30 августа 2012
Вторая волна Ответов госструктур на Открытое письмо по кетаминовому делу
Животные в России лишены обезболивания во время операций, а ветврачи - права на профессию
Получены ответы от госструктур на Открытое обращение от деятелей культуры и науки Президенту, Премьер-министру, Верховному суду, Генпрокуратуре РФ о чрезвычайном положении в России: лишении наркоза для животных и лишении прав честных ветврачей на гуманную профессиональную деятельность - см. текст ниже и сканированные изображения документов.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОКУРАТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Генеральная прокуратура РФ
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТВЕТЫ:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 20 » июля 2012 г.
Новожиловой И.Ю.
1
Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения
медицинских изделий в пределах своей компетенции рассмотрел Ваше письмо, поступившее из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по вопросу использования лекарственного препарата «Кетамин» в ветеринарной практике и сообщает следующее.
Позиция «Кетамин» внесена в раздел «Психотропные вещества» списка II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (далее - перечень).
В соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня, подлежит лицензированию.
При этом в соответствии с нормами Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» указанную деятельность, предусматривающую, в том числе, использование психотропных веществ, внесенных в список II перечня, в ветеринарных целях, могут осуществлять только юридические лица.
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N~ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня, включена в единый вид деятельности - «деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений».
Для получения лицензии на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части оборота наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня) соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган соответствующий пакет документов, предусмотренный пунктом 7 Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N~ 1085 (далее - Положение), и
2
обеспечить соблюдение лицензионных требований, предусмотренных пунктом 4 Положения.
Одним из документов, необходимым для представления в лицензирующий орган, является заключение ФСКН России о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список 1 прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническими средствами охраны.
При этом требования к оснащению помещений для хранения наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для использования в ветеринарных целях, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
В соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом помещение для хранения наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для использования в ветеринарных целях, относится к 3-ей категории и оборудуется входной дверью (обладающей классом защиты от разрушающих воздействий не ниже 3-го) с двумя запирающимися устройствами и сейфом (либо насыпным, либо прикрепленном к полу (стене) не ниже 3-го класса устойчивости к взлому). Требований по оснащению данных помещений охранной и тревожной сигнализацией, наличию металлических решеток на окнах действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом, следует отметить, что требования по техническому оснащению помещений для хранения наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для использования в ветеринарных целях, минимальные и не требуют больших финансовых затрат для ветеринарных организаций.
С уважением, Заместитель директора Департамента О.А. Константинова
----------------------------
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минсельхоз России)
« 1 » августа 2012 г.
И.Ю.Новожиловой.
1
Уважаемая Ирина Юрьевна!
в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 27.06.2012 № П11-27448 Минсельхозом России совместно с ФСКН России и Минздравсоцразвития России рассмотрено коллективное обращение деятелей культуры и актеров, а также ветеринарных врачей, врачей, биологов и химиков относительно ситуации, сложившейся с применением в ветеринарии препаратов для наркоза.
Как ранее было отмечено в письме Департамента ветеринарии от 17.07.2012 № 25-25/1473, Минсельхозом России совместно с ФСКН России планируется рассмотрение вопросов применения в ветеринарии препаратов для наркоза в рамках соответствующей межведомственной рабочей группы.
Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Федеральный закон) и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, лекарственные. препараты для ветеринарного применения вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы Россельхознадзором. Для государственной регистрации лекарственного препарата для ветеринарного применения, в том числе содержащего наркотические средства или психотропные вещества, его разработчик или уполномоченное им другое юридическое лицо представляет в Россельхознадзор заявление о государственной регистрации лекарственного препарата, а также документы, предусмотренные статьей 18 Федерального закона. По имеющейся информации, заявлений о государственной регистрации лекарственных препаратов для ветеринарного применения, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в Россельхознадзор не поступало.
2
Нужно также отметить, что Россельхознадзором зарегистрированы и могут применяться на территории Российской Федерации лекарственные препараты для анестезии животных, не являющиеся наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами.
Кроме того, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 NQ 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», помещение для хранения наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для использования в ветеринарных целях, относится З-ей категории и должно соответствовать следующим требованиям:
1) помещение, относящееся к З-й категории, должно быть оборудовано входной металлической дверью, деревянной дверью, усиленной с 2 сторон листовым железом, либо дверью из иного материала, обладающей классом защиты от разрушающих воздействий не ниже З-го;
2) входная дверь должна иметь не менее 2 запирающих устройств З-го класса защиты от разрушающих воздействий;
3) наркотические средства, психотропные вещества должны храниться в запирающихся насыпных или прикрепленных к полу (стене) сейфах не ниже З-го класса устойчивости к взлому.
Иных требований по техническому оснащению помещений З-ей категории, в том числе по оснащению охранной и тревожной сигнализацией, наличию металлических решеток на окнах, не установлено.
Директор Л.М.Сургучева
----------------------------
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОКУРАТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
27.07.2012 г.
Новожиловой И.Ю.
1
Ваше обращение в защиту интересов Шпака А.Н., осужденного приговор ом Выборгского районного суда от 01.03.2012, рассмотрено прокуратурой Санкт-Петербурга по поручению Генеральной прокуратуры РФ.
Разъясняю, что в случае несогласия с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 «Об утверждении положения об использовании наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии», в соответствии с которым использование кетамина в ветеринарии может осуществляться только юридическими лицами при наличии у них лицензии, надлежит обращаться в законодательные органы Российской Федерации с соответствующей правотворческой инициативой.
Одновременно сообщаю, что доказательства виновности Шпака А.Н. в совершении инкриминированных ему преступлений являлись предметом тщательной проверки судов первой и кассационной инстанции;. были оценены как относимые, допустимые а в совокупности как достоверные и достаточные для вынесения обвинительного приговора.
В соответствии с требованиями ст.402 УПК РФ, приговор Выборгского районного суда от 01.03.2012 и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда от 14.06.2012 в отношении Шпака А.Н. могут быть обжалованы в надзорном порядке самим осужденны его защитниками или законными представителями.
Содержание ответа прошу Вас довести до сведения подписавших обращение деятелей культуры, актеров: Михаила Боярского, Андрея Макаревича, Александра Сокурова, Елены Камбуровой, Елены Яковлевой, Инны Чуриковой, Валентина Гафта Ольги Остроумовой, Александра Михайлова, Эдиты Пьехи Алексея Серебрякова, Михаила Ширвиндта, Анны Ковальчук, Татьяны Колгановой, Ксении Раппопорт, Юрия Гальцева, Дмитрия Певцова, Михаила Пореченкова, Сергея Мигицко, Ларисы Луппиан, Сергея Дрейдена, Татьяны Пономаренко, Григория Дитятковского, Дарины Дружиной, Анны Алексахиной, Сергея Перегудова, Зинаиды Шарко, Светланы Крючковой, Анатолия Кузнецова, Анастасии Мельниковой, Анвара Либабова, Линды Нигматулиной, Михаила Горевого, Олега Фомина, Насти Задорожной, Аристарха Венеса, Александра Головина, Даниила
2
Спиваковского, Александра Феклистова, Марии Ароновой, Сергея Серова, Олеси Железняк, Михаила Полицеймако, Александра Пожарова, а также ветеринарных врачей, врачей, биологов, химиков: Андреевой Н.Л., Беловой Л.М., Белова М.В., Гавриловой Н.А., Кузнецова А.Ф., Лаковникова Е.А., Луцко Т.П., Нарусбаевой М.А., Нечаева А.Ю., Семёнова Б.С., Середы С.В., Стекольникова А.А., Шумакова О.Ф., Придыбайло Н.Д., Племяшова К.В., Сазанова А.А., Сазановой А.Л.
Начальник управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами старший советник юстиции Е.В.Сидоренко
----------------------------
Генеральная прокуратура Российской Федерации
30.07.2012 г.
Новожиловой И.Ю.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено коллективное обращение по поводу уголовного преследования ветеринарного врача Шпака А.Н.
Приговором Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от 01.03.2012 Шпак А.Н. осужден за незаконное хранение без цели сбыта психотропного вещества в крупном размере, а также за покушение на сбыт вещества того же вида в особо крупном размере к 8 годам 6 месяцам лишения свободы со штрафом 400 тыс. рублей.
Судебной коллегией по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда 14.06.2012 приговор изменен, действия осужденного квалифицированы в соответствии с уголовным законом в новой редакции, определено наказание в виде 8 лет лишения свободы со штрафом в размере 30 тыс. рублей.
Суды первой и кассационной инстанций, проанализировав собранные по делу доказательства, в том числе с учетом версии защиты о намерении Шпака А.Н. оказать помощь своему коллеге в медицинских целях, отвергли доводы защиты, придя к выводу о совершении Шпаком А.Н. умышленного преступления в корыстных целях.
По поводу обозначенной в обращении проблемы, связанной с привлечением к уголовной ответственности ветеринарных врачей, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» высказал позицию, согласно которой в случаях, когда лицо в целях лечения животных использует незаконно приобретенное психотропное вещество, в его действиях отсутствуют признаки преступления, влекущего уголовную ответственность за незаконный сбыт этого вещества.
Вместе с тем, Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручено прокурору г. Санкт-Петербурга организовать проверку приведенных в обращении доводов, о её результатах проинформировать заявителей.
Об изложенном доведите до сведения остальных авторов.
Начальник управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства л.и. Коптева
----------------------------
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФFДEРАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
ул. Ильинка, д. 23. Москва, Российская Фелерация. 103132
« 21 » августа 2012 г.
Боярскому М. Перегудову С; коллективное
Уважаемый Михаил Сергеевич!
Ваше обращение на имя Президента Российской Федерации, рассмотрено. В целях объективного и всестороннего рассмотрения Вашего обращения был направлен запрос в Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
На основании документов и материалов, полученных в ходе рассмотрения Вашего обращения, сообщаем, что в настоящее время в соответствии с Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681, кетамин отнесен к психотропным веществам, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II).
в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня, подлежит лицензированию. Федеральный закон № 3-ФЗ никогда не запрещал юридическим лицам осуществлять оборот «кетамина» В ветеринарии (согласно Ст. 14 указанного закона оборот наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Список II перечня, допускается в медицинских, ветеринарных, научных, учебных и экспертных целях).
Для получения лицензии на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части оборота наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня) соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган соответствующий пакет документов, предусмотренный пунктом 7 Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1085 (далее - Положение), и обеспечить соблюдение лицензионных требований, предусмотренных пунктом 4 Положения.
Одним из документов, необходимым для представления в лицензирующий орган, является; заключение ФСКН России о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническими средствами охраны.
При этом требования к оснащению помещений для хранения наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для использования в ветеринарных целях, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
В соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом помещение для хранения наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для использования в ветеринарных целях, относится к 3-ей категории и оборудуется входной дверью (обладающей классом защиты от разрушающих воздействий не ниже 3-го) с двумя запирающимися устройствами и сейфом (либо насыпным, либо прикрепленном к полу (стене) не ниже 3-го класса устойчивости к взлому). Требований по оснащению данных помещений охранной и тревожной сигнализацией, наличию металлических решеток на окнах действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом, необходимо отметить, что требования по техническому оснащению помещений для хранения наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для использования в ветеринарных целях, минимальные и не требуют больших финансовых затрат для ветеринарных
организаций.
Учитывая актуальность проблемы, в настоящее время ФСКН России проводится работа по формированию межведомственной рабочей группы по изучению вопроса применения наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии и упрощению порядка их использования ветеринарными учреждениями Российской Федерации, в которую входят представители Минсельхоза России и Россельхознадзора.
Однако установленный порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров не предусматривает применение «кетамина» В деятельности частнопрактикующих врачей для обезболивания животных.
В медицине этот препарат применяется для общей анестезии с быстрым, выраженным, но непродолжительным действием. Используется только в учреждениях здравоохранения, бригадами скорой помощи и в экстренной медицине.
Но он не зарегистрирован в качестве лекарственного препарата и его использование в ветеринарии при анестезии, а также для усыпления больных животных является незаконным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что как в России, так и за рубежом, многие ветеринарные клиники и частнопрактикующие ветеринары, для лечения животных используют ряд других препаратов, таких как «золетил», «пропофол», «стадол» И др., оказывающих сходное воздействие, но не являющихся наркотическими средствами, а также психотропными или сильнодействующими веществами.
Злоупотребление «кетамином» российскими гражданами в возрасте до 25 лет в 90-е годы прошлого века представляло собой серьезную угрозу для здоровья населения.
Легальная возможность приобретения препарата, на который ранее распространялись ограничения лишь как на «сильнодействующее средство», привела к тому, что он занял существенное место среди веществ, используемых в так называемой «химии отдыха» молодежи, в том числе среди несовершеннолетних. По наблюдениям HИИ наркологии, до 1998 г. в отношении наркоманов, имеющих химическую зависимость от различных веществ, в прошлом имели место эпизоды потребления именно «кетамина». Незаконное применение «кетамина» со временем дополнилось его использованием в целях кратковременного наркотического одурманивания жертв хищений и преступлений против половой неприкосновенности личности, что потребовало осуществления скоординированных действий органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Только четкие и направленные меры контроля со стороны государства в отношении «кетамина» позволили В Российской Федерации стабилизировать ситуацию на рынке этого наркотика.
Он включен в список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию таможенного союза допускается на основании лицензии Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений, утвержденного решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 и решением комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 132.
На основании пункта 2 Положения об использовании наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2009 г. № 453, использование наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии осуществляется юридическими лицами и при наличии у них лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах».
По поводу обозначенной в обращении проблемы, связанной с привлечением к уголовной ответственности ветеринарных врачей, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 15.06.2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» высказал позицию, согласно которой в случаях, когда лицо в целях лечения животных использует незаконно приобретенное психотропное вещество, в его действиях отсутствуют признаки преступления, влекущего уголовную ответственность за незаконный сбыт этого вещества.
Дополнительно информируем, что Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручено прокурору г. Санкт-Петербурга организовать проверку приведенных в обращении доводов и о её результатах проинформировать Вас.
С уважением, Начальник департамента письменных обращений граждан и организаций М.Галкина
Центр защиты прав животных "ВИТА"
Сайт: www.vita.org.ru
Почта: vita@vita.org.ru
Материалы по теме:
• БОЛЕВОЙ ШОК
Видео
• Закон, что дышло. Провокатор ветврача Шпака осуждён по 7 статьям УК РФ, но, отделался условным сроком! Провокатор ветврача Шпака осуждён по 7 статьям УК РФ, но, отделался условным сроком!
• Наркоконтроль рекомендовал животным временно не жить. Пресс-релиз ВИТА
• Слуги народа против НАРОДА. Пресс-релиз Профсоюза ветврачей>
• Официальное письмо Директору ФСКН Иванову В.П.
• Пытки на операционном столе. Ветеринарных врачей заставляют резать по живому». Московский Комсомолец, 20 августа 2012
• В России запрещён наркоз для животных. Ведущие специалисты ветеринарной науки России на Круглом столе «Кетамин аналогов не имеет» в пресс-центре газеты «Известия». 16 августа 2012
• Последний бой, он трудный самый! Защитники прав животных и ветврачи на финальной стадии борьбы за кетамин. 02 августа 2012
• «Кетаминовая война» ФСКН с защитниками животных подошла к завершающей стадии Статья адвоката Евгения Черноусова
• ВИДЕО: Ирина Новожилова на телеканале "Дождь" о кетамине. Животные в России лишены наркоза, а ветврачи - права на профессию. 27 июля 2012
• Открытое письмо Президенту России от известных деятелей культуры и ветврачей
• Ответы госструктур на Открытое письмо по кетаминовому делу
• Кетамин. Как наркоконтроль лишил животных России обезболивания во время хирургических операций. История абсурда.
• Живодёрский срок
• Скандал вокруг кетамина: как остановить мучения людей и животных, 20 мая 2012, 1 канал
• Операции без наркоза: животные и ветврачи в чрезвычайном положении
• Синдром ветеринара или "Осторожно – кетамин!" - 04.04.2012
• ВИДЕО: Животные России без обезболивания, ветеринарный врач осужден на 8,5 лет тюрьмы. Пикет в СПб и Круглый стол в Ветакадемии (СПГАВМ)
• Наркоконтроль снова раскрыл ящик Пандоры: российская общественность протестует против возобновления «кетаминовых» судов над ветврачами
• ТВ-сюжеты, программы и фильмы по теме "Кетамин. Наркоконтроль отнял наркоз у животных"
• Кетамин может вернуться. Интерфакс
Оставьте свой комментарий
|