была завершена написанием соответствующих инструкций для
студентов по пользованию каждой программой.
Введение в курс той или иной программы, конечно, возможно только
в случае ее соответствия содержанию материала в наших курсах. В
настоящее время мы испытываем недостаток программ по некоторым разделам,
и поэтому не можем использовать наш компьютерный класс в полной
мере. Но мы приобретаем новые программы, и более того, работа на
нашей кафедре высоко квалифицированных преподавателей и лаборантов
дает нам надежду на создание в будущем наших собственных обучающих
программ, которые в свою очередь могут быть предложены к использованию
в других университетах. Но этот проект может быть реализован только
при наличии источника финансирования.
Сомнения и критика всегда сопровождают новые начинания. Поэтому
моральная поддержка очень важна, в особенности разделенное с другими
понимание и оценка важности и необходимости новых подходов. Я, мои
коллеги почувствовали это в полной мере, благодаря знакомству с
деятельностью Международной Организации за Гуманное Образование
(InterNICHE) и ее координатором Nick Jukes. Об этом можно много
писать, но самым главным в деятельности InterNICHE является пропаганда
и популяризация новых взглядов и подходов в обучении студентов и
поддержка тех, кто пытается реализовать эти новые подходы на практике.
Неоценимым вкладом была 1-я Конференция InterNICHE в Брюсселе в
феврале 2001 года. Общение с другими преподавателями, с разработчиками
альтернатив, свидетельства о переменах которые уже произошли - все
это было лучшим доказательством того, что преподавание физиологии
и анатомии может полностью исключить убийство огромного количества
невинных лабораторных животных. Теоретически осознанная важность
сохранения любой жизни может быть продемонстрирована и на практике.
С помощью Общества "SOS" через пресс конференции и средства массовой
информации мы пытаемся знакомить преподавателей и студентов на Украине
с применением альтернативных методов на нашей кафедре. Компьютерные
программы и безвредные методы, используемые для экспериментов на
студентах-добровольцах, вызвали главный интерес у представителей
кафедр физиологии других университетов. Этот интерес подтвердил
наше убеждение, что будущее за альтернативными методами.
Однако внедрение таких программ и подходов в практические курсы
университетов Украины продвигается не так быстро и применяется еще
не так широко, как хотелось бы. На это есть много причин, но наиболее
существенной является консервативная приверженность многих преподавателей
к традиционным методам, особенно к анатомированию. Мы планируем
проведение конференций, на которых будут присутствовать преподаватели
со всей страны, чтобы обсудить детально наши действия по дальнейшему
внедрению альтернатив в Украине и рассмотреть случаи успешного осуществления
этого в других странах.
|