К 100-летию со дня ухода из жизни Льва Толстого ВИТА выпускает книгу "Неизвестный Толстой. Первая ступень"
Часто приходится слышать мнение, что вегетарианство представляет собой некое новомодное явление, пришедшее в Россию с запада в последние годы. Это мнение является глубоким заблуждением. Русское вегетарианство имеет великую историю и оказало серьезное влияние на возникновение и формирование современного европейского и мирового движения этических вегетарианцев – веганов за права животных.
Книга посвящена удивительному и совершенно неизведанному периоду истории дореволюционной России, где более 100 лет назад зародилось и со стремительной силой развивалось философское движение, во главе которого стояла фигура известного гуманиста и писателя Льва Толстого - одной из самых загадочных и глубоко повлиявших на человечество личностей. Факты, изложенные в статьях cборника, расскажут Вам о небывалом расцвете этической мысли, объединившем в начале прошлого века тысячи людей вокруг философии ненасилия и вегетарианства.
Сборник включает в себя произведения и письма Толстого на эту тему, воспоминания современников Толстого о месте этического вегетарианства в его жизни, рассказы единомышленников Толстого о том, как идея любви ко всему живому помогла им найти свой путь в жизни и дала ответы на многие вопросы.
Для широкого круга читателей.
Во всем мире имя Льва Николаевича Толстого связывают с его гуманистическими идеями, оказавшими огромное влияние на развитие человечества. В России Л.Н.Толстой известен, прежде всего, как автор многочисленных художественных произведений, таких как «Война и мир», «Анна Каренина» и многих других. К великому сожалению, известное изречение писателя: «Нет пророка в отечестве своем» (Л. Толстой. Юность) стало применимым, в первую очередь, к его жизни. Целый пласт философской литературы Толстого, в основе которой лежат принципы уважения любой жизни, непричинения вреда не только людям, но и животным, долгое время оставался в нашей стране белым пятном, и пробел этот до сих пор в значительной степени не преодолен. Особенно это касается одной из важнейших сторон толстовского учения – необходимости этического вегетарианства.
Вместе с тем, сам Толстой, оглядываясь назад на свою жизнь и творчество, считал, что важность представляют как раз его произведения философско-религиозного характера. Как свидетельствует журналист «Русского Слова» Сергей Яблонский, Толстой в разговоре однажды указал, что не помнит содержание «Анны Карениной» – не помнит, ибо он освободил память для произведений другого рода, основная мысль которых – любите друг друга (см. Бюллетень Московского Вегетарианского Общества №13 за 1928 год, Государственный Музей истории религии, фонд 21, опись 1, №137).
И первая ступень такой любви, первая ступень нравственности, ступень, без которой невозможно подняться выше, – это отказ от каждодневного убийства животных, отказ от мясоедения, переход к вегетарианству. Небольшая статья Л.Н.Толстого стала для многих россиян толчком к выбору более гуманного и светлого пути, и сформировалось в России этическое движение вегетарианства.
Русское вегетарианство – это не только знакомые многим нашим соотечественникам по Ильфу и Петрову морковные котлеты. Это новое направление в мировом вегетарианском движении, направление, основанное на вопросах этики, а не здоровья (за рубежом в то время основным стержнем для вегетарианства были медицинские соображения – и переведенная на иностранные языки «Первая ступень» сыграла немалую роль в зарождении новой тенденции). Это жизненная философия, которую избрали для себя многие российские деятели науки и искусства. Среди них – основоположник российской климатологии А.И.Воейков, художники И.Е.Репин и Н.Н.Ге, писатель М.П.Арцыбашев, скульптор П.П.Трубецкой, педагог И.И.Горбунов-Посадов и другие. Это появление в нашей стране огромного количества книг о вегетарианстве. Это выход в свет журналов «Вегетарианский Вестник» и «Вегетарианское Обозрение» – участие Л.Н.Толстого в издании последнего журнала особенно значительно; до самой смерти он являлся одним из его сотрудников. Это появление во многих городах России вегетарианских обществ, усилиями которых в Москве в 1913 году был организован первый (и, к сожалению, из-за известных исторических событий, единственный) Всероссийский вегетарианский съезд. Это публикация статей по таким вопросам как искусственная кожа, клеи без компонентов животного происхождения и т.д., которые свидетельствуют о большой последовательности российских вегетарианцев. Это образование в России многочисленных толстовских поселений, вегетарианских школ и детских садов. Уже после революции, в 1928 году, именно Московское Вегетарианское Общество стало основным центром празднования столетия со дня рождения Толстого. А главным редактором наиболее полного, 90-томного собрания сочинений Л.Н.Толстого стал его ближайший сподвижник, этический вегетарианец В.Г.Чертков.
К сожалению, в жизни часто приходится сталкиваться с тем, что инакомыслие, даже если за инакомыслием стоит особо последовательное исполнение какого-то принципа, как, например, применение христианской заповеди «Не убий» не только к людям, наталкивается на стену враждебности. Так произошло и в нашем случае. Известно, что у Толстого из-за его религиозно-философских взглядов были серьезные конфликты с Церковью. Впрочем, это не помешало некоторым священнослужителям стать под его влиянием вегетарианцами, о чем свидетельствует «Письмо православного сельского священника-вегетарианца», которое размещено в настоящем сборнике. После революции толстовские коммуны, казалось бы, олицетворяли собой то, к чему стремился новый строй – всеобщее равенство и братство, земледельческий труд во благо народа, даже корень у слов «коммуна» и «коммунизм» одинаковый. Вместе с тем, судьба толстовских поселений и вегетарианского движения сложилась трагично. В 1929 году было закрыто последнее вегетарианское объединение в СССР – Московское Вегетарианское Общество. Многие его участники и единомышленники Толстого оказались в заключении. Но и там им помогали выжить и остаться Людьми заветы Великого Учителя, и основной из них – любовь ко всему живому. Удивительный пример человека, пронесшего учение Толстого в самом последовательном его виде через всю свою жизнь – простой крестьянин В.В.Янов; годы лагерей его не сломили. Заметим, что этот толстовец был веганом из этических соображений (то есть, отказывался от употребления не только мяса, но также молочных продуктов и яиц) и отрицал использование животных в качестве тягловой силы. Подробно о его жизни рассказывается в книге «Воспоминания крестьян-толстовцев» (ее составитель – А.Б.Рогинский).
В наши дни о вегетарианстве Толстого как важной части его жизни говорится редко. Факт его вегетарианства нередко преподносится в ироническом тоне: простим гению, что ошибался. Во время экскурсий по Ясной Поляне хотелось бы узнавать не только об истории создания знаменитых романов, но и получать информацию об философских воззрениях Толстого, а также о его единомышленниках – В.Г.Черткове, И.И.Горбунове-Посадове, И.М.Трегубове и других.
Данный сборник призван познакомить российского читателя со стороной жизни Л.Н.Толстого, которая оставалась неизвестной лишь по той причине, что его этические взгляды значительно опережали время. Мы с благодарностью примем конструктивные замечания и предложения по книге.