Потребление мяса и молока в Германии сократилось, в то время как производство растительных белков с 2019 года удвоилось, что подчеркивает наличие у потребителей стремления к вега?нству.
Германия не зря является крупнейшим в Европе рынком сбыта растительной пищи.
В Германии зафиксирован рост на 1,5%, достигший почти 1,7 млрд евро, согласно данным Circana, опубликованным Институтом хорошего питания (GFI) Europe.
Анализ данных, проведенный ProVeg International, раскрывает движущие факторы успеха этой категории на этом рынке, показывая, как потребление мяса и молока упало до исторического минимума, в то время как производство растительных белков резко возросло.
Организация по повышению осведомленности о здоровом питании сослалась на правительственные данные, согласно которым более половины немцев считают себя вега?нами, вегетарианцами или флекситарианцами. Почти двое из пяти (39%) уже несколько раз пробовали растительные заменители мяса и молочных продуктов, а 14% пробовали их хотя бы раз.
Красное мясо и молоко способствуют снижению потребления животного белка.
Исследование ProVeg показало, что женщины в Германии гораздо чаще придерживаются флекситарианства, вегетарианства и/или вега?нства (66%), чем мужчины (37%). Аналогично, отказ от мяса наиболее распространён среди поколения Z (57%), за которым следуют люди в возрасте 60 лет и старше (52%).
Годовое потребление мяса достигло исторического минимума в 2022 году, составив 52,8 кг на душу населения. В 2024 году оно незначительно выросло до 53,3 кг, но всё ещё было на 13% ниже, чем десятилетием ранее. Это снижение особенно обусловлено потреблением красного мяса, такого как свинина и говядина.
Более того, в 2024 году немцы выпили меньше молока, чем когда-либо прежде, потребив всего 46,2 кг на человека, что на 15,5% меньше, чем в 2014 году. Однако уровень потребления сыра и яиц оказался самым высоким по крайней мере с 2010 года.
«В последние годы потребление мяса в Германии сократилось примерно на 10 кг в год, но это было компенсировано ростом потребления сыра», — заявил в июле Ахим Шпиллер, председатель Научно-консультативного совета Германии по сельскохозяйственной политике, питанию и здоровью потребителей (WBAE).
«В результате общие выбросы парниковых газов от продуктов питания практически не сократились. Альтернативные продукты могут стать решением этого «сырного парадокса», поскольку растительное питание оказывает значительно меньшее воздействие на климат», — добавил он.
Отдельное исследование GFI Europe показывает, что половина взрослых в Германии хочет изменить свой рацион, либо сократив потребление мяса, либо увеличив потребление растительной пищи. При этом из трети респондентов, желающих сократить потребление животных белков, лишь 6% обеспокоены воздействием на окружающую среду, несмотря на то, что на производство мяса и молочных продуктов приходится две трети сельскохозяйственных выбросов страны и 60% сельскохозяйственных угодий.
Вместо этого основными причинами желания немцев сократить потребление животного белка являются высокие затраты (25%), проблемы со здоровьем (24%) и изменение вкусовых предпочтений (19%).
Производство мяса на растительной основе в Германии удвоилось
В то время как потребление мяса и молочных продуктов снижается, в Германии процветает рынок растительных белков. Объём производства продуктов на замену мясу в стране ежегодно растёт с 2019 года и к 2024 году более чем удвоился, достигнув 126 миллионов тонн.
Стоимость этой продукции выросла ещё больше, достигнув 647 млн евро в 2024 году, что на 137% больше, чем пять лет назад. Аналогичным образом, число компаний, производящих мясо на растительной основе, выросло с 34 в 2019 году до 68 в 2024 году.
Кроме того, треть немецких домохозяйств (32%) хотя бы раз в 2024 году покупали вега?нские аналоги мяса, а для растительного молока этот показатель вырос до 37%.
Тем не менее, опрос GFI Europe показывает, что немцы считают мясо и молочные продукты гораздо более вкусными и экономичными, чем растительные альтернативы, что указывает на барьеры, которые необходимо преодолеть производителям вега?нских продуктов питания. Компании, включая Oatly и Rewe Group, уже обратились в правительство с просьбой снизить НДС на растительное молоко с 19% до уровня молочных продуктов (налог на которые составляет 7%).
Кстати, WBAE призвала правительство Германии усилить общественную поддержку альтернативных белков, предложив более 50 мер в рамках «стратегии 3R». Она направлена на «уменьшение» порций мяса и молочных продуктов, «смешивание» их с растительными ингредиентами для создания смешанных белков или полную «замену» их альтернативными белками.
«Сокращение потребления продуктов животного происхождения в основном обусловлено людьми, желающими сократить потребление по разным причинам, а не теми, кто полностью переходит на вегетарианское или вега?нское питание», — отмечается в документе. «Поэтому ключевым рычагом продовольственной политики является содействие постепенным изменениям посредством гибкой стратегии сокращения и замещения».