6 марта 2014 года в зале заседаний
Учёного совета Института Философии РАН состоялась Российская научная
конференция, посвящённая подведению итогов конкурса сочинений "Феномен
Даниила Андреева". По итогам конкурса из 46 работ в финал вышли
5, удостоившихся премии организаторов конкурса - Института Философии
Российской Академии Наук и Фонда "Родон" - 1, 2 место
и 3 поощрительных работы. Работа президента Центра защиты прав животных
"ВИТА" Ирины Новожиловой "Идеи
Даниила Андреева и Движение за права животных" была награждена
поощрительной премией.
На церемонии награждения и научной конференции выступили с докладами:
А.А. Гусейнов – Директор Института Философии РАН, академик РАН
А.П. Козырев – зам.декана философского факультета МГУ, к.филос.н.
Д.К. Бурлака – ректор РХГА, д.филос.н. профессор
И.И. Евлампиев – профессор философского факультета С-ПбГУ, д.филос.наук
Б.Н. Романов – исследователь жизни и творческого наследия Д.Андреева
а также финалисты конкурса философских сочинений «Феномен Даниила
Андреева»: Шуран Т.И., Угрин И.М., Смирнов Г.С., Новожилова И.Ю.
Чиндин И.В.
Дипломы финалистам вручили А.А. Гусейнов – Директор Института Философии
РАН, академик РАН и И.Д.Потапов, Генеральный. директор Фонда "Родон".
Идеи Даниила Андреева и Движение за освобождение животных. Ирина
Новожилова, президент Центра защиты прав животных "ВИТА",
журналист:
Спасибо за столь высокую оценку моей работы и за возможность выступления
на конференции. И, конечно, спасибо Даниилу Андрееву за то озарение,
которое он подарил человечеству и которое мы спустя полвека обсуждаем.
Тема, которую я выбрала в преломлении идей Даниила Андреева, тема
сопереживания человека всему живому, проходит сквозь всю мою жизнь.
25 лет назад, в 9 классе, после участия в рыбалке я приняла для
себя решение стать вегетарианкой и никогда не причинять страданий
животным, а впоследствии вместе с единомышленниками мы организовали
в России движение за права животных.
«Роза мира» попала ко мне в руки в начале 90-х, когда я терзалась
вопросом о неотвратимости «закона взаимопожирания», как назвал его
Андреев. Это было важно, потому что смирение с мыслью о том, что
в природе всё жестоко и это есть непреложный закон стало для многих
ищущих людей тормозом на пути их дальнейшего развития.
Книга произвела на меня сильное впечатление непохожестью на всё,
что я читала ранее, она ответила мне на многие вопросы. Но то, что
эти идеи повлияли не только на меня, я поняла спустя годы, когда
на многочисленных мероприятиях в защиту животных я слышала яркие,
пронзительные цитаты Андреева.
Он не предвидел, он генерировал будущее, и многое из его пророчеств
уже сегодня сбылось. «Роза мира» феноменальна каждой главой, но
в силу своих взглядов я хочу остановиться на главе «Отношение к
животному царству».
Проницательный Андреев затронул все 5 сфер использования человеком
животных, включая убийство ради мяса, мехов и кожи, опытов, охоты,
рыбалки, взаимоотношений с животными-компаньонами, что говорит о
его глубинном проникновении в тему.
Стержнем искажённой картинки мира, при которой человек стал тираном
над своими соседями по планете, Андреев считает утилитаризм или
«космический провинциализм человечества», который, как он был убеждён,
потомки будут считать смешным.
Действительно, дискриминация по видовому признаку воспринимается
сегодня философами-этиками также, как и другие дискриминации - по
имущественному, расовому, национальному и половому признакам, многие
из которых человечество уже преодолело. Ведь сравнительно недавно
считалось, что люди с другим цветом кожи способны без ущерба для
здоровья работать на плантациях по 20 часов, а женщины не имеют
право посещать церкви.
Прежде всего, к переосознанию своего места на планете человечество
подтолкнул глобальный экологический кризис, к которому нас привела
антропоцентрическая модель общества, в которой мы жили веками.
Сегодня антропоцентризм вытесняется наиболее современной концепцией
взаимоотношений человека и животных – Концепцией прав животных,
обоснованной в продолжение идей Толстого, Швейцера и Андреева целой
плеядой докторов философии - выпускников Оксфорда.
Глядя, какими стремительными темпами развивается мировое Движение
за права животных, какие многотысячные антимеховые марши сегодня
проходят в разных странах мира, вегетарианские шествия, о чём мы,
общаясь с коллегами в других странах, знаем не понаслышке, можно
смело сказать, что мы являемся свидетелями зарождения новой эпохи,
новой цивилизации. Сбываются один в один пророчества Андреева, расписавшего
сценарий поэтапного ухода человечества от тирании над животными.
В основе прогрессивных изменений лежит важный принцип, обоснованный
Андреевым в «Розе мира»: «…чем выше ступень, достигнутая существом
на космической лестнице, тем выше его долг по отношению к нижестоящим».
Программа Розы мира и пять сфер использования человеком животных
Андреев очень верно привёл градацию сфер использования человеком
животных, самая гигантская из которых – животноводство, измеряется,
по образному выражению Андреева «Монбланами и Эверестами рыбьих
трупов… и трупов коров и свиней, громоздимых на бойнях и поедаемых
за культурно сервированным столом». Действительно, живущие сегодня
на планете 7 миллиардов людей продолжают ежегодно уничтожать около
70 миллиардов своих соседей на планете, не считая рыб.
Человек выделился ценою отставания других видов, писал Андреев,
а выделившись, стал их эксплуатировать, и сегодня его вина перед
животными достигла необозримых размеров. Основная проблема состоит
в том, что, живя согласно традициям, люди не несут персональной
ответственности за содеянное. «Кто убил телёнка?» – «Не знаем! Архитектор
создал проект коровника, строитель построил, инженер спроектировал
пистолет для забоя, рабочий нажал курок, мясник разделал тушу, колбасник
сделал колбасу, а мы съели всего лишь по кусочку». В такой ситуации
одна министерская бумажка в силу соображений экономии может обрекать
на чудовищные пытки миллионы живых существ, а заказчик этого преступления
– простой обыватель, голосующий кошельком, – будет в полном неведении
относительно деталей сделки, о чём говорил Андреев на примере изготовления
крабовых консервов, предвосхитив усугубление страданий животных
в связи с интенсификацией животноводства.
Однако, свет в конце тоннеля становится с каждым днём всё ближе
и ярче. Миллионы людей переходят на вегетарианский и веганский образ
жизни, отдавая предпочтение растительной пище. В европейских магазинах
и кафе введена специальная маркировка продуктов для удобства веганов,
Большинство аэропортов мира предлагает сегодня веганское питание
в самолётах. Веганы создавают семьи,рожают здоровых детей, организуют
вегетарианские (веганские) школы и детские сады.
Андреев очень верно заметил, что основной причиной трудности перехода
человечества на вегетарианство являются укоренившиеся догмы о незаменимости
мяса. Современная наука доказала, что протеины растений не только
не хуже протеинов животных, но и более полезны для организма человека,
который по своим анатомо-физиологическим особенностям (температура
крови, строение зубов и кишечника, кислотность желудка и т.д.) является
не плото-, а плодоядным существом. Об этом в интервью сегодня говорит
главный биолог нашей страны Николай Дроздов, вегетарианец с многолетним
стажем. Об этом же говорил в своём последнем издании всемирно известный
педиатр Бенджамин Спок.
Ежегодные доклады ООН, в которых животноводство признаётся одним
из главных разрушающих факторов окружающей среды, ещё больше стимулировали
переход землян на вегетарианство. В процессе животноводческой деятельности
выделяется более 100 вредных для планеты газов, среди которых метан,
аммиак, углекислый газ и оксид азота – главные виновники парникового
эффекта. Под кормовые поля и новые пастбища, которые занимают 80%
сельхозугодий, вырубаются леса Известный плакат, напоминающий людям
о том, что мясоедение растранжиривает ресурсы планеты и обрекает
людей на голод, изображает континенты Земли в виде кусков мяса.
Фильм Артюса Бертрана «HOME» наглядно показал, во что превратилась
планета в результате глобального мясоедения: распростёртые на десятки
километров пустыни заняты коровами, стоящими в клетях.
«Пересмотр принципов мирового сельского хозяйства и сдвиг в сторону
вегетарианства должны стать главными приоритетами в защите окружающей
среды…», говорится в исследовании под эгидой ООН в Осло-2010.
Ради спасения планеты и поэтапного приучения людей к вегетарианскому
образу жизни с 1985 года учреждён Международный День без мяса, во
время которого магазины и кафе в разных странах мира прекращают
торговлю мясом и мясными продуктами.
«Притворяться, будто нам неизвестно, что на свете существуют миллионы
вегетарианцев, и притом существуют совершенно благополучно, – приём
несерьёзный, чтобы не сказать резче», – писал когда-то Андреев.
Сегодня, полвека спустя, притворяться у человечества нет ни времени,
ни, самое главное, – желания. Большинство людей не хотят больше
жить ценою чьей-то жизни, уже не срабатывают инерционные предупреждения
догматов от медицины старой закалки о якобы «каких-то последствиях
для здоровья», вещи названы своими именами. Мясоедение – это не
более чем пагубная вкусовая привычка, приносящая боль живым существам.
Стремительными темпами происходят позитивные изменения и в России,
на родине Андреева. Я «погуглила» в Интернете и обнаружила, что
вегетарианские сообщества есть сегодня практически во всех городах
России, включая северные города – Архангельск, Норильск, Тюмень,
Северодвинск, Кемерово, Сургут, Нижний Тагил, Омск, Иркутск, Новосибирск,
Магнитогорск. Исключение составил только Анадырь. В Москве открыты
17 вегетарианских/веганских ресторанов и кафе, более 10 вегкафе
функционируют в Санкт-Петербурге, подобные заведения открыты сегодня
в большинстве российских городов. Страничка звёзд – вегетарианцев
России, размещённая на сайте нашей организации, приближается к отметке
150 человек. Тема вегетарианства стала очень популярна на телевидении,
её изо дня в день поднимают различные каналы.
ОПЫТЫ
Вторая масштабная проблема, затронутая Андреевым – эксперименты
на животных, связанные с гибелью 150 млн. животных в год. Я до глубины
души была потрясена познаниями Андреева, который коснулся всех без
исключения аспектов этой проблемы – примитивность таких подходов,
ожесточение студентов после участия в опытах, отсутствие альтернативного
выбора у студентов, консервативность науки, не допускающей новые,
более прогрессивные подходы. Его аргументация против экспериментирования
на животных, включающая более 10 постулатов, является, по сути,
квинтэссенцией современной концепции гуманного образования и науки.
Сегодня опыты на животных заменены по всем 4 сферам их использования.
Прежде всего, это коснулось проверки безопасности косметики, которая
ранее тестировалась на животных. Европа не только запретила тестирование
косметики на животных внутри ЕС, но с 2013 г.и ввоз на свою территорию
тестированной в других странах. В России в связи с этим знаменательным
событием впервые появилась социальная реклама, призывающая покупать
нетестированную на животных косметику.
Гуманные реформы произошли и в учебном процессе: студенты многих
стран мира имеют возможность обучаться с помощью гуманных альтернатив
животным – муляжей, манекенов, симуляторов, компьютерных программ
и, наконец, клинической практики после этапа ассистирования. Социологические
данные показали, что большинство студентов не одобряет экспериментирования
на животных, и гос-во теряет огромный процент самых гуманных будущих
врачей, которые вынуждены были по причине опытов оставить профессию.
В России, Украине, Белоруссии несколько десятков вузов также перешли
на гуманное образование.
Часть студенческих опытов даже не нуждалась в замене и была упразднена
за их примитивностью. Именно о них Андреев писал когда-то: «Почему
бы учителю истории, рассказывающему об инквизиции, не показать ученикам
наглядно, как применялись испанские сапоги и дыба и прочие достижения
науки и техники того времени?»
Например, муляжи и манекены позволяют студентам разрезать и сшивать
ткани желудка, делать инъекции, проводить интубацию трахеи, отрабаывать
такие навыки, как искусственное дыхание, массаж сердца, прослушивание
сердечных и дыхательных шумов. Современные тренажёры позволяют проводить
операции различного уровня сложности, ощущать тактильные прикосновения,
реальные запахи, звуки.
Что касается самой гигантской сферы использования животных в опытах
– проверки безопасности лекарств, то сегодня такая практика получает
всё большее осуждение уже со стороны науки, поскольку перенос данных
с одного объекта на другой в силу разности их физиологии приводит
к недостоверности результатов.
Именно поэтому большое развитие получили методы с использованием
культуры клеток и тканей человека, что устраняет проблему переноса
данных. Ученые пошли дальше. Для исследовании воздейтствия лекарств
на организменном уровне, в Корнелльском университете была создана
микромодель человека: группы клеток различных органов человека расположены
на микрочипе в жидкой питательной среде, где циркулирует биологически
активное вещество.
Разработка альтернатив поддерживается государственными программами.
Сбылись и здесь пророчества Андреева, писавшего когда-то, что изыскание
новой методики будет возможно только в результате усилий специалистов
из разных отраслей и при поддержке государства.
Говоря о практике экспериментирования на животных, Андреев писал:
«Инстинкт экономии усилий виновен в том, что на эту методику, прямей
и дешевле ведущую к цели, обратились взоры всех естественников.
Став узаконенной, она кажется теперь многим единственной и незаменимой.
Вздор! Лень тратить силы и время на разработку другой методики…»
Действительно, из эпизодической практики опыты на животных переродились
в каждодневную лишь в XIX веке, и поспособствовали этому французские
исследователи Маженди, Клод Бернар и Пастер, завороженные ярким,
фантастическим образом лабораторной науки в противовес кропотливой
работе с пациентами-людьми, требующей массу терпения и умения.
Сегодня всё больше врачей мира весьма критично отзывается о роли
экспериментов на животных в истории медицины, считая, что это тупиковый
путь, который часто уводил человечество по ложному «следу», затормаживая
открытия иногда на несколько веков, как в примере с Галеном.
Более того, в сознании человечества всё больше укрепляется мысль
о том, что болезнь как явление, нельзя рассматривать только в плоскости
физических отклонений, изолированно от других, более тонких аспектов
бытия.
МЕХА
Третья проблема, затронутая Андреевым– производство мехов и кожи.
Я была поражена, что уже тогда, когда на экранах страны крутился
фильм «Девушка с характером» о становлении российского звероводства,
Андреев был убеждён, что наука в состоянии заменить и мех и кожу.
Сегодня полярные исследователи и МЧС в арктических экспедициях используют
одежду с современными утеплителями, кот. выдерживают температуры
от -30-60 (меха уже не конкурируют). Они созданы из растительных
и искусственных волокон – холлофайбер, тинсулейт, изософт, полагвард
и т.д., из растений – лён, джут, крапива, бамбук. Для теплостойкости
используются различные приспособления- полость внутри, блестящие
вкрапления, фиброволокно.
Великобритания с 2003 г. полностью запретила пушное звероводство,
Нидерланды – в 2012, а Израиль в 2010 году запретил ПРОДАЖУ мехов.
В России Антимеховой марш в этом году прошёл уже в 47 городах, а
улицы Москвы все три прошедших зимних месяцев были украшены сотнями
плакатов с изображением российских звёзд, призывающих отказаться
от мехов. Лайма «Стильные люди…»
В 2008 году нам удалось организовать уникальный полёт пяти российских
звёзд – Лаймы Вайкуле, Артемия Троицкого, Алёны Свиридовой, Александра
Ф. Скляра и Виктора Гусева – во льды Белого моря, в «родильные дома»
детёнышей тюленя, получивший огромный резонанс в прессе. Результатом
стал полный запрет на зверобойный промысел гренландского тюленя.
ОХОТА И РЫБАЛКА
И, наконец, самого хлёсткого комментария Андреева в «Розе мира»
удостоились любители «избиения косуль и куропаток»-охотники и их
хитросплетённая философия. Я благодарна Андрееву за каждое слово,
потому что считаю, что самоутверждаться за счёт чужой боли может
только трус.
Удар был нанесён по всем аргументам и, прежде всего, по главному,
что охота-это мужество. «Заглянешь за этот импозантный фасад, -
писал Андреев - а там только клубок разновидностей эгоизма». Любовь
охотников к природе также опровергнута фразой Тургенева, который
честно писал, что, преследуя куропатку в кустах, он ничего больше
не видит. «Зачем же другие морочат себя и окружающих?» - вопрошает
Андреев.
Сегодня охота осуждается уже многими известными людьми – Пол Маккартни,
Брижит Бардо, Хоакин Феникс, Алек Болдуин и многие другие. Челентано
убедил 14 миллионов итальянцев написать на избирательных бюллетенях:
«Мы против охоты, за любовь...».
Негативно относятся к охоте и российские известные люди: Михаил
Ширвиндт, Григорий Гладков, Елена Камбурова, Лайма Вайкуле, Олег
Анофриев, Александр Жулин, Ольга Шелест, Эльдар Рязанов и многие
другие. А вот комментарий Артемия Троицкого в антиохотничьем фильме:
«Убивающие ради собственного удовольствия животных – вы серийные
убийцы! Вы на самом деле больные, хотя, может быть, этого и не понимаете».
На сайтах природоохранных организаций сегодня вывешен Чёрный список
трофейных убийц, в котором фигурируют очень известные имена, чтобы
общественность знала «героев» в лицо.
Англия запретила охоту на лис, весенняя охота на птиц запрещена
во всех цивилизованных странах. В Европе созданы многочисленные
организации саботажников охоты, которые с помощью различных приёмов
не позволяют охотникам преследовать и убивать животных.
К счастью, сегодня закончилась эпоха пришвинско-паустовско-бианковской
природоохраны с ружьём и в руках, которая привела к полной подмене
понятий. И огромная заслуга в этом Андреева, который впервые устранил
всю эту муть из чистой воды, развенчав эти «белые ризы поэтического
созерцания», забрызганные кровью.
Прежде всего, уход от прежних канонов сказался на кинематографе,
который выдвигает более жёсткие, бескомпромиссные этические требования
к фильмам природоохранной тематики, среди которых наиболее известными
стали: «Земляне», «Пожирание Земли» «Бухта», сериал «Китовые войны»,
«Бейб» а также анимация– «Побег из курятника», «Мадагаскар», «Сезон
охоты», «Охота» и др.
Осуществляются и другие пункты программы «Розы мира». Андреев писал,
что со временем могут обнаружиться средства к изменению природы
хищников. Промышленность научилась получать из этичных источников
таурин, витамин А и арахидоновую кислоту – необходимые компоненты
питания облигатных хищников. Поэтому с одобрения ветеринарных инстанций
сегодня в Европе развивается рынок этичных кормов для собак и кошек.
Дрогнули тавромахические страны, корриду запретили в Каталонии.
Уходит человечество и от таких развлечений, как цирки и зоопарки.
Признаны несостоятельными две главные причины оправдания зоопарков
– сохранение видов и познавательная функция. Сохраниться рождённые
в неволе на природе не смогут – они там не адаптируются, тем более,
что в зоопарках разводятся лишь 2 % исчезающих видов, а подавленные
инстинкты и искажённое поведение не смогут помочь в процессе познания
природы.
Во многих странах сегодня созданы заповедники и парки с вольным
содержанием тех животных, которые традиционно обитают на данной
территории, реализуются программы перевода животных из зоопарков
в национальные парки и заповедники, ведутся программы по дедоместикации
животных – возврате в природные условия одомашненных видов путём
поэтапного снижения контроля над ними.
Организуются многочисленные приюты для тех животных, которых ранее
человек содержал исключительно ради прагматической выгоды. Развиваются
такие науки, как этология и зоопсихология.
Прорисовываются всё более заметные очертания тех благословенных
времён, о которых писал когда-то Андреев: «Лев, возлежащий рядом
с овцой или ведомый ребёнком, – отнюдь не утопия. Это будет. Не
в вольерах, даже не в заповедниках, а просто в наших городах, парках,
рощах, лугах…И придут поколения, которые будут с содроганием узнавать
из книг, что не так ещё давно человек не только питался трупами
умерщвляемых им животных, но и находил удовольствие в подлом их
подкарауливании и хладнокровном убийстве».