Лучшие сочинения Международного конкурса "Наука без жестокости" - 2010
Отразится ли проведение студентом жестоких опытов на его последующей профессиональной деятельности в качестве врача или ветеринара? Андреева Елизавета 11 класс
МОУ «Нечунаевская СОШ» Алтайский край, Шипуновскй район, с. Нечунаево,
Руководитель: Прощалыгина Людмила Георгиевна, учитель биологии
«Чтение и письмо отнюдь не составляют образования, если они не помогают людям быть добрее ко всем тварям». Джон Рёскин. Тяжело на душе. Тревожно. Необъяснимое чувство тоски возникает каждый раз, когда речь заходит о жестоком обращении с животными. Звучные слова «эксперимент», «опыт» в отношении к животным превращаются в жесткое - «пытки». Одна из самых гуманных профессий на свете - это врач, ветеринар. Они несут людям и животным облегчение от боли, освобождение от болезней. Большинство медицинских и ветеринарных учебных заведений используют в качестве « подопытного материала» - животных. И почти все животные, вследствие опытов погибают, студенты же наблюдают за этими опытами или выполняют их сами. На этих опытах они учатся безжалостно губить жизни животных. В результате чего студент, закончивший учебное заведение и нашедший себе работу, применяет свои жестокие познания в медицине и ветеринарии к своим пациентам. Мне кажется, не могут люди этих профессий иметь отношение к «пыткам» над животными. Поэтому многие студенты, которые могли бы стать добрыми, толковыми врачами, ветеринарами уходят из учебных заведений, не получив диплома. Бытует мнение, что врач, ветеринар не должен быть слишком проникновенным к больным людям или животным, и воспринимать их боль как свою собственную. Для таких врачей, ветеринаров человек или животное -это всего лишь объект его деятельности. И действительно наша сегодняшняя медицина в России вполне этому соответствует. В больницах очень мало врачей, которые душой болеют за пациента, которые могут его понять, поддержать, помочь исцелиться. Черствость, безразличие к больным - это не редкость. Из-за халатного отношения врачей и ветеринаров губятся сотни жизней. Пациенты, идущие в медицинский кабинет к таким врачам, для них как кирпичи на движущемся транспортере. Однажды мне довелось стать свидетелем жуткой сцены в поликлинике. На прием к хирургу привели молодую девушку, осужденную за преступление. Нужно было зашить глубокую рану, которую она якобы сама себе нанесла. Мне стало плохо от душераздирающего крика этой девушки, которой «оказывали помощь» без всякой анестезии. Крик был слышен по всему коридору, мимо проходили другие врачи, медсестры, но всем было безразлично, что там, в кабинете врача, происходит. Мне расхотелось идти к врачу. А не в жестоких ли опыта> над животными, которые эти врачи, будучи студентами, выполняли в лабораториях, кроется причина последующего бездушия и безразличия к чужой боли? В учебных заведениях одни студенты хладнокровно экспериментируют над животными, другие просто наблюдают, третьи отворачиваются, так как не в силах смотреть на мучения животных. Я думаю, в последующем, одни из них будут грамотными врачами, но безразличными к больным, другим придется трудно, ведь они были сторонними наблюдателями, а третьи и вовсе уйдут не доучившись... Я живу в сельской местности. У нас есть домашние животные, они, как правило, тоже болеют. Все услуги врача-ветеринара платные. Но даже за хорошие «по сельским меркам» деньги ветеринар не будет тратить время на анестезию, чтобы облегчить боль животного. Возможно и это тоже проявление их студенческой практики над животными. Мне приходилось не раз наблюдать за бездушным отношением врача-ветеринара к домашним животным. Очень часто из уст таких врачей можно услышать, что лечение бесполезно и лучший вариант - это «вынужденный забой». Таким лекарям уместно было бы помнить слова Л.Н. Толстого: «Не убий, относится не к одному убийству человека, но и к убийству всего живого. И заповедь эта была записана в сердце человека, прежде чем она была услышана на Синае». Известный медик античности Гиппократ ставил на первое место в медицине клинические наблюдения, призывал болезнь изучать возле больного. Но это очень кропотливая работа, она требует умений, терпения, сострадания. Клятва Гиппократа у медиков до сих пор является актуальной, а вот его убеждения, взгляды на способы лечения больных современной медициной почти забыты. Я считаю, было бы правильно ввести в учебных заведениях медицинских и ветеринарных профилей уроки биологической этики. Только тогда изменится сознание студентов, менталитет и отношение к животным. А это, в свою очередь, повлечет изменение отношения к пациентам в реальности. Я убеждена, что гораздо больше человеческих жизней было бы спасено, если бы врачи вели пропаганду здорового образа жизни. Кроме того, новейшие технологии позволяют заменить очень многие жестокие эксперименты гуманными альтернативами. Но даже если предположить, что альтернатив экспериментам над животными нет - а они на самом деле имеются - следует вспомнить слова Бернарда Шоу: «Вы определяете, оправдан ли эксперимент, просто показывая его практическую пользу. Разница не между полезными и бесполезными экспериментами, а между варварским и цивилизованным поведением». В медицине есть проблемы, единственный ключ к разрешению которых - ставить жестокие опыты на людях. Но ведь ученые этого не делают, потому что понимают, что с нравственной позиции такой метод получения знаний не допустим. Процесс обучения должен строиться так, чтобы живые животные использовались только для клинического наблюдения и лечения. Работа с трупным материалом и муляжами, видеофильмы и компьютерные модели, специальные обучающие программы - вот те альтернативы, которые должны широко применяться в учебном процессе. Принципиально здесь то, что животных не убивают ради того, чтобы научить ветеринара, врача. В дальнейшем студенты ассистируют опытным ветеринарам, врачам в клиниках. Это улучшает качество обучения, потому что компьютерная модель, имеет ряд преимуществ: можно повторить сколько угодно раз виртуальную операцию, посмотреть на действие препарата и так далее, что в случае реального животного затруднительно. Студент приучается относиться к своим четвероногим пациентам именно, как к пациентам, приучается быть врачом, а не « коновалом». Он не привыкает во время обучения резать и убивать живых животных ради достижения каких-то целей. Таким образом, на практике студенты получают образование, не убив ни одного животного. Без сомнения, это позитивно скажется на их дальнейшей профессиональной деятельности. Исследования об эффективности альтернатив обычно показывают, что студенты лучше усваивают материал при альтернативном обучении. Я убеждена, что обучающиеся с помощью альтернатив будут более квалифицированными специалистами, чем те, которые учились и участвовали в опытах над животными, наносящими студентам моральный и психологический ущерб, прививающими жестокость в отношении к животным. Это является несовместимым с такими профессиями как ветеринарный врач, медик, зооинженер, биолог- экспериментатор. Многие из нас подсознательно чувствуют неправомерность опытов над животными, ведь это такие же, как мы, живые существа. Не мы даем им жизнь, и мы не в праве лишать их этой жизни. Пришло время признать за животными это право, согласно которому, одним или несколькими братьями нашими меньшими нельзя было бы жертвовать ради общего блага. Я надеюсь, что наконец-то очень скоро, как писал Леонардо да Винчи: «Наступит время, когда люди будут смотреть на убийства животных, как они теперь смотрят на убийство человека». Каждый человек на нашей планете должен помнить одну простую истину: « Со всеми дружить - в гармонии жить!»
|