В настоящее время люди во всем мире используют в экспериментах около 115,3 миллиона животных (до 150 млн по разным оценкам*), что является нормой невероятной жестокости в огромных масштабах.
Если говорить о вреде, боли, страданиях и смерти, эксперименты на животных представляют собой одну из главных моральных проблем нашего времени. Учитывая нынешнее более глубокое понимание чувствительности животных, к ним должно быть особое ценностное отношение, исключающее их использование в экспериментах.
1. Книга "Этические доводы против экспериментов на животных" начинается с революционной и всесторонней критики опытов на животных, звучащей со стороны Оксфордского центра этики отношения к животным. Второй раздел включает в себя оригинальные труды, которые конкретизируют аспекты доклада Оксфордского центра. Авторы докладов исследуют исторические, философские и личные перспективы, которые варьируются от опытов на животных в античные времена до их необходимости и болезненного превращения экспериментатора в противника опытов на животных. "Этические доводы против экспериментов на животных" являют собой разгромное видение современного морального кризиса, и в бросаемом в них вызове человеческой жестокости сливаются логика и сострадание
2. Книга "Этика отношения к животным для ветеринаров". Ветеринары находятся на передовой в борьбе за предотвращение жестокости и страданий животных. В течение веков их сострадание и опыт улучшали качество жизни и смерти животных. Однако современный интерес к правам животных заставил все больше и больше людей задаваться вопросами об этике, лежащей за стандартными ветеринарными практиками. Этот том, который включает в себя статьи, опубликованные в Журнале этичного отношения к животным и связанные общей нитью, предлагает ветеринарам и другим людям, интересующимся этой тематикой, справочное пособие в данной области. Материалы из первой части обсуждают аспекты ветеринарной клятвы, то, каким образом научные достижения в области сознания животных учитывают нынешние этические споры, рост комплиментарной и альтернативной ветеринарной медицины и ее связь с традиционной медициной. Вторая часть начинается с материала о том, почему ветеринары обязаны вести просветительскую работу с владельцами животных, чтобы они достойным образом относились ко всем животным, независимо от их "очарования". В конце идут три коротких раздела, концентрирующих внимание на животных в сельском хозяйстве, торговле и исследованиях - сферах, где ветеринары сталкиваются с конфликтом между их работой и долгом заботиться о животных.
3. Книга "Всеобщий справочник по защите животных". Всеобщий справочник по защите животных, ставящий цель повысить информированность и человеческом безразличии и жестокости к ним, включает в себя более 180 статей, где исследуется масштаб их эксплуатации по всем мире с разных позиций. Помимо сообщений о возмутительной жестокости человека к животным книга также приводит вдохновляющие попытки, совершаемые смелыми индивидуумами, такими как Джейн Гуделл, Шерли Макгрил, Бируте Галдикас, Ричард Райдер и Роджер Фоутс бросить вызов практикам, связанным с эксплуатацией, и изменить их. По мере роста внимания к животным и их благополучию эта книга будет становиться незаменимым пособием для широкого круга читателей, активистов, ученых и студентов, интересующихся большим осознанием жестокости и путей к изменению ситуации. Также в книгу входит вступительное слово архиепископа Десмонда Туту, призывающего читателей стремиться к справедливости и защите для всех существ, в равной мере людей и живлтных.
4. Книга "Животные на повестке". Этот энциклопедический том представляет собой самое всесторонее собрание оригинальных исследований, посвященных вопросам животных и теологии. Авторы по обе стороны Атлантического океана исследуют фундаментальные вопросы теологии и то, как они решаются на практике. Есть ли у животных бессмертная душа? Включает ли миротворческая работа Христа животных? Авторы рассматривают эти и другие вопросы в контексте библейских перспектив, христианской традиции, исторических диспутов, обязательств к животным. Как указывает Эндрю Линзи в своем введении теологам было бы неправильно заниматься своей работой так, словно мир животных невидим. Базовое христианство все еще распространяет такие идеи о животных, которые отрицательно влияют на их статус и благополучие. Это важное издание заявляет, что пришло время для перемен.
9 марта 2017 г. в Комитете по экологии и охране окружающей среды Госдумы РФ состоялось заседание, посвящённое проекту ФЗ «О запрете контроля качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов на животных», в ходе которого законопроект был рекомендован к отклонению в связи с отрицательной оценкой Роспотребнадзора. Согласно заявлению этого ведомства, внедрение альтернатив опытам на животных может привести к возникновению трудностей «с осуществлением контроля за показателями безопасности» продукции, а также потребует серьёзных финансовых вложений.
Такую постановку вопроса мы считаем глубоко оскорбительной для России и российской науки по целому ряду причин.
Прежде всего, эксперименты на животных сегодня осуждаются в мире с точки зрения науки, как недостоверная практика в силу разности физиологии человека и животных, и неправомерности переноса полученных данных на человека. Именно по этой причине развитие во всём мире получили методы с использованием культур человеческих клеток и тканей.
Самым наглядным примером недостоверности является широко распространённый и крайне жестокий тест Драйза, разработанный с целью проверки раздражающего действия косметики на глаза и кожу животных. Утвержденный в 1944 году, тест сразу же был запущен в промышленность в массовом масштабе и лишь спустя годы, в 1985 году, он подвергся всесторонней валидационной оценке в различных лабораториях мира. Результат был ошеломляющим: тест дал абсолютный разброс данных.
Особенно чудовищно, что миллионы животных приносятся в жертву при тестировании косметики – декоративной сферы, никак не связанной с острой необходимостью для жизни людей и их здоровья. Так, Роспотребнадзор называет незаменимыми тесты на коже животных при токсикологической оценке «красок для волос, некоторых средств для ухода за кожей лица и тела, солнцезащитных средств, средств для автозагара, пилингов, скрабов и средств моделирования фигуры» (из заключения ведомства от 07.03.2017).
Между тем, тестирование на животных косметики запрещено во всех странах Евросоюза (с 2009), Норвегии, Израиле, Индии, Бразилии и др. Новая Зеландия стала 33 страной мира, запретившей тесты на животных во имя косметики. А 11 марта 2013 в Европейском Союзе был введён запрет на торговлю тестированной на животных косметикой из других стран. Сотни известных в мире косметических компаний перешли на современные гуманные способы тестирования продукции из-за того, что тесты на животных не дают надежных гарантий безопасности товара для человека.
Токсикология 21-го века имеет кардинальные преимущества по сравнению с традиционным тестированием на животных: скорость, рентабельность, понимание глубинных причин токсикоза в организме человека, прогнозирование процессов с учётом человеческого фактора и, наконец, гуманность.
Тогда почему же в России, стране великих гуманистов Толстого и Достоевского, в настоящее время строятся десятки вивариев - в Белгороде, Томске, Красноярске и др. городах – и за всю историю страны до сих пор не построен ни один Центр альтернатив опытам на животных, в то время, как они есть практически во всех странах?
Ведь ещё в середине 90-х такие разработки велись в различных институтах страны. Так, Комиссия по проблеме этики отношения к животным Комитета по биоэтике РАН провела в 1993-94 годах социологическое исследование о внедрении альтернатив опытам на животных в российской науке. Пять из семи российских институтов, связанных с тестированием на животных лекарственных и косметических форм, заявили о том, что финансовые проблемы с отсутствием средств на закупку подопытных животных никак не мешают проведению научных исследований, поскольку они уже используют альтернативные животным модели.
В 1999 году главным государственным санитарным врачом РФ, а позднее, в 2000 году Минздравом был утверждён и введён в действие тест по выявлению раздражающих свойств химических соединений НЕТ САМ, позволяющий заменить жестокий тест Драйза. Методические рекомендации по использованию теста были разработаны Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и НИИ медицины труда РАМН.
В феврале 2002 года в центральном Доме журналистов прошёл круглый стол с участием 15 ведущих специалистов России, работающих с альтернативами опытам на животных, в том числе и при проверке безопасности косметики. Они заявили о том, что батарея различных альтернативных тестов позволяет им сегодня полностью переходить на современные и гуманные методы «ин витро». Ведь в настоящее время, начиная с 2010 года, некоторые производители косметики в РФ сами настаивают на проведении проверки безопасности своей продукции без использования животных.
Мы глубоко уверены в том, что в России сегодня есть и средства, и научный потенциал для того, чтобы, как и во всем мире, переходить на прогрессивные и гуманные методы исследований, исключающие тесты на животных. Кроме того, Россия имеет все возможности контролировать безопасность косметической продукции на уровне их состава, стремясь к более качественной и натуральной продукции, исключающей токсичные компоненты.
Мы просим Вас – во имя животных и безопасности людей - экстренно вмешаться в ситуацию и устранить препятствия в принятии ФЗ «О запрете контроля качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов на животных». Ведь речь идёт о миллионах спасённых животных, которые подвергаются таким же жесточайшим испытаниям, как и жертвы хабаровских живодёрок, с той только разницей, что здесь эти действия служат иным целям.