С 94 года в Движение вошли мы, впоследствии основатели ВИТЫ.
В конце 90-х Москва уже набрала серьёзные обороты: на Рязанском проспекте работал медицинский центр с штатом профессиональных врачей, пропагандировавших пользу вегетарианства с научной точки зрения, издавались десятки книг, читался курс биоэтики сразу в нескольких вузах, пошли первые передачи на ТВ, стали открываться кафе, висела вегреклама в вагонах метро, издавался первый в России журнал «Вегетарианец», в редакции которого была задействована и будущая ВИТА. Регулярно проводились уличные акции, веганские концерты в клубах, выступления в школах и вузах и т.д. Мы уже тогда собирались у нас, отмечая веганские «Новые года» в составе с журналистами разных каналов.
Более мелкие вегфестивали проводились и до 2004 года, однако первый масштабный прошёл именно в галерее М'Арс на Трубной площади 10 декабря. В этот год прошло сразу два веганских фестиваля – в ноябре кулинарный веганфест в кафе «Авокадо» также при участии ВИТЫ.
История этого фестиваля началась с того, что мы волею судеб оказались на выставке в Центральном доме художника и познакомились с критиком-искусствоведом Бажановым, который посоветовал нам связаться с руководством одной из самых престижных в Москве галерей – М'АРС, чтобы впервые организовать такое мероприятие в его стенах.
Далее всё организовывалось по ходу дела. Мы творили огромной весёлой командой. Наш друг и веган со стажем Илона Гонсовская, художница, дочка писателя-фантаста Севера Гонсовского, участница первых в Москве акций веганов (с 1992) предложила оформить огромный зал своими работами с изображением животных, написанных при использовании веганских красок и кистей (не из колонка и белки). Гонсовская имела свой частный флигель напротив Третьяковки, куда мы приезжали с большой радостью – в доме всё было так со вкусом оформлено, пахло гиацинтами и другими цветами. Договорились взять её работы из кафе «Саквояж» на первом этаже гостиницы «Космос».
Я написала сценарий небольшой театральной постановки с участием 5 разных животных. Спросила Илону – где взять костюмы. Она порекомендовала позвонить в РАМТ (Российский академический молодёжный театр). РАМТ без уговоров запросто дал костюмы. Позвонили Лёше Рижскому – актёру - пригласили сыграть волка. Гонсовская познакомила нас с Алексеем Кравченко – виртуозом-гитаристом, с которым она давно была знакома на почве вегетарианства. Лёша согласился выступать на фестивале.
Да, слово «ве́ган» мы вводили в оборот очень аккуратно, чтобы не отпугнуть людей, поскольку многие тогда шарахались даже от слова вегетарианец. Часто использовали «строгий вегетарианец». Кстати, именно в 2004 нам впервые удалось ввести слово «веган» на центральные каналы российского телевидения.
Дальше Ольга Дубодел, основательница кафе «Авокадо», красавица и в прошлом модель предложила связаться с её друзьями из Московского Лицея Моды, чтобы нам осуществить затею с организацией вегдефиле.
«Авокадо» также взяло на себя организацию в М’Арсе веганского сладкого стола.
Ира Озёрная, писатель, журналист, завлит театра «Эрмитаж», на спектакли которой мы с удовольствием ходили, предложила обязательно поставить на фестивале новый альбом Умки (Анны Герасимовой) с песней «Пингвины и тюлени». В «Эрмитаже» на спектакле Озёрной мы и познакомились с Умкой – рок-певицей, литературоведом, переводчиком и знатоком Хармса, которого мы также обожали.
Для дефиле решили использовать музыку вегана Моби.
Шкафчики для демонстрации альтернатив опытам на животных и вегжурналов и книг предложила наша волонтёр Лена Сорокина, мама которой, будучи директором московской библиотеки, организовала в ней веганское питание (позже мы там проводили выставку в защиту бельков).
Проектор дали друзья из Гринпис.
Одну из стен мы завесили плакатами нашего антимехового конкурса с Брижит Бардо в жюри «Пусть они живут!» (Бардо наградила 14 детей). Вторую стену – плакатами РЕТА, VIVA!, BUAV и другими известными организациями.
В оформлении залов помогали Хиппи.ру, мы впервые тогда применили особую щадящую замазку для стен галерей.
20-минутный фильм об успехах движения я делала всю ночь вручную на двух видеомагнитофонах.
Ведущей фестиваля стала Олена Маковей, режиссёр и фототохудожник, которая блестяще вела многие громкие мероприятия ВИТЫ. Мы применили приём выключать свет и озвучивать в тиши цитаты великих о сострадании к животным (впервые по предложению Олёны использовали на дне рождения Бартенева).
Ранним утром, в день фестиваля, мне перезвонили из Сочи и попросили срочно составить текст мэру города (мы у него были в 2002) против отстрела бездомных собак и выслать его по факсу, пришлось второпях мастерить текст. Накануне мы в нервотрёпке созванивались каждую секунду с журналистами, организовав кампанию по спасению брошенных на морозе в Муроме цирковых животных филиала Росгосцирка. Десять каналов поехали на место, Первый (ОРТ) сразу же после этого приехал к нам на фестиваль.
Обычные будни Центра ВИТА…
Самое прикольное в этой истории, что когда я села в машину везти из «Саквояжа» картины Гонсовской, на переднее сиденье мне в помощь сел парень нашей известной веганской подруги, помогавшей нам с соцрекламой в метро. Она сказала, что её друг также веган. Дорогой я стала расспрашивать Михаила, как он пришёл к веганству, что подтолкнуло и т.д. И вдруг он развернулся ко мне с переднего сиденья и сказал: «Ир, а ты ведь меня давным-давно знаешь. Я – Михась». И со мной случился шок. Потому что много лет назад, когда я занималась спелеологией и исходила все подмосковные катакомбы, в компании ребят-спелеологов был один парень, который постоянно смеялся над нашими веганскими темами, касался не только еды, но и даже темы опытов… Мы тогда даже изрекли: «Если такой циник, как Михась, станет однажды веганом – планета сойдёт с орбиты. Этого не может быть никогда!» И вот на тебе, случилось… Мир постепенно меняется к лучшему! А узнать его было сложно – в кромешной темноте пещер все с диодными фонарями на лбу…
Впереди вас, друзья, ждёт ещё огромное количество видеоматериалов об истории движения, которые хранятся мешками до сих пор, потому что мы жили в таких ошеломляющих темпах, что руки дошли до них только сейчас.