Мужчина в фартуке мясника работает на "мясорубке" в помещении, похожем на традиционную мясную лавку, где выставлены мясные продукты, но на большой стене изображены животные и птицы с лозунгом «Друзья, а не еда»
Ричи Стейнсби провел большую часть прошлой недели на кухне, готовя как можно больше веганского "мяса", чтобы удовлетворить толпы клиентов, которые стекались к веганской мясной лавке, открытой в начале этого месяца.
Заведение под названием Faux в Ноттингеме уже видело часовые очереди клиентов за пределами своего помещения и изо всех сил пытается угнаться за спросом.
«Это поразило нас», - сказал Стейнсби, директор и шеф-повар Faux, о своих первых нескольких днях торговли. «Мы не могли удовлетворить спрос - это было потрясающе. Мы привыкли готовить в больших масштабах, но это - на грани фабричного производства. О-о-очень интенсивно!»
Faux, расположенный в Шервуде, к северу от центра Ноттингема, является вторым постоянным веганским мясным заведением, открывшимся в Великобритании за последние шесть месяцев. Предлагается ассортимент от 12 до 15 продуктов, в том числе растительные альтернативы бекону, грудинке, куриным бедрам, свиной грудинке, фрикаделькам и многому другому.
Все сделано Стейнсби и небольшой командой поваров, которые используют муку, гороховые белки, соевые белки, сырые овощи, тапиоку, картофельный крахмал и зерно в качестве основных ингредиентов. Faux следует за Rudy’s Vegan Butcher, который начал бизнес в Ислингтоне, Лондон, в ноябре прошлого года. Как и Faux, он был основан командой существующего веганского ресторана, которая производит свои собственные продукты. Rudy’s специализируется на веганских версиях американской закусочной.
Они тоже пользовались большим спросом. «Мы потрясены тем, как люди отреагировали на наше веганское мясо», - сказал операционный менеджер Макс Патель. «У нас был день запуска распродаж, и с тех пор мы постоянно проводим распродажи онлайн и в магазинах».
Тем временем Asda в течение шести месяцев тестирует веганский мясной прилавок супермаркета Veelicious в своем магазине в Уотфорде. Он открылся в январе, что совпадает с Veganuary, и продает булочки с начинкой, фрикадельки без мяса, а также "ягненка" и "крылышки" из джекфрута. В супермаркете заявили, что прилавок веганской мясной лавки был запущен в ответ на рост числа поисковых запросов «веганский» на веб-сайте Asda на 175% в годовом исчислении. Она также добавила 22 новые безмясные альтернативы к своей линейке продуктов на растительной основе.
Франсин Джордан, специалист по связям с общественностью Веганского общества, считает, что это начало новой тенденции, когда веганские мясные лавки появляются на улицах Великобритании. Она сказала: «Я думаю, что мы будем видеть все больше и больше таких заведений».
Она добавила: «Веганские мясники предлагают то, чего раньше не было. Вы могли купить замороженные веганские гамбургеры и хот-доги, но не было того антуража, как в лавке мясника, куда можно зайти и выбрать то, что вы хотите съесть в тот вечер на ужин».
Успех Rudy’s и Faux во время пандемии показывает, что спрос существует и продолжает расти. В отчете Smart Protein Project говорится, что стоимость продаж мяса растительного происхождения в Великобритании увеличилась на 63% в период с 2018 по 2020 год.
Количество подписчиков на кампанию Veganuary, в рамках которой люди едят веганскую пищу в течение января, достигло рекордного уровня в 2021 году, и в ней приняли участие почти 600000 человек. Для сравнения: в 2020 году было 400000 участников. А количество веганов в Британии увеличилось в четыре раза в период с 2014 по 2019 год, согласно опросам, проведенным Ipsos Mori по заказу Веганского общества. В 2019 году веганов было 600000 человек, или 1,16% населения. Ожидается, что это число будет расти, сказал Джордан.
Однако продукты растительного происхождения покупают не только веганы. Вернувшись в Faux в Ноттингеме, Стейнсби считает, что часть его клиентов - мясоеды, которые хотят попробовать что-то новое или сократить потребление мяса и молочных продуктов по причинам, связанным с окружающей средой или здоровьем. Опрос, проведенный Веганским обществом в прошлом году, показал, что каждый пятый британец сократил потребление мяса во время пандемии.
На той же улице в Шервуде Джонни Пуштаи, управляющий рестораном Snobby Butcher, получившим награду Observer Food Monthly Award в 2011 году, заметил длинные очереди у Faux.
Он немного озадачен концепцией веганских мясников. «Я думаю, что каждый имеет право где-то находиться, поэтому не мне судить о том, что они делают. Однако почему вы называете их мясниками-веганами? В конце концов, они занимаются овощами… Я не знаю, где здесь употребляется термин «разделка мяса».
Он сказал, что его клиентов «это пощекотало», но он восхищен и ценит новый бизнес, который может привлечь больше клиентов в этот район. «Они явно вошли в нишевый рынок, который определенно растет. При этом мы никогда не имели такого спроса», - сказал он.
Не все отзывы были положительными. Стейнсби сказал: «У нас были обычные тролли в сети, которые говорили: «Неужели это будет просто куча свежих фруктов и овощей?» Мы стараемся игнорировать это, насколько можем. Это действительно огорчает, когда вы вкладываете огромное количество времени, денег и усилий в новый продукт.
Но никто не думает, что негативное восприятие остановит возможную волну веганских мясных лавок в будущем. У Rudy’s есть планы по расширению, как и у Стейнсби, который думает, что появится больше мясников-веганов. «Если вы посмотрите на это на коммерческом уровне, - сказал он, - спрос на них огромный. Основываясь только на этом понятии, я верю, что их будет появляться все больше и больше».