26 апреля с 12 часов в конференц-зале биологического отделения Академии наук РФ (Ленинский проспект,33) состоялась церемония награждения победителей уникального школьного конкурса «Наука без жестокости», проводившегося в странах СНГ. Организатор мероприятия – Центр защиты прав животных «Вита» в содружестве с Международным сообществом за гуманное образование InterNICHE, Британским Союзом за отмену вивисекции BUAV, организацией «Врачи против экспериментов на животных» (Германия) DAAE и Международной ассоциацией против болезненных опытов на животных IAAPEA (консультативный орган ООН).
Приветственное слово академика РАН Яблокова Алексея Владимировича. (Текст речи будет опубликован позднее).
Ведущие: Дорогие друзья! Мы открываем нашу церемонию награждения победителей конкурса «Наука без жестокости», приуроченную к 24 апреля – Международному Дню защиты подопытных животных. Вести её будем мы – я, Константин Сабинин, руководитель проектов Центра защиты прав животных «Вита» и Елена Маруева, директор российского отделения ИнтерНИЧ, ветеринарный врач и магистр по защите прав животных Эдинбургского университета. Сразу отмечу, что Елена стала первой студенткой российского Движения за гуманное образование, объединившего студентов, которые получили своё образование без участия в опытах на животных. Это не помешало Елене стать практикующим ветврачом и помогать животным, проводить операции по стерилизации.
Событие, которое сегодня нас здесь объединило, абсолютно уникально и не имеет аналогов в истории России и стран СНГ. Впервые в рамках средней школы была затронута одна из самых сложнейших тем человечества - тема экспериментов на животных. Эта сфера является второй по масштабности после животноводства: более 150 миллионов животных ежегодно приносятся в жертву науке. По количеству приносимых животным страданий эта сфера является одной из самых жестоких, поскольку животные абсолютно бесправны, а фантазия экспериментатора ничем не ограничена.
Эта тема будоражила прогрессивные умы человечества во все времена. Против жестоких экспериментов выступали Виктор Гюго и Бернард Шоу, Лев Толстой и Альберт Швейцер, Марк Твен, Чарльз Дарвин, Даниил Андреев и многие другие. Однако, этический прогресс на месте и стоит и на смену допотопным методам приходят современные. На сегодняшний день учеными разработаны десятки тысяч гуманных альтернатив опытам на животных и этот поиск постоянно продолжается. В большинстве университетов мира внедрены альтернативные модели: муляжи, манекены, тренажеры, культуры клеток, компьютерное моделирование и клиническая практика вместо традиционного убийства. В прошлом году Европа совершила стремительный прорыв: с 11 марта 2009 года все страны Евросоюза запретили на своей территории тестирование на животных косметики, что ещё 10 лет назад казалось просто невозможным!
К сожалению, Россия сильно отстает в этом направлении, однако и у нас есть серьезные успехи. Так, например, в этом году мы подписали договор о переходе на альтернативное обучение уже с 10 российским вузом. В Санкт-Петербурге нами оборудован целый компьютерный класс, что позволило снять все опыты по фармакологии, в Великих Луках все ветеринарное отделение перешло на гуманный способ обучения, и виварий был переоборудован в ветклинику. На сегодняшний день опыты заменены в Казани, Тюмени, Кемерово, Томске, Воронеже, Москве и др. городах.
Вузы не только внедрили инновации в учебный процесс, но и накопили достаточный опыт альтернативного образования, которым они готовы делиться с другими вузами. Этот факт натолкнул нас на мысль о создании первого в СНГ фильма об успехе прогрессивных преподавателей и студентов. Итак, мы создали фильм «Гуманное образование в странах СНГ», который и лёг в основу конкурса «Наука без жестокости». Показ этого фильма в школах позволил информировать о проблеме многотысячную аудиторию будущих студентов, которые при дальнейшем поступлении в ветеринарные, медицинские и биологические вузы будут знать о своих правах. Итак, мы сейчас покажем небольшой дайджест (фрагменты из фильма) «Гуманное образование в странах СНГ».
Ведущий: - Сейчас мы переходим непосредственно к конкурсу, и я хочу представить наших почетных гостей:
- первая мисс СССР, поборник прав животных, веганМария Калинина. Пару слов, пожалуйста. Маша специально приехала из Америки, чтобы поздравить российских детей.
Мария Калинина: - Здравствуйте. Ну, положим, я не специально из Америки приехала сюда, чтобы поздравить детей, я уже здесь нахожусь давно, я преподаю йогу, веду, и поэтому эту тему мы часто обсуждаем на йоговских занятиях, потому что йога предполагает собой ненасилие над живым существом, не только ненасилие человеческого существа над человеческим существом, но также над животными. И поэтому йоги сами по себе – они вегетарианцы. Поэтому мы очень проповедуем вегетарианство, ненасилие над животными не только путем – то, что мы видели по телевизору, но в том числе вот посредством нашего ежедневного питания. Можно жить вегетарианцем, жить очень хорошо и быть здоровыми, счастливыми, и никакого в этом страха и ужаса нет, что каких-то элементов нам – или белковых и так далее не хватит, в общем-то все в порядке, проблем с этим нет никаких.
И мне кажется, то событие, которое сегодня имеет место здесь, – это очень актуальное мероприятие, потому что это как бы уже трендовое событие, потому что на тему, на которую мы сейчас говорим – тему, которую мы поднимаем, - это просто уже не только актуально, это просто модно, потому что раньше закрытые темы были о вегетарианстве, о йоге, о ненасилии над животным, ненасилии в семьях и так далее – эти темы просто не обсуждались. А если обсуждались, то – не знаю даже – в очень узком кругу. А сейчас эти темы поднимаются. И поэтому мне очень радостно, что в Москве имеет такое событие место – таких событий все больше и больше, и мне очень приятно быть частью этого, потому что я тоже этим живу, это пропагандирую и понимаю, что мы находимся с вами на одной волне и это время такое – которое приятно разделить его вместе с вами.
Ведущий: - А теперь мы хотим пригласить на эту сцену мэтра российского заповедного дела, зоолога, доктора биологических наук профессора Никольского Александра Александровича.
Никольский Александр Александрович: - Спасибо, дорогие коллеги, что вы пригласили меня на это замечательное мероприятие. То, что я увидел сегодня в этой небольшой презентации, в фильме, на меня произвело не только большое впечатление, но очень сильно меня удивило. Дело в том, что я закончил биологический факультет Московского Университета в 1967 году – это сколько лет – 43 года назад. Я с удивлением обнаружил, что на биофаке Московского Университета ничего не меняется.
Я кончил кафедру зоологию позвоночных, я не помню, на втором или на третьем курсе мы проходили физиологию, небольшой курс, и у нас был практикум. И в том числе – вот сейчас очень ярко вспоминаю – на меня в своё время произвело сильное впечатление – и на этом практикуме мы должны были… ну как бы воочию увидеть, как отходят основные сосуды от сердца лягушки. Вообще говоря, задача с точки зрения образования – сейчас я сам профессор, работаю со студентами, преподаю – сейчас, с этого своего сегодняшнего видения я прекрасно понимаю, что вообще говоря задача пустяковая, которую можно было бы показать просто на пальцах. Но для того, чтобы мы эту задачу усвоили, каждый из нас должен был на препаровальном столике распластать живую лягушку, приколоть ее вот этими самыми булавками, вскрыть грудную... вскрыть грудную клетку и воочию убедиться, что вот да, вот как отходят от сердца и входят в сердце – и аорта, и полые вены и так далее и тому подобное. И сейчас я опять же с высоты своего современного опыта вижу и чувствую, что вот такого рода, вообще говоря, пустяковых задач, для которых вообще ничего не нужно, не требуется ничего – и вот на такого рода задачи – уходят душевные силы молодежи.
Мне очень хотелось бы обратить ваше внимание на то, что вы являетесь по-настоящему элитой нашего общества. В последние годы запущено в оборот вот это вот словечко – элита, элитный. Но когда смотришь на тех, кто себя называет элитой, - это не элита. Но вот те, кто сидят передо мной, - вы все действительно являетесь настоящей элитой, вы все действительно являетесь самыми прогрессивными людьми нашего общества и вы действительно являетесь людьми 21 века. Я желаю вам дальнейших успехов, причем мне хотелось бы поблагодарить организаторов этого замечательного мероприятия. Поверьте мне, что вот все это организовать – очень непросто. Большое вам спасибо.
Ведущий: - Представляя вам новый плакат в нашем проекте "Жизнь в гармонии с планетой" (российские звёзды за права животных), хочу отметить, что после слов Александра Александровича произойдёт чудо и герой с плаката шагнёт в этот зал... и так:
- первый защитник животных на российской эстраде, солист группы «Сценакардия», веганАлексей Мартынов.
Алексей Мартынов: - Добрый день, дорогие друзья. Мне очень приятно здесь сегодня находиться. Такая замечательная вещь произошла, что десять российских вузов отказались от тех ужасов, которые происходили с животными ради того, чтобы признать те вещи, которые и так в принципе известны. Огромное спасибо обществу защиты животных «Вита», моим большим друзьям – если бы не они, этого бы, я думаю, не произошло, и таких энтузиастов я больше в жизни, честно говоря, не встречал.
Следующим шагом, я думаю, за отказом от опытов, должно конечно, пойти, вегетарианство, потому что этика человека по отношению к окружающему миру говорит о внутреннем состоянии души, и когда человек отказывается от насилия, он преобразует себя и преобразует мир вокруг себя - в лучшую сторону естественно. Я хочу вас всех еще раз поздравить, пожелать красные дипломы – без насилия. Спасибо обществу «Вита». Становитесь вегетарианцами.
Ведущий: - А теперь мы пригласим на сцену тоже нашего старого друга - молодого профессора Московской ветеринарной академии им.Скрябина Концевую Светлану Юрьевну.
Концевая Светлана Юрьевна: - Спасибо большое за предоставленную возможность несколько слов сказать. Вы меня видели сегодня в фильме. Я думаю, я нисколько не изменилась.
Я очень рада, что судьба свела меня с организаторами сегодняшнего мероприятия, особенно Еленой Маруевой, которые открыли мне глаза на то, как нужно вести себя и в каком направлении преобразовывать то, что мы называем гуманным образованием. Вы знаете, мне, как никому другому известно, что это такое, потому что я преподаю такую науку как ветеринарная хирургия. У нас в Академии относились к этому, мягко говоря, равнодушно. И, наверное, Елена – одна из первых студентов, которые резко поставили вопрос о том, что нельзя допускать гибели лабораторных животных. Вообще, давайте задумаемся, что такое лабораторные животные, что такое эксперимент. Это, конечно, не должно – об этом вообще нельзя говорить ни среди студентов, ни среди школьников, и вообще, это общечеловеческий вопрос. Я думаю, что … такой беспрецедентный случай произошел буквально на днях, когда на Всероссийском конкурсе лучших студенческих работ вузов Министерства сельского хозяйства комиссия единодушно сняла с конкурса студента, который представлял на своих слайдах во время доклада, как было произведено взятие крови у крыс. Не буду рассказывать эту ужасную сцену, но вы, наверное, живо представили себе это.
Кроме того, хотелось бы сказать вам, что сегодня проходит круглый стол по образованию в рамках Всероссийского и Международного конгресса ветеринарных практикующих врачей, и вопрос о гуманном образовании стоит очень остро.
Я еще раз хочу поблагодарить организаторов этого замечательного мероприятия, поблагодарить всех вас за то, что вы неравнодушны, за то, что вы боретесь с теми, кто цинично относится к братьям нашим – они не меньшие наши братья, пожалуй, мы меньшие братья среди них. Успехов вам, счастья, любви и здоровья!
«Никакой благой целью нельзя оправдать пытки. А опыты на животных - без сомнения - пытки» - Алексей Серебряков, народный артист России.
«Как человек, который любит животных, я не согласен с тем, чтобы их мучили!» - Александр Цигаль, скульптор, академик, автор Приза "Бронзовая лягушка" - "Самому гуманному вузу России".
«Мы рады, что затронутая нами проблема вызвала такой отклик в сердцах детей и учителей, – это актуально для России, которая пока сильно отстает от Европы, где гуманные альтернативы опытам давно используются и в учебном процессе, и в науке. Например, с 2009 года в странах Евросоюза запрещены косметические тест на животных.
Большинство же россиян вообще не слышали о проблеме, и, по-прежнему, задаются вопросом «А на ком тогда тестировать? На людях!?»... - президент Центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова, веган.
«Я бесконечно рада слышать, что и в России заговорили о правах животных. И мне приятно знать, что подрастающее поколение намного гуманнее и образованнее в этих вопросах, чем старшее поколение. Значит им не все равно, значит они хотят влиять на ситуацию, значит рано или поздно мы придем к гуманному отношению к животным, а значит и друг к другу. Ребята, вы большие молодцы. Не сдавайтесь, а мы вас обязательно поддержим!»
- Ольга Шелест, телерадиоведущая, актриса, веган.
Ведущая: - Прежде всего, мы выражаем огромную благодарность всем, кто принял участие в этом уникальном конкурсе, кто нашел в себе мужество не только посмотреть фильмы, но и погрузиться в анализ проблемы, предложить свое участие. Спасибо учителям, которые смогли тонко и объективно донести эту тему, не навешивая штампов. Для этого нужно, чтобы сам учитель был крайне заинтересован темой, чтобы она его тронула.
Итак, в нашем конкурсе приняли участие 7 стран, 52 региона, 105 городов и 104 села. Мы получили тысячи сочинений и сотни рисунков! К сожалению, работы из 6 стран опоздали к церемонии вручения по причине перебоев на почте в связи с терактами, поэтому о результатах детей из этих школ мы будем вынуждены сообщить дополнительно.
Ведущий: - По каким критериям мы отбирали работы? Знание материала и свои мысли, не простое изложение просмотренного фильма, а именно свои размышления, способность к эмпатии, т.е. сопереживанию и умению ставить себя на место другого. Часть работ, к сожалению, была отбракована по причине абсолютного плагиата из интернетных статей на эту тему, а мы их знаем все наизусть! Из ряда работ (работы типа «Если бы существовали альтернативы экспериментам, я был бы «за») явствовало, что не просмотрен фильм, а это обязательное условие конкурса. Ряд однотипных работ по образу: «Опыты надо прекратить, потому что животные – это ценный ресурс, и они все скоро могут попасть в Красную книгу» нами также был отбракован, поскольку он свидетельствует о полном непонимании темы.
Ведущие: В ряде работ мы столкнулись с неискоренимым традиционализмом, когда ребенок не может оторваться от навязанных учителем штампов и получается такой «плюрализм мнений внутри одной головы», что по-русски называется «каша». Мы хотели бы пояснить основные ключевые моменты, которые были затронуты в сочинениях.
Во-первых, сегодня уже не стоит вопрос «люди или животные», поскольку существует масса альтернатив и вопрос только в косности и догматизме.
Во-вторых, говорить о том, что без опытов человечество не смогло бы сделать ни шага по пути прогресса, тоже неправомерно. Откуда мы знаем, каким бы путем пошел прогресс? Ведь массово эксперименты стали проводиться только 300 лет назад, а многие заболевания лечились и побеждались задолго до этого. Когда человеку вручен костыль, он уже не представляет жизни без него!
Третий момент: «Ученые никак не могут найти альтернативы, поэтому вынуждены экспериментировать». А так вопрос никогда и не стоял! Мы всегда исходили из того, что животные – это дешевый расходный материал, а вот как только перед учеными совсем недавно была поставлена конкретная задача «заменить, потому что это не этично», то сразу появились тысячи предложений.
Четвертая догма «с одной стороны ученые, которые выступают «за опыты», а с другой стороны – зоозащитники». Это не так, существует просто 2 лагеря ученых «за «и «против», и тех, кто «против», с каждым годом становится все больше и больше.
Пятая догма о том, что «сегодня уже давно никто не проводит опыты без обезболивания». Опыты без обезболивания проводятся сегодня повсеместно и в российских вузах, и в науке, особенно ситуация усугубилась после «кетаминовой эпопеи», когда вне закона оказался самый ходовой наркоз для животных в России кетамин.
И, наконец, что «студенты не смогут, обучаясь без опытов, оперировать своих дальнейших пациентов, потому что они будут бояться крови». Обучаясь гуманно – сначала на муляжах и тренажерах, затем на трупах из этичных источников, затем ассистируя врачам, студенты получат все необходимые профессиональные навыки».
Итак, мы приступаем к объявлению победителей. Перед нами стояла очень сложная задача – выбрать лучшие работы, при том, что очень много замечательных работ! Призовые места в конкурсе награждаются почетными дипломами с подписями 5 организаций:
Международное сообщество за гуманное образование ИнтерНИЧ – это организация, которая занимается заменой опытов в вузах и благодаря которой в 60 странах мира заменены студенческие опыты на животных,
Британский Союз за отмену вивисекции (BUAV) – это знаменитая организаций, которая добилась запрета косметических тестов на животных сначала в Англии, а затем и в странах Евросоюза.
«Врачи против экспериментов на животных» / DAAE (Германия) – это организация, благодаря которой сегодня более 10 вузов на Украине перешли на гуманное образование,
Международная ассоциация против болезненных экспериментов на животных (IAAPEA) – консультативный орган при ООН,
и, наконец, российская организация Центр защиты прав животных «ВИТА», которая занимается заменой опытов в России.
Первое место в номинации «Сочинение» мы присудили ученику 7 класса «Контошинской СОШ» Алтайского края Лосенкову Дмитрию из семьи потомственных учителей. К сожалению, учительница и мама Дмитрия Светлана Александровна Лосенкова не смогла приехать, но зато приехала бабушка Валентина Константиновна, тоже учительница! Приглашаем Дмитрия и Валентину Константиновну на награждение!
Дмитрий очень искренне выказал сожаление по поводу своего эксперимента над кузнечиком в прошлом, рассказал о тронувшей его программе «Пусть говорят», в которой приняли участие две девушки, вывесившие в интернете ролик о своем участие в опытах на животных. «Не могу представить, - пишет Дмитрий в своем сочинении, - как они будут лечить людей, смогут ли понять боль больных, сопереживать беспомощным. Сколько же очерствевших, жестоких, бездушных врачей выпустят преподаватели в жизнь после подобного обучения?? Совершив однажды жестокость, человек может повторить её несколько раз».
Из сочинения Дмитрия: «Моя прабабушка рассказывала, что детям и женщинам никогда не разрешалось присутствовать при забое скота на мясо. Но был один человек на всю деревню – забойщик скота Фома. Видно не легким был его хлеб, так как после убоя и разделывания животного он выпивал большую дозу алкоголя. Односельчане, считая его незаменимым человеком, в то же время боялись его. Фома часто был с ними грубым, жестоким он был и в своей семье, избивал жену и собственных детей. К сорока годам жизни Фома заболел душевным расстройством и, в конце концов, покончил с собой. Этот жизненный пример ещё раз показывает, как пагубно сказывается на самом человеке участие в лишении жизни животного».
«Нужно широко освещать данную проблему во всех слоях населения планеты, показывать пагубное влияние опытов на психику людей», - говорит Дмитрий. Мы вручаем Дмитрию Диплом, а его маме и учительнице - «Благодарственное письмо». Мы поздравляем бабушку, которая воспитала замечательного внука!
(Избранные работы будут опубликованы на сайте)
Второе место в номинации «Сочинение» разделили 2 работы – Градулева Анна, 9Д класс, Лицей №76, г.Тольятти, Самарская обл. (учитель - Ольга Леонидовна Зерали) и Мартюшева Юлия, 15 лет, Центр детского творчества г. Ноябрьска, Ямало-ненецкий Автономный округ (учитель - Камакин Олег Николаевич). Для вручения Диплома мы приглашаем Градулеву Анну и её учительницу Ольгу Леонидовну Зерали. Вот отрывок из сочинения Анны:
«Сегодня мы препарируем лягушку, - равнодушно произносит преподаватель. Он достает небольшой контейнер, в котором находится живое, дышащее, чувствующее существо. Тут-то тревога обрела ясные очертания. – Наркоз? – смутно надеется студент, непроизвольно делая шаг назад. Нужны два добровольца. Нет, только не он… А добровольцы есть…Однако, было бы лучше, если бы был наркоз… Но его нет. Зато есть те, кто не боятся испытать свои знания, но далеко ли они пойдут?
-Далеко… - говорит преподаватель, довольно похлопывая одного из добровольцев по плечу, - будете настоящими докторами. А вы – он обращается к остальным – берите пример. Он берет портфель и выходит из аудитории, как будто бы ничего не случилось.. В действительности он отнял ещё одну жизнь. Всего лишь очередная графа в университетской програмее. А бедный студент ещё многого не понимает. Но он же должен идти вперед… как же все те плоды, проведенные за книгами? Он не может отступить , и, ведомый «авторитетом», он снова и снова переступает порог лаборатории, притупляя крик разума. Ему уже не страшно, ему уже не жалко и не тоскливо. Да и самого его уже нет.
Проходит время, студент держит диплом с гордо поднятой головой. Ещё бы… красный…ни одного пропущенного занятия. Ряды медиков пополнил ещё один служитель благородной профессии. Оплот милосердия и терпимости. Они были…уверяю Вас, были, но вот не стало, особенно сейчас, когда он сидит на скамье подсудимых, ис того конца помещения на него пристально смотрит мать той. Которой по его вине не стало. А бывший студент, уже врач, не понимает, в чем его вина. Ведь его не научили бороться, не научили любить. И там, в операционной, он просто опустил руки и закрыл глаза, как- будто бы видел те сотни и тысячи таких же искалеченных душ.»
Мы поздравляем Анну с победой!
И вручаем Благодарственное письмо её учительнице – Зерали Ольге Леонидовне.
Кроме того, ученица этого же лицея Симонова Анастасия, 10А класс, попала в число 30 поощрительных работ конкурса , и ещё 5 учеников попали в список оригинальных работ конкурса – Загидуллина Алина и Лозинский Ярослав (8А класс), Фролов Олег –(10А класс), Иванилова Екатерина (9Д класс) и Дробжева Валентина – 9А класс). Все они награждаются Благодарственными письмами. Тольяттинские работы - одни из самых сильных работ на конкурсе.
Юлия Мартюшева из Ноябрьска подъехать не смогла, но мы зачитаем несколько фраз из её сочинения: «Я хочу начать с фразы Раскольникова из замечательного рассказа Достоевского «Преступление и наказание»: «Тварь ли я дрожащая или имею право?» Казалось бы, какое отношение имеет это выражение к теме сочинения? Да самое прямое! Ведь речь идет о праве человека на подавление других существ, в том числе и других людей. А ведь это ещё напоминает философию нацизма! Ведь так можно договориться и до использования слабых и больных людей в интересах сильного большинства и сейчас, и не только в фашистской Германии!
Если задуматься над тем, что нам показывают с экранов телевизоров, то начинаешь понимать, насколько мало сейчас ценится человеческая жизнь. На фоне отнятых за материальные блага человеческих жизней может ли кто-нибудь задуматься о жизнях мышей, кроликов, собак? Вот мы с вами и подошли к мысли , что о жизни других существ эти самые существа не думают. Хотя существа-то считаются разумными, и , казалось бы, должны думать. Но зачем? Ведь намного привычнее ссылаться на тех людей, которые думали сто и более лет назад».
Итак, приглашаем победителей конкурса, занявших 3 место: Герасимова Дарья, 6А Средняя школа №4 г. Серпухова Моск. области и её учительница – Ченская Юлия Сергеевна. Вот отрывок из сочинения Дарьи: «Ещё до нашей эры греческий философ Демокрит сказал: «Медицина – сестра философии». Но, по моему мнению, это высказывание противоречиво. О чём толкует нам современная медицина, а о чём повествует философия? Многие медики утверждают, что «цель оправдывает средства», поэтому во имя благополучия человечества могут пострадать и более примитивные существа – животные. Философия же, особенно индийского корня, указывает на связь человека с животными и остальными живыми организмами. И только взаимное уважение «венца творения природы» и её других обитателей может открыть истину и сохранить связь с Богом.
Я пишу стихи, - говорит Дарья - надеюсь, моим первым вкладом в защиту подопытных животных станет это стихотворение:
Есть в мире жестокость,
Молчанье, пороки,
Слепая покорность -
И в нас их истоки.
Человек забыл про душу,
Исцеляя тело.
С Богом он не делит сушу,
Забыв о Нём так смело.
Любовь ко всем – ключ Мира.
И воспевает это лира.
Для каждого народа
Одна любовь – природа.
Но что «венец» природы?
Человечество- все мы-
И наши вольные умы.
Животные не на свободе-
Перед ними засовы тюрьмы,
В опытах гибнут они.
Чтобы, к примеру,
Внедрить новый крем,
Люди убили животных,
Но не ушли от проблем.
И в день, когда за всё ответить
Людям будет суждено,
Ни за что нас не приветят-
Рая таким не дано.
Что такое есть духовность?
С живой природой наша кровность.
Зарождая в сердце человечность,
Не будем мучить братьев меньших.
Давайте лечить заболевших!
Для здоровых хозяйка - природа.
Да будет начало восхода
Сознанье любви и добра -
Никто не погасит такого костра!
Скажите пыткам животных – нет!
Это будет науки рассвет.
Духовное развитие
Не надо прекращать,
Ведь вскоре тайну бытия
Удастся нам познать.
Живых существ губить не надо!
А осознавших ждет награда…
Следующий победитель, занявший 3 место – Ляпченков Андрей, 8 В класс Гимназии №3 г. Зеленодольска (Татарстан), написавший замечательную сказку о храбром кролике Снежке, который сумел обмануть ученых и спас всех своих друзей из вивария. Сам Андрей приехать не смог, но зато приехала ученица этой же гимназии Урманова Диана, которая получает Почетную грамоту за оригинальное сочинение. Кроме того, мы награждаем за 2 место трех учениц этой же гимназии в номинации «Плакат». Эта номинация нами не планировалась, но возникла в ходе конкурса. Итак, это Власова А., Исматова Д., и Васильева А., а также мы вручаем Благодарственное письмо их учительнице Кашинцевой Елене Анатольевне.
И третья победительница, занявшая 3 место в номинации «Сочинение» - это Рогова Дарья, 6А класс Средняя школа №101 г. Железногорска Красноярского края, которая к сожалению, не смогла подъехать и мы зачитаем цитату из её сочинения : «Разумеется, очень сложно изменить тот жизненный уклад в обществе, который существует не один десяток лет. Жить, не задумываясь над проблемами, которые тебя не касаются – легко и беззаботно. Но всегда найдется человек, благодаря усилиям которого может измениться отношение к казалось бы неразрешимой проблеме. Каждому из нас по силам начать с малого- найти неравнодушных единомышленников, которые будут вести просветительскую и пропагандистскую работу в защиту животных. В своей семье мы теперь не пользуемся средством для мытья посуды «Проктер анд Гэмбл» (сейчас пытаемся убедить папу, что его любимый станок для бритья от компании «Жиллет», возможно стал причиной страданий не одного десятка подопытных животных». Я считаю, начать с малого – значит начать делать многое!»
Теперь мы переходим к призовым местам номинации «Рисунок».
1 место в конкурсе заняла работа Штульберг Кристины, 9А кл. «Славгородская Средняя Школа», Алтайский край. Её оригинальная работа, выполненная углем, служит символом жертв животных во имя науки. На чаше, обвитой змеёй – символ медицины - она изобразила плачущую и истекающую кровью кошку. К сожалению, Кристина не смогла подъехать.Её педагогу Гончаренко Инне Владимировне мы направляем Благодарственное письмо.
2 место заняла Реснянская Валентина, 8Б кл., Гимназия №14, г.о.Орехово-Зуево, Московская обл. (педагог Мальцева Л.В.). На её работе изображена препарирующая в лаборатории кролика молодая девушка и пинающие собаку дети за окном. На плакате надпись «Дети смотрят, дети повторяют». Из этой же гимназии Почетная грамота за оригинальную работу (рисунок)- Марченко Полина, 8 Б класс ,Лозинская Диана, 7 А класс , Прозорова Ангелина, 8 А класс, гимназия № 14
Учитель Мальцева Л.В.
2 место заняла и Сироткина Ирина, 7кл. Дальнеконстантиновская Средняя школа, Нижегородская область (педагог Павленкова И.Н.). Она изобразила безмятежную жизнь животных на лугу – зайчиков,собак, крыс, лягушек - в которую как серый смерчь врывается цивилизация в виде шприцов, лекарст, химии и т.д. К сожалению, Ирина не смогла подъехать.
3 место занимает Шамазова Екатерина, 6А кл., Средняя школа №13, г.Клин, Московская область и её учительница Шамазова Екатерина Дмитриевна. На работе Екатерины изображены сидящие в центре крыса, кролик и лягушка, молящие людей о пощаде, а в животных летят шприцы, скальпели и таблетки.
Ещё одно 3 место – Мошкина Елена, 6кл., «Чернокурьинская Средняя Школа», Алтайский край и учитель Мерчалова И.Г. На работе изображено сердце, на фоне которого – ладонь с приютившейся на ней лягушкой.
И, наконец, ещё одно 3 место – Черёмин Иван, 7А кл., «Средняя школа №64», г.Барнаул, Алтайский край. Это очень трогательная работа, выполненная в технике «графика». Пришедший в лабораторию экспериментатор застал на операционном столе крысенка с надувным шариком. К сожалению, Иван не смог подъехать.
Третья номинация, которая образовалась в процессе конкурса – плакат. Здесь мы особо отметили плакат Анастасии Ким 10А школа 566 Москва (учитель Есипова Тамара Борисовна). Из этой же школы мы отметили Поощрительной грамотой ещё работу-стихотворение Силаевой Елизаветы и Сафроновой Лилии (учитель Гринь Ирина Алексеевна).
Теперь переходим к 30 поощрительным работам и работам, отмеченным жюри за оригинальность. Логичнее всего нам будет объявлять по прибывшим школам, потому что работ много и они по разным городам.
1.Никифорова Диана, поощрительный приз (сочинение) - 10 кл., Средняя школа №22, п.Дубовая роща, Московская область и Антонова Екатерина – Почетная грамота за оригинальность (учителя - Реброва Светлана Владимировна, Сучкова Наталья Васильевна)
2.Анюшина Ольга, 11А кл., поощрительный приз в номинации «Сочинение» Дедовская Средняя Школа №4, Московская область (учитель - Прививкова Н.С.) и из этой же школы Паньженская Ирина, поощрительный приз в номинации «Рисунок»
5.Акимова Юлия и Шонова Дарья, Школа №57, г.Владивосток , поощрительные призы в номинации «Сочинение» (учитель - Бутко Ирина Васильевна). Учитель Ирина Васильевна просто поразила нас своей подробной хронологией описания своих эмоций после просмотра фильма.
6.Ларина Алина, поощрительный приз (сочинение) и почетная грамота за оригинальность (сочинение) - Акстына Светлана 10 кл. Школа №12, г.Пенза (учитель - Конашенкова Наталья Игоревна)
7.Горбатова Юлия и Кузнецов Александр, 7А кл., поощрительный приз (Сочинение) Школа №70, г. Рязань учитель Горбатова Ирина Николаевна.
8. Быкова Александра, поощрительный приз (сочинение), 10 кл., п.Нижегородец, Дальнеконстантиновский р-н, Нижегородская область, Россия (учитель - Рыжова Светлана Александровна)
9. Алексеева Ксения, поощрительный приз (рисунок) -7 кл, Лицей математики и информатики, Саратов. Из этого же Лицея - Заикин Никита (поощрительный приз (сочинение), 6 кл.,
Кроме того, выпускники этого же лицея получают Почетные грамоты за оригинальность (сочинение): Ющкин Артем, 10(1) класс, Мамедова Н., 10(1) класс, Михралиева Ларина, 10(2) класс,
И почетные грамоты за оригинальность (рисунок) Ашитков Андрей, 6(1)класс, Силаев Иван, 6(1) класс Лебедев А., 10(2) класс
Почетные грамоты за оригинальность в номинации «Плакат» получают: Кравец Ульяна, Шаптала Мария, Дмитриева Татьяна 6(1)класс
(учитель Пыняева Татьяна Ивановна)
10.Ширшкова Нина – поощрительный приз (сочинение), 9В кл., Школа №3, с.Рассказово, Тамбовская область
Из этой же школы Ядова Яна – поощрительный приз (рисунок) 9А кл., Курышева Екатерина – почетная грамота за оригинальность (сочинение) , 9В Терехова София – почетная грамота за оригинальность(сочинение), 9А класс,
Учитель всех призеров - Буданцева Марина Викторовна)
11. Садофьев Михаил – поощрительный приз (сочинение), 11А кл., «Серебряно-Прудская Средняя школа», Московская область, Россия (учитель - Максимова Елена Константиновна)
12. Пчелкина Анастасия - поощрительный приз (сочинение), 6А кл., Школа №867, г.Москва, Россия (учителя - Ермолова Маргарита Владимировна, Колпачкова Ольга Николаевна)
13. Вартазарян Давид – поощрительный приз (сочинение), 8А кл., Школа №6, г.Раменское, Московская область, Россия (учитель - Крючкова Анна Ивановна)
Почетная грамота за оригинальность (сочинение) - Никитина Анна, 6 класс
14. Сочка Анна, Юсупжанова Диана – поощрительный приз (рисунок) 10 кл., с.Сергиевка, Белгородской области, Россия
15. Агашова Валентина, Александрова Виктория – поощрительный приз (рисунок) 8 кл., МОУ «Клишинская Школа», Московская область
16. Батов Денис - поощрительный приз (рисунок) - 9 кл., «Барыбинская Школа», Московская область. Из этой же школы – Почетная грамота за оригинальность (сочинение): Лобовикова Дарья, Волкова Снежана, 10 класс, Рахимова Камила, 9 класс, Доброва Полина, 9 класс, Байденко Ольга, 9 класс,
Почетная грамота за оригинальность (стихотворение) Гуслянникова Елена, 9 класс, Лисенков Олег (+ рисунок), 8 класс,
17. Наимов Юрий - поощрительный приз (рисунок), 8 кл., Большегрызловская Средняя школа, Серпуховский район, Московская область
Из этой же школы почетная грамота за оригинальное сочинение - Насибуллина Юлия, 9 класс, (учителя Рассева Н.М., Новожилова Н.В.)
Почетная грамота за оригинальность (рисунок) - Шульгинова Екатерина, 9 класс, Учитель Рассеева Нина Михайловна
18. Почетная грамота за оригинальность (рисунок) Сажина Ольга, 8а класс, Школа «Сосны», Московская область
Из этой же школы - Почетная грамота за оригинальность (сочинение): Клемантович Алина, 8А класс, Карпунова Ирина, 8А класс, Костыненко Вадим, 8А
учитель всех призеров Иванова Екатерина Федоровна Коробейникова Екатерина, Головлева Елизавета - 8Б Школа "Сосны" Московской области (учитель Перкова А.Т.)
19. Почетная грамота за оригинальность (рисунок) Филиппова Анастасия, 7Б класс, СОШ №25 г. Люберцы Гейдарова Марика, 7 Б класс, Учитель Корякина В.В. Абросимова Александра, 6А класс,
Учитель Колесникова Л.Г.
20. Почетная грамота за оригинальность (сочинение) для 16 человек: Бригаднова Елизавета, 8 А класс, Гимназия No.24 г.Люберцы Московск.обл. (учитель - Чижова Ирина Андреевна)
Из этой же школы: Иншакова Елена, 8 А класс, Довбня Анна, 8 Акласс, Салахетдинов Андрей, 8 А класс, Капустин Никита, 7А класс, Логина Анастасия,7А класс, Волкова Анна, 7А класс, Шульженко Юрий, 7Б класс, Крисюк Анна, 7 класс. Лукашин Алексей, 14 лет, Саргсян Мария, 9А класс, Акенина Анастасия, 9 Б класс, Бродецкая Анастасия, 10 А класс, Молчанова Ада, 10 А класс, Максимова Анастасия, Кабалина Кристина, 10 А класс, Гимназия No.24 г.Люберцы Московск.обл.
Учитель всех призеров - Чижова Ирина Андреевна
21 Почетная грамота (сочинение) Телегина Дарья, 7А класс, МОУ "Правдинская Средняя школа No.2" Московская область Погорельская Анастасия, 11 Б Прищепа Надежда, 9 Б класс,
учитель Воронцова Тамара Сергеевна
Из этой же школы: Поощрительный приз (плакат) Франзи Анастасия, Козина Валерия 8А кл., Голоцван Полина, Жилина Елена 14 лет, Мельницкая Анастасия 13 лет, Горина Алина, Салахутдинова Анна 8А кл., Болгарчук Алина, Овсянникова Ольга 9А кл.,
Из этой же школы - Почетная грамота за оригинальность (рисунок) Планкина Дарья, 8 А класс, Новоселова Людмила 8 А класс, Шапочкина Екатерина, 8 А класс,
22.Почетная грамота за Оригинальность (рисунок) Киселёва Ксения, 8 класс, «Повадинская Средняя школа», Моск. обл.
Почетная грамота (стихотворение) Леонова Анастасия
Почетная грамота (сочинение) Меркулова Анастасия, 8 класс,
(учитель Юлова Альфия Шафхатовна)
23.Почетная грамота в номинации «Рисунок» Киреева Кристина, 6 класс, «Шустиковская Средняя школа»Моск.обл
24.Почетная грамота за оригинальность (сочинение) Протченко Анастасия, 11 класс, "Лотошинская Средняя школа No.2" (учитель Шуплецова А.А.)
Богданова Ольга, 10 класс, МОУ "Лотошинская Средняя школа No.2" (учитель Лясникова Т.И.)
25. Почетная грамота за оригинальность (сочинение) Ивашова Валерия, 9 класс, "Назарьевская Средняя школа, Наро-Фоминский р-н, Московская область
26. Почетная грамота за оригинальность (сочинение) Валецкая Елена, 10 кл, Средняя школа No. 898 г. Москвы
27.Почетная грамота за оригинальность Рымар Никита, 8 класс, "Школа "Образование плюс...1" (учителя: Сухов Сергей Александрович, Митрофанова Елена Витальевна) Растегин Алексей, 6 класс, " Школа "Образование плюс...1" (учителя: Сухов Сергей Александрович, Похильченко Ольга Дмитриевна)
Прокофьева Надежда Юрьевна, ученица 8 класса, Технического лицея № 102, г. Железногорска Красноярского края (учитель - Прокофьев Юрий Валериевич), получившая поощрительный приз (сочинение), пишет:
"Когда люди говорят о насилии над животными, я невольно вспоминаю «Атомную сказку» Ю.П.Кузнецова:
Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошел в направленье полета
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото.
За три моря от отчей избы.
– Пригодится на правое дело! –
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака."
Выражаем Вам огромную благодарность за плодотворное участие в уникальном конкурсе «Наука без жестокости», впервые затронувшим нравственный вопрос использования животных в качестве подопытных моделей в науке и учебном процессе.
Мы восхищены тем, как тонко удалось Вам преподнести детям эту сложнейшую тему, при этом преподнести объективно, не навешивая штампов, о чем говорят интересные и самобытные работы Ваших учеников.
Спасибо за искреннюю заинтересованность в теме, неформальный подход, благодаря которому Вам удалось зажечь сердца учеников, добиться их понимания и сопереживания.
Именно уважение к чужой жизни, способность видеть мир глазами другого живого существа являются залогом этического прогресса общества, что создаёт условия для превращения современного общества в общество без насилия, способствует сохранению цивилизации и жизни на планете!
Благодарим Британский Союз за отмену вивисекции BUAV за спонсорскую поддержку призового фонда, организацию «Врачи против экспериментов на животных» (Германия) DAAE, компанию LUSH (Россия www.lushrussia.ru), компанию Лайма Люкс www.laimalux.com за предоставленные подарки.
Поздравляем Всех с победой!
И теперь мы перенесёмся в аудиторию типичного российского медицинского, ветеринарного или биологического вуза. (Театральная импровизация. Актёр - Фёдор Шеленков).
В завершении торжественной церемонии мы переходим к церемонии чайной и к великолепным блинам от Соевого клуба.
Всем лауреатам конкурса, которые не смогли приехать на награждение, Дипломы, Почётные грамоты, Благодарственные письма и призы мы вышлем по почте.
Рисунки, плакаты, сочинения или их избранные фрагменты будут опубликованы на сайте.