Артсадизм в галерее Айдан Салаховой на Тверской
гламурные живодёры выдают за
искусство выставленные фото расчленённых животных (видео)
Московская тусовка аплодирует садистам
Дарья МОЛОСТНОВА
Уж чего-чего, а маньяков, садистов и извращенцев
в нашей стране хватает. Мы давно привыкли к фотографиям изуродованных
тел, которые демонстрируют
средства массовой информации. А теперь представьте, что расчлененка
с успехом выставляется в художественной галерее, убийца называет
себя художником и рассказывает пришедшим на выставку родителям и
детям, как он убивает и расчленяет свои жертвы для создания очередного
"художественного произведения". Скажете, такого не может
быть? И напрасно. Буквально на днях в Москве закрылась выставка
художницы Натальи Эденмонт "Натюрморты". Слово натюрморт
в переводе означает "мертвая натура", и экспонаты точно
соответствовали этому названию. На огромных фотографиях были представлены
расчлененные тела - пока, правда, не людей, а кошек, кроликов, крыс
и других наших братьев меньших. Отрезанные конечности "красиво"
раскладывались по вазам, вырванные глаза вставлялись в цветы, а
отсеченные головы украшались кружевами. А чтобы у посетителей не
возникло мысли, что их обманули и продемонстрировали банальный фотомонтаж,
художница поминутно описывала процесс творчества. Первая минута
- собственноручное убийство, вторая - расчленение, а дальше...
- У меня есть всего 15 минут для проведения фотосессии. Если промедлить,
глаза начинают стекленеть, и пропадает эффект живости и свежести.
- К сожалению, такие выставки стали привычным явлением, - считает
президент Центра по защите прав животных "Вита" Ирина
Новожилова. - В погоне за дешевой славой сытая и скучающая арт-тусовка
придумывает все более изощренные ходы. Для таких художников демонстрация
жестокости - единственная возможность привлечь к себе внимание.
- Как давно в нашей стране стали появляться тенденции такой арт-жестокости?
- Первой ласточкой можно считать акцию 1992 года. Любители высокого
искусства собрались, чтобы посмотреть, как на их глазах зарежут
поросенка. "Художественный проект" показали по нескольким
телеканалам, однако официальных протестов не прозвучало. А потому
естественно, что уже через два года в той же галерее устроили очередной
перформанс с демонстрацией татуированных свиней. В том же 1994 году,
но уже в другой московской галерее одна художница устроила очередные
кровавые игрища с животными. На акции "Оплодотворение"
она вскрыла живую рыбу, набила ее живот гранатовыми зернами и еще
трепещущую привязала к своему голому телу. В 1999 году ее "подвиг"
повторил другой художник. Разрезав рыбе живот, он набил его пластмассовыми
буквами из детского алфавита. Рыба от боли разевала рот и издавала
звуки, которые художник усиливал микрофоном.
- Директор галереи, в которой выставлялась Эденмонт, заявила, что
своей выставкой "хотела немного взбудоражить слишком расслабленную
художественную жизнь Москвы". Кроме того, галерейщица считает,
что современного художника нельзя ограничивать в праве общаться
с любыми волнующими его темами.
- О какой свободе может идти речь, если художники, к счастью, вынуждены
ограничивать себя животными - ведь человеческая жизнь пока охраняема.
Если бы не УК, на выставке Эденмонт вполне могли бы появиться натюрморты
с человеческими глазами, ушами и головами. Тем более что такие экспонаты
уже встречались. Были и абажуры, и поздравительные открытки из человеческой
кожи... А создавали их люди, получившие художественное образование.
Кстати, у Эденмонт существует более "продвинутый" аналог
- англичанин Джоэль Питер Виткин, чьи выставки сопровождаются яростными
скандалами. Одну из них лично пыталась закрыть английская королева.
На снимках художник показывает свои некрофильские фантазии - людей
с вывалившимися внутренностями, танцующих уродцев, скелеты. Единственное
его оправдание - все снимки сделаны с помощью фотомонтажа, и ни
один человек при их создании не пострадал. Недавно у англичанина
появился российский последователь. Один художник год назад презентовал
свой фотопроект "Город Мертвых". Его герои - мертвецы,
доставленные из морга со следами таксидермии.
- Я вспомнила, как года полтора назад городские власти решили поднять
художникам арендную плату за мастерские. Ох, как они рыдали и жаловались!
Причем главным их аргументом была собственная беззащитность. Мол,
художник - человек не от мира сего, практически святой, и обидеть
его все равно что ребенка.
- В последнее время "беззащитные художники" все чаще
играют со смертью, и почему-то всегда с чужой. Я считаю, что, если
такой творец не может самовыражаться без крови, пусть тогда использует
собственное тело, а не убивает слабых и беззащитных. Именно так
сделали художники из московской "Секты абсолютной любви".
В одной из галерей они зашивали друг другу губы иголкой с ниткой.
А два года назад уже британский художник чуть не простился с жизнью
во время очередного перформанса - он вспорол себе живот и начал
писать картины собственной кровью. Но в подавляющем большинстве
художники смело расправляются с другими, а в отношении себя проявляют
редкую трусость.
- Не попадают ли общественные проявления арт-жестокости под статьи
УК?
- К сожалению, некоторыми представителями творческой братии действительно
должны заниматься правоохранительные органы. К тому же, по мнению
специалистов института психиатрии, такие работы могут вызвать положительные
эмоции только у людей с поврежденной психикой и склонных к насилию.
Существует статистика, из которой следует, что 80% садистов и маньяков
начинали свою деятельность с убийства насекомых…
http://www.megapolis.ru/about/mn/?article_id=1713
http://www.vita.front.ru/news/tusovka.htm
Защитники
животных протестуют против экстремальной выставки
В эти дни столичные защитники животных протестуют против проходящей
в Москве выставки шведской фотохудожницы Натальи Эденмонт. Как сообщили
в Центре защиты прав животных «Вита», в эту организацию поступили
жалобы от посетителей галереи. Художница шокировала москвичей рассказами
о том, что ради своих натюрмортов она убивает кошек, крыс или кроликов.
Затем отрезает им головы (или те места, которые нужны для композиции)
и аранжирует с нужным предметами. «Для того чтобы изобразить Христа,
снимаемого с распятья, великий фламандец Рубенс сам никого не убивал.
Достоевский не ходил с топором в руках в поисках подходящий старухи
процентщицы, а Лев Толстой не сталкивал женщин под поезд для написания
«Анны Карениной», – заявила президент «Виты» Ирина Новожилова.
Новые Известия 12 октября 2004
По материалам Интерфакса, Associated Press, ИТАР-ТАСС
http://www.newizv.ru/news/2004-10-12/13130/
Защитники
животных против Натальи Эденмонт: "Лев Толстой не сталкивал
женщин под поезд"
11 октября 2004 г., 14:08
Столичные защитники животных протестуют против проходящей в Москве
в "Айдан-галерее" выставки Still Life ("Натюрморты")
шведской фотохудожницы Натальи Эденмонт, которая, по ее словам,
собственноручно режет животных для создания своих произведений.
Как сообщили в Центре защиты прав животных "Вита", в
эту организацию поступили жалобы от посетителей одной из московских
галерей, где в день открытия выставки художница шокировала москвичей
рассказами о том, каким способом были получены изображенные на картинах
головы кроликов, мышей, вычлененные глаза животных.
Ранее NEWSru.com сообщал со ссылкой на заверения самой Эденмонт
о том, что прежде чем выстроить свой натюрморт, она сама убивает
кошек, крыс или кроликов. Затем отрезает им головы (или те места,
которые нужны для композиции) и аранжирует с нужным предметами.
Художница уверяет, что на всю операцию требуется примерно пятнадцать
минут, потому что, "если промедлить, глаза питомцев начинают
стекленеть и пропадает эффект живости и свежести".
По данным СМИ, Эденмонт родилась в Ялте, но теперь постоянно живет
в Швеции. Там на нее уже не раз подавали в суд. Однако всякий раз
дело закрывалось за отсутствием состава преступления.
"Россия в очередной раз стала пристанищем для безнравственных
людей, отвергнутых Западом. Нам пытаются навязать псевдокультуру,
рассчитывая на отсталость наших взглядов. Мы приложим все усилия
к тому, чтобы наша страна не стала выгребной ямой, а развивалась
в соответствии с прогрессивными тенденциями", - заявила "Интерфаксу"
президент "Виты" Ирина Новожилова.
По ее словам, шведская художница, отстаивая право на подобное творчество,
ссылается на голландских и фламандских живописцев, которые тоже
писали убитых кроликов. Между тем, подчеркивает Новожилова, "в
отличие от госпожи Эденмонт, они никого для создания натюрмортов
не убивали, не расчленяли и шляпки к ушкам не прикалывали".
"Для того, чтобы изобразить Христа, снимаемого с распятья,
- добавила Новожилова, - великий фламандец Рубенс сам никого не
убивал, ожидая эффекта, необходимого для того, чтобы передать в
точности особенности цвета кожи покойника, Достоевский не ходил
с топором в руках в поисках подходящий старухи-процентщицы, а Лев
Толстой не сталкивал женщин под поезд для написания "Анны Карениной".
Источник: NEWSru.com
http://www.newsru.com/arch/cinema/11oct2004/eden.html
ГАЗЕТА
"КОММЕРСАНТЪ" № 190(3029) ОТ 12.10.2004
Художница задела за животных
Галеристка Айдан Салахова (на фото слева) считает, что жестокие
произведения художницы Наталии Эденмонт в конечном итоге помогут
разоблачить лицемерие общества в отношении к животным
на современное искусство
скандал современное искусство
Вчера центр защиты прав животных "Вита" выступил с осуждением
выставки Still Life, проходящей в московской "Айдан-галерее".
Шведская художница украинского происхождения Наталия Эндемонт представила
фотонатюрморты с отрезанными головами кроликов и мышей. Комментирует
ИРИНА Ъ-КУЛИК.
Экспозиция шведской художницы позволила президенту "Виты"
госпоже Ирине Новожиловой сделать весьма мрачные выводы: "Россия
в очередной раз стала пристанищем для безнравственных людей, отвергнутых
Западом". Сведения о Наталии Эндемонт она почерпнула из статьи
проживающей в Голландии журналистки Анны Введенской, обвинившей
художницу и галерею в том, что под видом искусства они выставляют
"снафф" -- по аналогии с документальными записями сексуального
насилия и жестокости. Госпожа Введенская называет хозяйку галереи
Айдан Салахову "монополисткой арт-бизнеса", раскрутившей
собственную "спонсируемую государством" галерею благодаря
связям отца (вице-президента Академии художеств Таира Салахова).
Ирина Новожилова сообщила нам, что побывала в "Айдан-галерее",
после того как в центр "Вита" позвонили трое посетителей
вернисажа и высказали свое возмущение экспозицией и в особенности
рассказами самой художницы о том, что она фотографирует только что
отрезанные головы своих "моделей" -- пока у них не остекленеют
глаза. Ранее госпоже Новожиловой приходилось по долгу службы посещать
галерею "Риджина", в которой выставлялись татуированные
свиньи бельгийского художника Вима Дельвое. Был и вызов по поводу
фотографий Ильи Чичкана (кролики, крутящиеся в барабанах стиральных
машин), оказавшихся, впрочем, фотомонтажом. Но выставка Наталии
Эндемонт показалась ей смакованием жестокости: "Если художница
хотела показать момент убийства, не было необходимости убивать на
самом деле".
В "Айдан-галерее" заявили, что выставку Наталии Эндемонт
никак нельзя счесть пропагандой насилия, и напомнили о классических
натюрмортах с охотничьими трофеями, писавшихся, несомненно, с натуры.
Причем поскольку процесс создания живописного полотна занимал не
один день, нельзя сказать, что животные были умерщвлены исключительно
для пищи. "Мы с уважением относимся к тому, чем занимается
центр 'Вита', например к борьбе против закона о запрещении кетамина
для ветеринарной анестезии. Но защищать нужно живых животных, когда
они страдают. Умерщвление животных для искусства не более аморально,
чем их убой ради еды или меха, тем более если это умерщвление безболезненно,
как заверяет художница",-- сказал сотрудник галереи Илья Вольф.
Хозяйка галереи Айдан Салахова сообщила, что Наталия Эндемонт
использует только животных и так обреченных на убой. Она брала кроликов
на ферме, поставляющей тушки в супермаркеты. Мыши были взяты из
лабораторий, а вырванный глаз, использованный в одном из натюрмортов,
вырезан у лося, убитого охотником. Госпожа Салахова говорит, что
решила представить выставку Наталии Эндемонт именно потому, что
художница затрагивает целый ряд болезненных проблем нашего общества,
в котором все выступают за охрану животных, но при этом вовсе не
отказываются есть мясо. Причем наиболее провокационной оказывается
как раз не жестокость, а нарочитая красота и умиротворенность фотографий
шведской художницы.
Айдан Салахова напомнила, что Наталия Эндемонт давно работает с
одной из известных галерей Швеции -- галереей "Бьорнветтерлинг",
выставляющей Роберта Раушенберга, Джеймса Розенквиста, Энди Уорхола
и других признанных классиков современного искусства. Госпожа Эндемонт
уже выиграла восемь процессов, начатых защитниками прав животных,
и готова отстаивать в суде право современного искусства обращаться
к любым темам, волнующим художника.
Как видим, свои доводы существуют у каждой из сторон неожиданно
разыгравшегося скандала. В конце концов, работы Наталии Эндемонт
покоробили чувствительность не только госпожи Новожиловой, но и
профессионального критика Ъ. Мне кажется, ее выставка сомнительна
с этической точки зрения. Но это еще полбеды. Хуже, что эта жестокость
совершенно напрасна и не искупается художественными достоинствами
проекта. Это явно не лучшая экспозиция "Айдан-галереи",
и не случайно критики, вообще-то симпатизирующие галерее, обошли
ее молчанием, как некую неловкость. Они просто сочли, что одна из
серьезных галерей современного искусства, существующая отнюдь не
на госдотации и не на субсидии Академии художеств, имеет право на
эксперимент. Но теперь праведное возмущение защитников зверушек
может стать дополнительным аргументом в той атаке на современное
искусство в России, которую уже не первый год ведут его непримиримые
противники, не чурающиеся погромов, как это было на выставке "Осторожно,
религия" в Центре имени Сахарова.
Впрочем, президент центра "Вита" подчеркнула, что их
цель -- не закрыть данную выставку, которая работает последние дни.
Она надеется, что протест поможет достучаться до депутатов, чтобы
те наконец приняли закон о наказании за жестокое обращение с животными.
И вот если это произойдет - в этом будет большая заслуга современных
художников.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=514091
Зоозащитники
против жизни после смерти
Арсений Иванов
Утро.ru, 11 октября 2004 г.
12.10.2004
Московские защитники животных возмущены выставкой Натальи Эденмонт,
которая сейчас демонстрируется в московской галерее "Айдан".
Там любой желающий может увидеть фотографии, на которых изображены
части тел животных, красиво совмещенные с другими предметами. В
галерее, например, вывешена фотография прекрасного цветка, из которого
"выглядывает"... глаз живого существа. В рамке рядом с
ним находится плюшевый мишка с головой кролика. В век компьютерной
графики на это, наверное, никто не обратил бы внимания, если бы
не одно "но": части тел, изображенные на снимках, взяты
от настоящих животных.
Как рассказывает художник посетителям галереи, свои "натюрморты"
она создает не на компьютере, а в реальном мире. И для этого ей
необходимо убивать зверей. "Пушечным мясом" оказываются
кошки, крысы и кролики. При этом, как рассказывает Эденмонт, зверей
приходиться умертвлять особым образом. Голову животному отрезают
в течение 15 минут после смерти. Иначе глаза питомцев начинают стекленеть
и пропадает эффект живости и свежести.
Именно то, как художница готовит свои "натюрморты", и
вызывает негодование зоозащитников. В пресс-релизе Центра защиты
прав животных "Вита" экспозиция названа "выставкой
убийцы животных". В организации стали бить тревогу после того,
как к ним обратились несколько посетителей выставки Натальи Эденмонт.
Москвичи были шокированы признанием фотохудожницы в том, что она
убивает животных. По словам зоозащитников, России пытаются навязать
псевдокультуру. Однако – говорят они – будет сделано все возможное,
чтобы наша страна не превратилась в выгребную яму. Правда пока не
уточняют, что именно они хотят предпринять.
Наталья Эденмонт родилась в Ялте, но теперь постоянно живет в Швеции.
Там ее творчество тоже вызывает ожесточенные споры. На нее даже
несколько раз подавали в суд, однако каждый раз дело закрывали за
отсутствием состава преступления. И, действительно, – в ресторанах
тоже убивают животных. С той только разницей, что делают это ради
красиво поданных блюд, однако никто не направляет иски против шеф-поваров.
http://www.utro.ru/articles/2004/10/11/360290.shtml
ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ № 188 // 14.10.2004
Айдан Салахова:
Скандальные выставки расшевелят сонную жизнь московских галерей
«Айдан-галерея», входящая в число самых успешных и профессиональных
в столице, внезапно оказалась героем криминальных теленовостей.
Центр защиты прав животных «Вита» обвинил галерею в пропаганде насилия
и жестокости по отношению к братьям нашим меньшим. Поводом послужила
открытая в стенах галереи выставка шведской художницы Натали Эденмонт
Still Life. На выставке показаны весьма необычные натюрморты с пестрыми
экзотическими цветами, в чаши которых вставлены отрезанные головы
кроликов, мышей и змей. Центр «Вита» узнал о выставке из интернет-статьи
проживающей в Голландии журналистки Анны Введенской. Г-жа Введенская
обвиняет галерею не только в пособничестве жестокому обращению с
животными, но и в других неблаговидных делах: монополизации столичного
артбизнеса, использовании хозяйкой галереи Айдан Салаховой связей
отца, вице-президента Академии художеств Таира Салахова, в раскрутке
не частного и честного, а спонсируемого государством предприятия.
О том, насколько обоснованны все предъявляемые «Айдан-галерее»
претензии, обозреватель «Времени новостей» Сергей ХАЧАТУРОВ спросил
Айдан САЛАХОВУ.
- Приходилось ли вам ранее отвечать на обвинения в жестокости выставленного
искусства?
- Нет, не приходилось.
- А г-же Эденмонт обвинения в жестокости предъявляются впервые?
- Напротив, в Стокгольме ей приходится регулярно отчитываться перед
возмущенной общественностью. Она выиграла восемь судов... Парадокс,
но государство на ее стороне. Министерство культуры Швеции на днях
выдало ей грант на покупку подопытных кроликов (кстати, обреченных
на убой, приобретенных на ферме, сотрудничающей с супермаркетами).
- Согласен, что художники любят демонстративно расправляться с
бедными зверями. Приведем в пример и голландские натюрморты с выписанными
со смаком освежеванными тушами животных, и опыты мэтра Contemporary
Art Дэмиэна Херста с акулой в формалине и двигающейся в разрезе
коровьей тушей. Но в лучших произведениях на эту тему был весьма
внятный мессидж, помогающий Человеку понять его место в мире, природе.
Жертвы животных были сделаны во имя людей. Какой мессидж в работах
Эденмонт?
- Этот мессидж нельзя четко сформулировать. Как и любой художник,
Наталия руководствуется интуицией, наитием. Ей всегда была важна
тема смерти. Она рано лишилась родителей - осталась одна. Отношение
к жизни у нее трагическое. Для непосвященных проект Still Life пуст
и пошл. Когда же зритель узнает, что головы кроликов в бутонах и
в воротничках не компьютерный монтаж, у него появляются отторжение
и обида. Он чувствует себя обманутым. Несколько посетителей галереи,
пожелавших поначалу купить работы, узнав о том, как они сделаны,
развернулись и ушли. Вот на этом противочувствии и выстроен образ,
смысл данного проекта. Это архетипическая тема нарушения границ
в искусстве. Она мне всегда интересна. В конечном итоге псевдогламурные
фотографии Эденмонт помогают разоблачить лицемерие общества в отношении
животных.
- Ну да, «вы потребляете мясо кроликов - я разоблачаю вкусы общества
потребления». На мой взгляд, слишком прямолинейно. Насколько проект
Эденмонт встраивается в творческую стратегию галереи?
- Этой выставкой я хотела немного взбудоражить слишком расслабленную
художественную жизнь Москвы. У меня ощущение, что как только пошел
рынок и начались продажи, наши художники стали такими самодовольными,
ровненькими, успокоенными. Мне скучно. Работы Наталии Эденмонт еще
не стали рыночным искусством, поэтому они интересны.
- Общество охраны животных узнало о выставке из статьи журналистки
Анны Введенской. Для Введенской проблема жестокости встраивается
в ряд других, в сумме создающих весьма неприглядный образ галереи.
Насколько обоснованны ее претензии к вам?
- Претензии г-жи Введенской абсурдны. Мы не государственная собственность,
а частная галерея. Исправно платим за аренду. Прежде чем писать
это письмо, она, будучи профессионалом, должна была хотя бы поинтересоваться,
на чьи деньги мы существуем. В принципе мы можем подать на нее в
суд за клевету. Но делать этого не будем. Ведь она сделала мне такой
комплимент: написала, что на Западе меня считают лицом современного
российского искусства. Видимо, по аналогии с Абрамовичем, отвечающим
за русский спорт.
- В этом году исполнилось 15 лет галерейному движению Москвы. Можете
ли вы сказать, что галерейный бизнес в Москве стабилен и защищен
(в том числе и от клеветнических писем)?
- Нет, не могу. Причина беспокойства - отсутствие юридических нормативов,
по которым смогла бы развиваться галерейная жизнь. Главные проблемы
- с самой формой галерейного бизнеса. Ведь галереи в России регистрируются
или как некоммерческие организации, или как комиссионные магазины.
Например, затруднительно провести через бухгалтерию продажу инсталляции,
рабочий материал которой -электронная техника: компьютеры, мониторы,
сканеры, принтеры. Доказать, что это не товарная партия, а произведение
искусства, очень сложно. На таможне слово «инсталляция» юридически
закреплено, а в бизнесе такой формы товара нет. Конечно, полулегальный,
подвально-чердачный статус московские галереи миновали, но за адекватный
юридический статус борьба продолжается.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ
http://www.vremya.ru/2004/188/10/109806.html
ВЫСТАВКА
ХУДОЖНИЦЫ-УБИЙЦЫ ВЫЗВАЛА ВОЛНУ ПРОТЕСТОВ
REGIONS.RU 11.10.2004
18:44
Защитники животных протестуют против проходящей в Москве выставки
Still Life ("Натюрморты") шведской фотохудожницы Натальи
Эденмонт, которая, по ее словам, собственноручно режет животных
для создания своих произведений.
По данным Центра защиты прав животных "Вита", в эту организацию
поступили жалобы от посетителей одной из московских галерей, где
в день открытия выставки художница шокировала москвичей рассказами
о том, каким способом были получены изображенные на картинах головы
кроликов, мышей, вычлененные глаза животных. "Россия в очередной
раз стала пристанищем для безнравственных людей, отвергнутых Западом.
Нам пытаются навязать псевдокультуру, рассчитывая на отсталость
наших взглядов. Мы приложим все усилия к тому, чтобы наша страна
не стала выгребной ямой, а развивалась в соответствии с прогрессивными
тенденциями" - считает президент "Виты" Ирина Новожилова.
Ранее сообщалось со ссылкой на заверения самой Эденмонт о том,
что, прежде чем выстроить свой натюрморт, она убивает кошек, крыс
или кроликов. Затем отрезает им головы или те места, которые нужны
для композиции. Художница уверяет, что на всю операцию требуется
примерно пятнадцать минут, потому что, "если промедлить, глаза
питомцев начинают стекленеть и пропадает эффект живости и свежести".
Отстаивая свою позицию от защитников животных, художница ссылается
на голландских и фламандских живописцев, те, дескать, тоже писали
убитых кроликов. Но старые мастера, в отличие от г-жи Эденмонт,
никого для создания натюрмортов не убивали.
По данным СМИ, Эденмонт родилась в Ялте, но теперь постоянно живет
в Швеции. Нанее уже не раз подавали в суд. Однако всякий раз дело
закрывалось за отсутствием состава преступления.
Параллельно со звонками россиян в "Виту" поступили жалобы
от иностранных граждан, которые требуют прекратить показ работ Эденмонд.
Узнав о том, что в Москве проходит выставка работ этой художницы,
голландская журналистка А. Введенская собрала скандальные факты
о галерее и Н. Эденмонд.
Отчаявшись привлечь внимание публики банальным изображением гениталий,
дочь известного художника Таира Салахова, Айдан решила прибегнуть
к более сильному средству выставке картин в жанре "снафф".
Будучи прекрасно раскрученным брэндом Айдан Салахова не знакома
с критикой: в России она в своем роде монополист арт-бизнеса. Окруженная
новыми русскими коллекционерами, она существует в другом измерении.
С помощью связей отца, вице-президента Академии художеств, в результате
ошибок процесса приватизации (сама Салахова признается в интервью,
что "была рада кризису"), - ей удалось то, о чем в России
не могут даже мечтать молодые талантливые художники, открыть и раскрутить
собственную галерею, спонсируемую государством, то есть налогоплательщиками.
В России, с помощью виртуальных исхищрений, она практически стала
живущим классиком, "лицом современного искусства". В глазах
же западных знатоков искусства Айдан Салахова в той же степени "лицо
современного искусства", в которой Роман Абрамович "лицо
российского спорта".
Для последней выставки в галерею А.Салаховой была приглашена скандально
известная среди любителей животных в Швеции, ныне там проживающая
уроженка Ялты НаталияЭденмонт.
Напомним, в Париже, мировом центре культуры и столице одной из
самых демократичных стран мира, на Ярмарке современного искусства
президент Франции вынужден был вмешаться, чтобы закрыть инсталляцию
другого русского галерейщика - Гельмана, оскорбляющую память Льва
Толстого.
http://www.regions.ru/news/1655486/
Илона Гонсовская. Специально для Центра защиты прав животных "ВИТА"
З В Е З Д Н Ы Й
/ЧАС//С Е Р О Г О//И//Н
И З М Е Н Н О Г О
В /«ПОСТСОВКОВОМ»
/ПРОСТРАНСТВЕ/ АРТ - БИЗНЕСА
Тема сколь обширная, столь и
неприятная, поэтому сейчас выскажусь только по поводу одного прецедента
– противной выставки фотографий расчлененных животных, которая прошла
в некой пресловутой московской галерее; (я, кстати, ее не посещала,
потому, что такие просмотры оцениваю ниже своего достоинства) И
так все абсолютно ясно.
Одна из приезжих деятельниц
в сфере арт-бизнеса показала зрителям столицы, чем она, собственно,
в своей жизни занимается.
В данном случае эта тетя с Украины
садистски убила некоторое количество животных, составила из частей
их тел циничного характера инсталляции, это сфотографировала и отнесла
в галерею.
Дальше: другая тетя - владелица
галереи это выставила и теперь отстаивает
« высокое право художника на
самовыражение». Ей повезло, что объектами такого самовыражения оказались
беспомощные животные, а не, скажем, ее собственные дети - а ведь
такое было бы гораздо КРУЧЕ…
Ну что ж? Это пока - можно:
издеваться, мучить и убивать живые существа
нечеловеческого происхождения.
Так сказать - добавлять к миллиардам убитых для еды, опытов, и на
одежду животных - еще страданий и боли - уже в сфере «актуальных
искусств».
Это не опасно. Это только дело
СОВЕСТИ.
А поскольку совесть в этих сферах
отсутствует, (как не модный элемент бытия), с такой точки зрения
рассматривать эту типическую для сегодняшнего дня ситуацию не приходится.
Коротко оценим с других позиций;
Как минимум - зрителю, обладающему
высоким интеллектом в настоящем смысле этого слова - не интересны
экзерсисы, безусловно, больного человека. Несмотря на то, что у
него есть фотоаппарат. ( У нас тоже есть.)
Люди такого типа, видимо, не
получили в семье тепла, разумной любви родителей, короче говоря,
они, скорее всего, появляются в очень темных, дремучих по сути семьях,
какими бы экстравагантными прикидами и наворотами не была обставлена
их жизнь.
И как максимум: такие тяжело
- патологические занятия должны привлечь внимание правоохранительных
и медицинских организаций (что и будет осуществлено, как я понимаю),
а никак не искусствоведов. Эта ахинея, на тему которой поднялась
очередная волна полемики - не принадлежит пространству искусства.
Сами, дорогие друзья, видите:
сейчас - куда ни плюнь - попадешь в «дизайнера» или в «художника».
Но если некоторые люди себя так называют, это абсолютно не обозначает,
что они таковыми являются.
Художник - это большая сложная
серьезная профессия. Внутри нее масса непростых ремесел, каждым
из которых не легко овладеть. Есть - живописцы, есть - сценографы,
монументалисты, книжные иллюстраторы, мультипликаторы, графики и
так далее;
Есть те, которые могут все вышеперечисленное
и еще НЕЧТО, и это нечто и делает их в конечном счете Художниками.
Повторю: Художник - это БОЛЬШАЯ
ПРОФЕССИЯ.
Или ВОЛШЕБНЫЙ ДАР.
Надо или долго учиться или родиться
- отмеченным этим Даром.
Так откуда же в таком количестве
берутся люди, которым разрешили,
( если бы это было запрещено
- они бы сидели «тише воды, ниже травы..» ) именно разрешили - так
дискредитировать эту профессию и понятие - всегда окутанное немного
мрачноватым романтико – таинственным флером?
Откуда эти суетливые деятели
в сфере арт-рынка, кипятком писающие, только чтобы привлечь к себе
внимание?
По моим наблюдениям так: эти
людишки, отовсюду выскакивающие, как черт из табакерки, считающие
себя представителями так называемого актуального искусства - на
самом деле в большинстве своем - серые, ординарные личности, с сильным
глубинным комплексом неполноценности. Часто – алкоголики.
Часто - недоучившиеся, причем
- по другим профессиям, ничего общего не имеющим с изобразительным
или каким-либо другим искусством; часто - из провинции, ломанувшиеся
в начале перестройки покорять столицу..
Продукты так называемого «совка»;
они – очень сродни оголтелым неграмотным комиссарам революционных
лет, на пожарище дворянских усадеб - харкающим в прекрасные венецианские
вазы. …
Ребята, а что сейчас еще осталось
недобитым? А!.. вот еще валяются осколки моральных ценностей! Сейчас
мы их дотопчем модными ботинками.
И как раз в силу того, что им
неприсуще чувство традиции, морали, этики, чем так прославлена и
знаменита на весь мир была раньше Россия - они без сомнений, отягощающих
по- настоящему культурного человека, а так же учуяв, что в области
искусства - легче всего "пробиться" потому, что нет четких
оценочных критериев - с ходу, с колес полезли по галереям, по средствам
массовой информации ( которым - тоже подавай - скабрезного и эпатажного
) , вылезли на международную арт-арену, где есть такие же бездари;
заинтересовали не образованных
в эстетическом отношении новых русских – бизнесменов, которым польстило
оказаться в компании с «богемой ».
А тут уж - с финансовой поддержкой
- все пути открыты: прикормлены искусствоведы - в прошлом воспевающие
соцреализм а теперь - только «модное» и плохо пахнущее. И чем более
противно пахнет - тем моднее.
Так, на поле арт-бизнеса открылись
заглушки и хлынули нечистоты на многострадальную российскую территорию.
И все этим, скажем, умылись.
Опасаясь оказаться немодным
или несведущим, или боясь потерять отношения с сильными мира сего
(потому, что, действительно, за спинами некоторых представителей
этого «искусства» стоят большие деньги и огромные возможности; (
взять Салахову, чей отец - в прошлом – верноподданный и высокопоставленный
певец соцреализма – со всеми вытекающими…) – так вот, боясь и опасаясь
- люди, от которых зависит общественное мнение - вместо того, чтобы
окоротить эту доморощенную амбициозную чертовщину – холуйски посодействовали
ей приобрести статус - чего -то якобы серьезного и значительного,
или - просто отмолчались.
И вот уже гадят на голову -
а все еще решается вопрос - а может быть это - настоящее искусство?
... ведь нельзя же подрезать крылья художнику – творцу…
Опомнитесь - это ведь простые
конъюнктурщики, и больше ничего.
И если нет в законах страны
таких статей, под которые они со своим осточертевшим цинизмом подкладываются,
то значит такие статьи надо в эти законы - добавить. И обсуждать
их деятельность в приемном покое и в суде, а не полемизировать на
сайтах и в прессе.
Мне даже фамилии их упоминать
противно, тем более, что все ими самими воспринимается как реклама.
Как говориться - «…хоть ссы в глаза - все божья роса».
Я воспитана в семье и в среде,
где работали знаменитые люди. Например, мой дядя - писатель Валентин
Саввич Пикуль. Можно по-разному к нему относиться, он фигура неоднозначная,
но он - Фигура с большой буквы, его знает вся страна.
Мой отец Север Феликсович Гонсовский
- классик в жанре фантастической повести. Его вещи переведены на
многие языки мира, по ним сделаны фильмы.
Я видела и знаю, как ведут себя
и как работают по- настоящему стоящие люди. Сколько в них было культуры,
такта, как они были милосердны, как высоки были идеалы. Отец относился
ко всему с глубоким сочувствием, включая животных. Он, например,
по этой причине был вегетарианцем.
Это были ИНТЕРЕСНЫЕ люди. Яркие.
Сильные одиночки.
Я сама – художник – живописец
и сценограф - не побоюсь этих не модных слов! В разных странах мира
я была с моими выставками.
И я горжусь, что добилась интереса
к своему искусству, не заискивая перед сортом людей, которые каждое
утро кидаются читать по желтой прессе разделы - «срочно в номер»
или со сладостным вожделением просматривают криминальную хронику
и дорожный патруль.
А то, что сейчас происходит
на арене арт-бизнеса – глубоко мне неинтересно. И в высшей степени
не интересны эти людишки, держащиеся всегда стадом. Они не настоящие.
О таком барахле и говорить не
хочется. Удостоила их несколькими абзацами только потому, что попросили
мои друзья высказать свое мнение.
25 октября 2004
/////////I L O N A//////G O
N S O V S K A
Илона Гонсовская. Специально для Центра защиты прав животных "ВИТА"
http://ilonagonsovska.lv/_animrigh/pages/serogo.htm
Материалы по теме:
Илона Гонсовская: "Я не ем своих моделей"
Артсадизм.
Живодёры в гламуре
Арт-садизм: натюрморты из убитых животных, фотовыставка в галерее Айдан Салаховой. РТР, "Вести-Москва", 19 ноября 2004. Скачать (mkv, 15,5 Mb). онлайн (youtube, 2:49)
Тарковский:
жертвоприношения
Гибель
лошадей на съёмках фильма В. Бортко «Тарас Бульба»?
Оставьте свой комментарий
Центр защиты прав животных "ВИТА"
vita.org.ru vita@vita.org.ru
|