Вегетарианское обозрение, Киев, 1911 г. ВО.6-7.1911, с. 10-12 Л.Н. Толстой о вегетарианстве
(Из дневника)
Живя с конца сентября 1907 по 4 августа 1909 года, когда я был арестован и отправлен в ссылку, в близком общении со Львом Николаевичем, я вел дневник, в который записывал из слов и поступков Льва Николаевича то, что представляло для меня особенный интерес и значение. В настоящее время этот дневник подготовляется мною к печати. Предлагаю читателям "Вегетарианского обозрения" те места этого дневника, которые касаются вегетарианства.
Н. Гусев
28 сентября 1907 года
Сегодня за завтраком я спросил Льва Николаевича, что мне ответить на письмо солдат, спрашивающих о том, можно ли истреблять насекомых. Л.Н. сказал, что подобные вопросы делают обыкновенно те люди, которые не хотят исполнять нравственное учение и потому нарочно ищут возражений против учения, чтобы представить его неисполнимым.
— Но все-таки, спросил я, что можно ответить на такой вопрос?
— У меня на это есть определенный ответ, — сказал Л.Н. Область любви безгранична. Одни люди могут развить любовь только к своим близким, другие – ко всем людям, третьи и к животным, близким к человеку, и так далее. Я знал одну старушку, которую, когда она умирала, заедали тараканы, и она прониклась жалостью к ним настолько, что не позволила убивать.
14 января 1908.
По поводу полученного Львом Николаевичем письма духобора, П.А. Сергеенко выразил сочувствие отказу духоборов от пользования животными при работах.
— Ну, это уж после, — возразил Л.Н. — У нас столько грехов по отношению к людям. Мы все, сидящие в этой комнате, пользуемся тем, что сами не сделали. Этот керосин, вот эти сапоги (указывая на свои), вот это (трогая пиджак своего родственника), — все это сделано не нами, а мы спокойно пользуемся этим.
За чаем опять возвращались к этому, и Л.Н. сказал:
— Нужно соблюдать постепенность в делах, сначала делать то, что самое важное.
17 февраля 1908
Сегодня были у Льва Николаевича два крестьянина из –аго уезда Тульской губ., один 23 лет, другой - 21 года. Один из них – вегетарианец. Узнав об этом, Л.Н. спросил их:
— Ну а это, конечно, нечего спрашивать: насчет водки, табаку, как вы?
Оба ответили отрицательно.
Л.Н. очень одобрил того, который не ест мяса, и прибавил: "Хотя это далеко не так зловредно, как водка и табак".
— Каково! сказал Л.Н. за обедом. В какое время мы живем! Сегодня были два крестьянина из –аго уезда, и один из них вегетарианец.
21 февраля 1908.
Сегодня за обедом Л.Н. сказал:
— Надо расширить пределы вегетарианства. Сегодня разбили свежее яйцо, и там оказалась кровь: уже начался цыпленок.
12 мая 1908.
Сегодня после обеда Л.Н., задумчиво смотря в окно, сказал:
— Сегодня погода как раз такая, в какую я, бывало, ходил на тягу. Теперь я совершенно не могу себе представить, как я мог этим заниматься. Вальдшнепы устраивают любовные свидания, а я прицелюсь в них и убью, хотя мне это совсем не нужно.
30 мая 1908.
Сегодня за обедом кто-то сказал, что все больше и больше становится вегетарианцев.
— Это очень хорошо, сказал Л.Н.: не самое вегетарианство, а признак очень хороший, что люди начинают серьезно относиться.
19 июля 1908.
Сегодня я списал с фонографа сказанную Львом Николаевичем сказочку о волке и мальчике. Сказочку эту Л.Н. придумал для своих внуков, детей Михаила Львовича, гостивших в Ясной.
1 июня 1909.
Сегодня приезжал ко Льву Николаевичу редактор "Вегетарианского Обозрения" И.О. Перпер. Я узнал от Перпера, что так же, как и я, он стал вегетарианцем по прочтении статьи Льва Николаевича "Первая ступень".
Разговаривая со Львом Николаевичем, Перпер, между прочим, спросил его мнение о вивисекции. Л.Н. ответил, что этот вопрос для него решается субъективно: сознанием того, чего не должно делать. И потому, каковы бы ни были практические результаты вивисекции, вопрос решается не в этой области1.
— Эти результаты сомнительны, – сказал Перпер.
— Повторяю, возразил Л.Н.: на основании практических соображений вопрос этот нельзя решить.
Я дал прочитать Перперу, полагая, что они будут для него интересны, два недавно полученных Львом Николаевичем письма, касающихся вегетарианства. Одно из них – из Тулы, от двух мальчиков, родных братьев, которые пишут о том, что они отказались от мяса и этим вызывают против себя раздражение своего отца. По прочтении этого письма, у Перпера явилась мысль послать этим мальчикам свой журнал2. Л.Н. очень одобрил это намерение, особенно потому, что и родные их, враждебно относящиеся к отказу от мясоедения, узнают из журнала, что переход от мясной пищи к растительной рекомендуется многими людьми, в том числе учеными профессорами и докторами.
Н. Гусев
См. № 6 "Вегетарианского обозрения" 1909 г. "У Льва Николаевича Толстого и его друзей". Редакция "Вегетарианского обозрения".
Журнал им был выслан. С того времени, эти мальчики состоят постоянными подписчиками "Вегетарианского обозрения". Редакция "Вегетарианского обозрения".
|