25 сентября 2017 - ВИТА в СМИ
«…Такого как сейчас - никогда не было»
Президент Виты Ирина Новожилова в интервью порталу
Активатика
Семенов Илья, Activatica, 23 сент. 2017, 3:11
В сентябре по десяткам городов России прокатилась волна митингов в защиту животных, а уже в осеннюю сессию Госдума обещает, наконец, принять закон, наделяющий животных правами. «Активатика» обсудила будущий документ с главой Центра «Вита» Ириной Новожиловой - одной из самых известных российских зоозащитниц, и узнала, почему закон, скорее всего, не исправит ситуацию, кошмарную ситуацию.
Насколько эффективны и успешны, на ваш взгляд, прошедшие в сентябре митинги, к чему они приведут?
- Митинги не только в этом году происходят, за всю мою деятельность – а я в движении 23 года – они происходили с завидной периодичностью, но, как видите, мы стоим на месте, закона пока как не было, так и нет, и с трудом верится, что он появится.
Почему?
- Потому что все сферы, связанные с убийством и эксплуатацией животных, очень денежные, и запрещая ту или иную сферу, мы просто пресекаем денежный поток. Другая сторона не очень стремится к такому развитию событий, поэтому мы и стоим на месте. Все происходит по одной и той же схеме: сначала запускается сценарий «вот-вот, сейчас примем закон», образовываются чтения в Госдуме, но потом подключаются лоббистские силы – и все стопорится.
В основном это лоббисты сельхозпроизводителей? Закон же не собирается, как я понимаю, запрещать животноводство, просто регулировать его по-человечески?
- Какое животноводство! Об этом даже речи не идет! Самый предельный компромисс, на который сегодня согласны зоозащитники, чтобы хоть немного полезным сделать закон, это запрет тех сфер, которые и так сегодня в России нелегальны. Все они – внутри индустрии развлечений, мы ратовали за то, чтобы перекрыли хотя бы то, что и так уже вне закона. Но даже этого нет, понимаете?
Что это за сферы?
- Контактные зоопарки, переездные формы цирков, зоопарков, дельфинариев, фотобизнес с животными, реклама с животными при кафе, экзотариумы на цокольных этажах торговых центров, контактные зоопарки, экзотариумы внутри торговых центров, притравочные станции, о которых «Активатика» уже писала, и последний – седьмой пункт – содержание в домах диких животных, таких как тигры, рыси, львы. Все это и так незаконно, но существует и цветет, и даже на эти пункты власти не готовы пойти. А ведь деятельность притравок нарушает сразу 8 законодательных актов, контактных зоопарков - 10, и так далее! Поэтому пока никто даже не говорит про опыты, про пушное звероводство, про животноводство. Годом раньше в аппарате президента работала экспертная группа, которая за лето подготовила не только к вот этому закону, но и к семи смежным законам, связанным с животными, изменения. Все это было при Володине, он тогда работал в администрации президента, а затем перешел в Госдуму, и ожидалось, что наша работа не пропадет, будет на вооружение взята. Но нет! Опять все с нуля.
И тем не менее, в Думе заявляют, что собираются принять закон в осеннюю сессию.
- Так они и в весеннюю собирались, они собираются уже так давно, что исчезает вера в то, что это когда-то случится. Ощущение такое, что при нынешней власти либо мы закона не увидим никогда, либо это будет закон-фикция, не решающий, по сути, ни одной из проблем.
Если представить, что законопроект все-таки примут в том виде, в котором он существует сейчас, насколько он прогрессивен? Насколько похож на те законы, которые работают в Европе?
- Если внутри этого закона мы увидим запрещенными хотя бы те семь сфер, которые уже сегодня нелегальны, тогда хоть о чем-то можно говорить, а все остальное пока мало похоже на законы других стран. Потому что все самые крупные сферы использования животных из него изначально выброшены: там нет животноводства (на него приходится 70 миллиардов смертей животных в год), пушного звероводства, нет экспериментов, индустрия развлечений очень покоцана, и по животным-компаньонам нет решения проблемы, а есть только борьба со следствием. Я уже это поясняла как-то как раз в Госдуме на встрече с зампредседателя комитета по экологии Пановым, что проблема с бездомными животными решается, когда в стране перекрывается их разведение, берутся под контроль "разведенцы" двух типов - те, кто "плодит" ради бизнеса (заводчики) и по недомыслию (обычные граждане, не стерилизующие своих питомцев). Если мы откроем буклеты международных организаций защиты животных, то во всех написано, что строительство приютов и стерилизация бездомных животных может служить лишь дополнением к главному шагу – перекрытию разведения на государственном уровне, то есть необходимо налогообложение, лицензирование и даже квотирование их деятельности.
Насколько я понимаю, все эти заводчики, владельцы контактных зоопарков, передвижных дельфинариев – ведут, мягко говоря, не совсем легальный бизнес. Трудно поверить, что все это может сдвинуться в положительную сторону.
- Абсолютно нелегальный. Но, тем не менее, открыто существующий. Буквально несколько месяцев назад видела интервью. Дядя, который изобрел как ноу-хау контактные зоопарки совершенно спокойно рассказывает: я вот сидел и придумывал, как загасить ностальгию по природе у людей, и придумал очень хороший проект. В торговых центрах прямо на линолеумном полу под искусственным освещением размещать животных и зарабатывать на этом бабло. Ну и все – и за три месяца точка окупается, они прямо пишут, что там такие обороты – все быстро окупается: ребята давайте! А у меня просто слов нет… И с переездными дельфинариями то же самое. Сколько мы собирали подписей, сколько мы говорили, что весь мир уходит от содержания в неволе морских млекопитающих – все без толку. Вы понимаете, их физиология такова, что они не могут содержаться в неволе. Любые животные в неволе содержатся чудовищно плохо, но эти-то виды с эхолокацией, то есть они вообще могут жить только на гигантских открытых пространствах, они посылают звуковой сигнал, который отражается от твердых поверхностей, и за счет этого они перемещаются. Их нельзя в закрытых стенах бассейнов содержать! Физики, с которыми мы взаимодействуем, хотят донести до обывателя, что не надо в дельфинарии ходить, потому что дельфины там чувствуют себя как человек, у которого сразу и зрительные, и слуховые галлюцинации – в таком состоянии животные находятся.
Поэтому я не знаю, что будет, что нас ждет. Ситуация очень плачевная в России в целом, а возвращаясь к морским млекопитающим, у нас в стране нет норм содержания морских млекопитающих. Ну, раз нет норм – запрещайте, куда бы проще? Нет норм – это значит, что люди в карманах их могут вывозить, в квартирах содержать, сколько это будет продолжаться то!? Во всем мире запрещаются стационарные дельфинарии и океанариумы, а у нас расплодились самые жутко утрированные формы переездных дельфинариев. Это вообще неописуемо, вы представляете? Они едут в емкостях размером с тело, буквально в гробах. Нам вот девушка из Перми выслала съемки, когда она каталась на колесе обозрения. В парк аттракционов приехал гастролирующий дельфинарий, а она забралась на колесо обозрения, и вдруг ее взгляд упал на белух, и она увидела, что они лежат в таких гробах. День сняла, поднялась на следующий день - сняла, на третий день, на четвертый. То есть пока возводится купол этих переездных дельфинариев, все четыре дня животные обездвиженные лежат в этой воде, от которой запах гнилостный шел, как она написала, потом их и перевозят в этих гробах…
Подобная ситуация хоть где-то кроме России существует в мире, или это наши такие ноу-хау потрясающие?
- Я думаю, это наше ноу-хау, я не представляю, чтобы где-то морские млекопитающие так перевозились, общественность давно бы всех на уши подняла. Я как могу судить? – вот приезжает чешское телевидение и задает мне вопрос: «Скажите, а правда, что в России огромной толпе людей в течение дня можно щупать животных в торговых центрах?». Я готова от стыда сгореть, но это так. Или звонит японская известная газета и спрашивает: «правда ли, что можно растерзывать на притравках животных, которым некуда деться?».
Почему здесь все это работает? Почему те же контактные зоопарки не ужасают посетителей?
- Люди-то не понимают, потому что ситуация парадоксальная: это же все на государственном уровне происходит, то есть вот какая логика работает: заходишь в торговый центр, ясно, что все, что здесь будет присутствовать, санкционировано, легально, как еще может быть? Не может же все это нарушать кучу федеральных законов? А ведь нарушает! А этим контактным зоопаркам задаешь вопрос: у вас почему на точках краснокнижные животные находятся? Вот в этих немыслимых условиях? Они говорят: потому что мы зоопарки. А если спросить про правила санитарно-технической безопасности, на основании которых строится деятельность зоопарков в стране (они вообще не разрешают контакт животных с посетителями), то следует другой ответ: они не зоопарки, их статус не определен.
Это все происходит потому, что животные в России не защищены законом совершенно, они абсолютно бесправны. За всю историю существования страны не было закона о защите животных от жестокости, зато инициативы со стороны бизнесменов идут абсолютно беспрепятственно, одна за другой. Что только не пожелаешь… захотели бабочек экзотических на свадьбах выпускать? Пожалуйста, давайте! Любая абсурдная мысль, связанная с животными, на бесправии будет легко воплощаться.
Все это отчасти похоже на проблему с раздельным сбором мусора: в целом по стране все очень плохо, но существуют все-таки некоторые географические точки, тот же Саранск, где реализован на уровне города европейский подход. Есть ли в России какое-то место, где все более-менее по-человечески устроено по отношению к животным?
- Нет, не могу я назвать, не рождается в нашей действительности сила людей, которые наперекор устоявшимся нормам идут в этой сфере. Есть только отдельные инициативы, вроде того же экотуризма на Белом море. Это инициатива всего лишь двух людей: Олег Продан и его жена Марина целиком перевели на экотуризм деревню, которая могла быть задействована в зверобойном промысле детенышей тюленя. Они доказали, насколько это рентабельно, насколько это интереснее, чем те несчастные 20 дней забоя в году, после которых начинается 340 дней запоя. Но в общем потоке, пока господствующие силы не на стороне животных, я не знаю, как в таких условиях вообще можно работать: из сорока форматов, в которых мы раньше работали, мы сегодня используем от силы пять- семь... «Вита» сильно цензурирована после ряда расследований, мы в угрозах со всех сторон, все ящики взломаны. За эти 23 года мы много чего наслышались, но такого, как сейчас, не было никогда. По сути расследования мы вообще проводить не можем, потому что как только подкопнешь под чьи-то интересы, сразу становится понятно, что у нас, мягко говоря, плохо работает правоохранительная и судебная системы.
То есть если, например, какой-нибудь сердобольный человек захочет посудиться с тем же контактным зоопарком, то едва ли у этого иска есть перспективы?
- Я не хочу крылышки обрубать сейчас людям. Все равно это надо делать, все равно мы, невзирая на всякие угрозы, шли по этому пути, просто сейчас совсем тушите свет. Но из этого исторического тупика, я надеюсь, мы должны выйти, дальше уже невозможно так жить, просто беспредел кругом. Вы знаете, я сейчас вспоминаю, что когда-то мы верили. Вот был конец 2003 года, мы тогда тряслись, что ветврачей стали хватать по 228 статье, часть 4: сбыт наркотиков – за то, что они делают укол животному перед операцией, наркоз вводят. У нас волосы дыбом вставали, я проводила 25 декабря пресс-конференцию «Операция без наркоза, первые жертвы борьбы с наркотиками» и мы тряслись: что будет? Наступает новый год, впереди 11 дней праздников, проблема зависнет, животные останутся без наркоза на 11 дней! А кто бы знал, что эта проблема до сих пор останется нерешенной?
Постоянная ссылка: http://www.vita.org.ru/new/2017/sen/25.htm
Центр защиты прав животных «ВИТА»
www.vita.org.ru vita@vita.org.ru
Материалы по теме:
• ЖЕСТОКОСТЬ И БЕЗЗАКОНИЕ В РОССИИ. Причины эскалации
• Ирина Новожилова: «Сказка про белого бычка или Как власти в очередной раз закон в защиту животных принимали»
• Пока в России существует правовой вакуум в отношении животных - «Реабилитация» характеризует ситуацию
• 2016: Поколение «Жесть»: часть людей деградировала на жестоких сюжетах – Ирина Новожилова в интервью телеканалу «Звезда» (ВИДЕО)
• 2016: Хабаровские живодерки. Как защитить права животных?
• Преступники - на свободе, спасатели - под судом. Россия – за правосудие
• 2009: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
- Госдума предлагает поправки к правовому вакууму
• Грязная война против
российского движения за права животных - Центра защиты прав животных «ВИТА»
Видео:
• Забота о слабых - удел сильных
• Будущий закон о защите животных от жестокости. Пожелания и опасения общественности - 8 февраля 2017
• Животные России - право на жизнь. Круглый стол в Общественной палате РФ. Доклад Ирины Новожиловой. 12 марта 2017
• Будущее. Начало. Невыносимая жестокость - как остановить издевательства над животными
ЖИВОТНЫЕ, которых мучают и убивают ради мяса и молока - ВНЕ ЗАКОНА:
• Гамбургер без прикрас. Первый русский веганский фильм о страданиях животных в сельском хозяйстве ради мяса и молока
• Путь мяса
• Мясо и молоко из концлагеря
• Молоко жестоко
ЖИВОТНЫЕ, которых мучают и убивают ради меха и кожи - ВНЕ ЗАКОНА:
• Мех и шуба. Что происходит на зверофермах
• Пусть они живут!
ЖИВОТНЫЕ, которых мучают и убивают ради опытов - ВНЕ ЗАКОНА:
• Подопытная парадигма
ЖИВОТНЫЕ, которых мучают и убивают ради развлечений - охоты, притравки, цирка, зоопарка, контактного зоопарка, дельфинария, океанариума, фотобизнеса и т.д. - ВНЕ ЗАКОНА:
• Ответный выстрел
• Цирк - иллюзия любви
• За кулисами цирка
• Притравка - позор России
• Мир отказывается от содержания дельфинов в неволе
• 4 дня из жизни морского котика в контактном зоопарке
ЖИВОТНЫЕ, которых называют домашними любимцами - собаки и кошки - ВНЕ ЗАКОНА
• Ирина Новожилова о "шариковых-догхантерах", о проблеме бездомных животных и Законе
СПАСИ ВСЕХ ЖИВОТНЫХ - БУДЬ ВЕГАНОМ
•
Веганы: ради жизни и будущего планеты. Веганское движение за права животных в России
•
Веганское движение в России: История, кампании, победы и цели. Ирина Новожилова, президент Центра защиты прав животных «ВИТА» на ВегЛайфЭкспо 2016
• Земляне
• Комментарии
|