26 февраля 2018 - Эксперименты на животных - жестоко и недостоверно
Новая программа по патологической физиологии спасет жизни тысячам животных в странах бывшего Советского Союза
Крыса вяло сидит перед пустой миской. Ее мех напряжен, она уже не реагирует на звуковые раздражители. В течение 7 дней животное не получало еду и потеряло половину своего веса. Затем крысу декапитируют и вскрывают, чтобы взвесить внутренние органы. Так проходит один из классических экспериментов в практическом курсе патофизиологии. Однако, нет никакой необходимости в жестокости.
Организация «Врачи против экспериментов на животных» совместно с «ИнтерНИЧ» объявляет о выпуске революционной программы, которая призвана спасти жизни тысячам животных в медицинском, фармакологическом и общебиологическом образовании.
«Виртуальная Патофизиология» - это 15 интерактивных компьютерных флэш-анимаций, которые адаптированы к классическим экспериментам на животных в бывших советских государствах. К программе прилагаются методические рекомендации.
В проекте, который длился 2 года, принимали участие украинские, белорусские патофизиологи, а также российские программисты и дизайнеры. Главным условием при создании пособия было получение права на свободное распространение материалов.
Начиная с 2005 года российские вузы стали переходить на современное гуманное обучение студентов, модернизируя свой учебный процесс в соответствии с этическим прогрессом. В содружестве с организациями «Врачи против экспериментов на животных, Германия», «ИнтерНИЧ» и Центр защиты прав животных «ВИТА» в России 13 вузов, а на территории СНГ более полусотни вузов подписали договоры о замене экспериментов на животных прогрессивными альтернативами. При замене экспериментов на животных было важно, чтобы преподаватели университетов были удовлетворены предоставляемыми материалами.
Поэтому, кроме зарубежных альтернативных программ, большинство из которых на английском языке, был русифицирован ряд немецкоязычных видеофильмов, а в 2012 г финансировано создание альтернативного учебного пособия по физиологии ЖКТ.
В то время, как для курсов физиологии, анатомии, зоологии и фармакологии существуют десятки альтернатив, в патофизиологии их существенный недостаток. Дело в том, что в западных странах патофизиология не изучается на животных. В странах бывшего СССР жестокие эксперименты, среди которых: голод, анемия, гипоксия, аллергический шок, воспаление, лихорадка, баротравма все еще имеют место.
Преподаватели, которые пытались заменить ряд жестоких экспериментов самостоятельно, использовали либо свою собственные наработки, либо научфильмы советской эпохи.
Проект «Виртуальная патофизиология» призван кардинально изменить данную ситуацию».
За последнее время число студентов, требующих альтернатив экспериментам на животных, а также преподавателей, которые их поддерживают, кардинально увеличилось.
Студенты настаивают на свободе совести, свободе выбора и зачастую, не добившись решения в свою пользу, подают в суд на свое учебное заведение. Первый такой случай был в 1987 году, когда американка
Дженифер Грехем отказалась от участия в вивисекции в рамках курса физиологии. В результате ей не зачли данную дисциплину. Она обратилась в суд и выиграла дело.
После этого события был утвержден Билль прав калифорнийских студентов, позволяющий студентам не участвовать в опытах на животных, если это противоречит их нравственным принципам. А судебные
процессы, в которых в качестве истцов выступали студенты, испытывающие сострадание к животным, стали достаточно распространенным явлением. Некоторым студентам даже был возмещен моральный ущерб
(рекорд - 90 тыс. долларов). "Я была первой студенткой в Германии, выигравшей судебный процесс против своего университета, поводом для которого была жестокость по отношению к животным во время
экспериментов" - пишет студентка Франкфуртского Университета Биргит Воллм.
В Италии, Великобритании и Швеции существует закон, разрешающий студентам отказаться от проведения опытов на животных, если это противоречит их нравственным убеждениям. В этом
случае университет обязан предоставить им гуманную альтернативу.
В настоящее время учёными разработано тысячи альтернатив к экспериментам на животных. Альтернативы - это трехмерные модели, компьютерные программы, интерактивные видеодиски,
видеофильмы, культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала студенты наблюдают,
как опытные врачи лечат больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того, чтобы
убивать здоровых животных, они помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь. Клиническая практика и оперирование трупов животных, умерших естественной смертью,
сводят на нет главный аргумент сторонников вивисекции, что при работе исключительно с альтернативами студент не получит практического опыта.
Многие гуманные альтернативы на самом деле эффективнее вивисекции, в чем преподаватели смогли убедиться во время работы с теми, кто добился права учиться с помощью альтернативных методов.
Кроме того, проводились специальные исследования, целью которых было выяснить, насколько гуманные альтернативы действенны. Оказалось, что большинство современных альтернатив способствуют
обучению и получению практического опыта не хуже, а иногда даже лучше чем вивисекция. (Р. Дауни, Дж. Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус и Дж. Фосс (1993)
• Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например, виртуальная реальность, проведение экспериментов на себе)
• Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения
• Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время как при использовании, например, компьютерной программы, студент может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях
• Альтернативные методы экономичны. Многие из них недорого стоят, в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных животных могут быть весьма значительными
Вот почему в настоящее время в учебных заведениях Нидерландов, Швейцарии, Аргентины, Словакии больше не проводится вивисекция; альтернативные методы обучения используются в
большинстве вузов Италии, Швеции, Англии и Германии. При этом не пришлось жертвовать качеством образования. Более того, благодаря альтернативам, качество образования улучшилось.