Обеспокоенность по поводу выбросов углерода и продовольственных кризисов способствует отказу от потребления мяса, как символа богатства.
В окне KFC в городе Ханчжоу на востоке Китая можно увидеть знакомую насыпь золотых наггетсов. Но это переполненное ведро с улыбающимся лицом полковника Сандерса немного отличается. Ведро зеленое, а наггетсы в нем полностью без мяса.
За последние пару лет, после продолжительной динамики роста потребления мяса растущим средним классом Китая, для которого ежедневное употребление свинины было признаком роскоши и новых финансовых возможностей, начали прорастать зеленые ростки веганской "мясной" революции. Хотя Китай по-прежнему потребляет 28% мяса в мире, в том числе половину всей свинины, и может похвастаться мясным рынком, оцениваемым в 86 миллиардов долларов (62 миллиарда фунтов стерлингов), заменители мяса на растительной основе медленно завоевывают себе место среди нового поколения потребителей.
В самых космополитических городах Китая сейчас есть группы в социальных сетях, веб-сайты и сообщества, посвященные образу жизни без мяса. VegeRadar, например, составил исчерпывающие карты вегетарианских и веганских ресторанов по всему Китаю. Согласно отчету Института хорошей еды, китайский рынок мяса растительного происхождения в 2018 году оценивался в 6,1 млрд юаней (675 млн фунтов стерлингов) и, по прогнозам, будет расти на 20-25% в год.
Юн Фаньвэй, 25-летняя студентка из Шанхая, принадлежит к новому поколению вегетарианцев, жаждущих большего. «Я покупаю некоторые из этих искусственных мясных продуктов, и многие из них очень хороши. На вкус они не обязательно похожи на мясо, но они заметно отличаются от тофу », - сказала она.
Употребление мяса было тесно связано с ростом благосостояния Китая. В 1960-х годах средний китаец потреблял 5 кг мяса в год. Это увеличилось до 20 кг к моменту «реформы и открытия» бывшего лидера Дэн Сяопина в конце 1970-х годов, а к 2015 году - до 48 кг.
Но в 2016 году в рамках своего обязательства сократить выбросы углерода китайское правительство изложило план по сокращению потребления мяса в стране на 50%. Это был радикальный шаг, и пока очень немногие правительства в мире включили потребление мяса в свои планы по сокращению выбросов углерода.
Новые правила, призывающие граждан потреблять всего 40-75 г мяса в день, были продвинуты серией рекламных объявлений с участием актера Арнольда Шварценеггера и режиссера Джеймса Кэмерона. С тех пор было предпринято несколько других конкретных шагов, кроме президента Си Цзиньпина, который в августе прошлого года запустил «кампанию за чистую тарелку», направленную на сокращение «шокирующих и огорчающих» 40% еды, которая идет прямо с китайских обеденных столов в мусорное ведро. Некоторые комментаторы предположили, что призыв к гражданам Китая сократить потребление мяса был не особенно популярным.
Но альтернативные белки рассматриваются как возможный путь вперед. В прошлом году на ежегодном «двухсессионном» парламенте Сунь Баогуо, член Народной политической консультативной конференции Китая, призвал к увеличению инвестиций и продвижению искусственного мяса.
Некоторые из крупнейших международных сетей, работающих в Китае, поспешили сделать ставку на рост альтернативного мяса. KFC теперь продает веганские куриные наггетсы, Burger King предлагает Impossible Whopper, а Starbucks предлагает пасты, салаты и роллы Beyond Meat.
Но отечественные компании тоже открывают свои магазины, делая ставку на скорую поддержку государства, не в последнюю очередь потому, что правительство может рассматривать альтернативные белки как способ позволить гражданам продолжать пользоваться «роскошью» мяса, а также двигаться к своим целям по сокращению выбросов углерода. Их оптимизм привел к тому, что несколько китайских конкурентов вышли на рынок вместе с такими международными гигантами, как Cargill, Unilever и Nestlé, а также с веганским мясным брендом Impossible and Beyond.
Компания OmniFoods, которая была запущена в Гонконге в 2018 году, входит в группу региональных стартапов, борющихся за долю рынка, недавно открывшая мультибрендовый веганский магазин и ресторан в Шанхае.
Основатель OmniFoods Дэвид Юнг надеется, что открытие завода в Китае в следующем году поможет снизить цены на его продукцию. Белки растительного происхождения в настоящее время стоят намного дороже, чем их мясные аналоги, что является серьезным препятствием, когда дело доходит до того, чтобы убедить заведомо бережливых покупателей Китая перейти на него. «Очевидно, что сведение к минимуму логистики и посредников, а также расширение масштабов окажут большое влияние на цепочку создания стоимости. Поскольку мы сокращаем эти расходы в Китае, мы прогнозируем значительное падение цен», - сказал Юнг.
Компания Z-Rou из Шанхая производит заменитель фарша на растительной основе, который уже есть в столовых некоторых ведущих международных школ, больниц и предприятий Китая. Его генеральный директор Франклин Яо нацелен на лидеров общественного мнения и потребителей среднего класса, которые могут позволить себе делать осознанный выбор. «Они даже готовы платить больше, поскольку знают, что получают более здоровый продукт, помогающий обеспечить будущее планеты, которую унаследуют их дети. Это бесценно.
Среди других китайских компаний - Zhenmeat, которая производит "говядину", "свинину" и "раков" на растительной основе, и Starfield, чья альтернатива фаршу на основе морских водорослей была превращена в блюда в некоторых ведущих ресторанных сетях Китая.
Яо признает, что отрасль в Китае все еще очень мала, но он считает, что заменители без мяса очень скоро станут мейнстримом. «Китайские потребители активно ищут более экологичные продукты. Хотя связь между мясом и окружающей средой все еще слаба для большинства населения, интерес есть, и Китай быстро учится».