"Россия вегетарианская" - проект "Виты" по восстановлению истории русского вегетарианства
Вегетарианство и война
И.Тененбаум
«Голос Толстого и единение». – №4. – 1917. – С. 7.
Материал любезно предоставлен Государственным музеем Л.Н. Толстого"
Москва, 2009
Многие, конечно, скажут, до вегетарианства ли, когда война пожирает столько людских жертв и культурных богатств? А вегетарианство обычно понимается как «роскошь», которую могут себе позволить только немногочисленные «сверхидеалисты» или, как их откровеннее называют в широком обиходе – «утописты».
Оговариваюсь, что, сопоставляя вегетарианство с войной, я вовсе не думаю говорить здесь о преступном пользовании животными для целей войны, о массовом зверском уничтожении на войне ни в чем не повинных тварей: ибо действительно, как взывать о милосердии к животным, когда его нет по отношению к родным братьям?! Рабочий закалывает рабочего, крестьянин – крестьянина, поляк из русской армии – поляка из германо-австрийской армии, бывает, что близкие родственники участвуют в противных армиях, и те также закалывают друг друга. При этих нравах с людьми, ведущими войны, говорить о милосердии к животным более чем наивно.
В этом сопоставлении я хотел только выразить то соотношение, которое, по моему взгляду, существует между этими двумя факторами: справедливости и преступления. Я думаю, что употребление людьми животных в пищу сильно содействует созданию того психологического абсурда, при котором безумно-зверское массовое братоубийство толкуется как высший долг, как героизм духа; отказ же от участия в братоубийстве объявляется изменой и трусостью. Где те корни, которые пустили такой дикий плод, такую извращенную мысль, поддерживаемую и отстаиваемую, а во многих случаях весьма искренне, учеными и гуманными людьми? Корней этих много, их много не только в экономических факторах, как это думает большинство специалистов, а в том нравственном убожестве или полном отсутствии нравственного мерила, которыми характеризуется наша культура последних эпох. И один из этих корней – в поедании животных.
Вегетарианство – не «сверхидеализм», а элементарная справедливость, простое недопущение кривотолкований простой заповеди «не убий». Человек может и должен жить, не применяя насильственных убийств слабейших созданий. Принцип «не убий» содержит в себе недопустимость насильственного убийства как средства для поддержки своего существования, а отсюда и – недопустимость войны, в которой люди и животные убиваются и калечатся самыми зверскими способами якобы для своего самосохранения, якобы для своей свободы, якобы даже для мира. Люди влагают кощунственно в войну не только высокие идеалы свободы и мира, но имя Бога, Который есть Мир.
Истинный мир не означает ту передышку, которую люди устраивают от переутомления между одной войной и другой. Мир означает такое душевное состояние, при котором насилие невозможно ни под каким видом.
То, что у нас в России сейчас власть из рук николаевских палачей перешла к людям гуманно-либеральным, вроде кадетов, к идейным демократам и социалистам, не исключает, однако, возможности продолжения применений насилий как средства подчинения людей и продолжения безумной войны. Ибо все эти лица, перенявшие власть, более или менее искренне говоря о свободе и о братстве, в то же время допускают войну и насилие как средство управления народом. Тот, кто отменил смертную казнь как позор деспотизма, через четыре месяца сам восстановил ее. Человек этот принадлежит к партии, признающей террор как средство борьбы за идею, и такой человек, безусловно, способен казнить и править грубою силою штыка и тюрем. В той или иной мере это можно сказать обо всех элементах общества, к которым ныне перешла государственная власть. Ибо все они не принимают нравственного идеала любви как незыблемой основы жизни. Это все – «реальные политики», не знающие вечного закона. Они знают лишь законы дня и момента, не разбираясь в средствах. Признание вечных законов души исключает прежде всего возможность насилий над человеческой жизнью и совестью, затем и насилия над жизнью животных. Вегетарианство – один из тех неизбежных признаков, которые отличают людей, исповедующих эти простые и неизменные, вечные законы. Тот, кто не питается мясом убитых животных, тем более не сможет и замахнуться штыком на брата-человека, не сможет подписать приговор о смертной казни.
Более радикальные социалисты требуют от демократического правительства последовательной демократической политики. Но разве политика бывает последовательна? Наоборот, она всегда – приспособляющаяся к моменту. Прежде всего нужно признать существование неизменных законов вне времени и места, и тогда только может быть речь о последовательности. В противном случае создается та извращенность умов, которую мы видим на таких сочетаниях противоположностей как война и братство, свобода и казнь, гуманность и пожирание животных и охота за птицами, как предмет спорта и наслаждения, трупы животных, птиц и рыб, их жиры и соки как предметы угощений, украшения трапезного стола.
Признайте два слова «не убий» – и этих сочетаний больше не станет.
Признайте вегетарианство не как «роскошь», а как первую, необходимую ступень нравственного совершенствования – и войны прекратятся.
Люди привыкли видеть в войне и политике страшные «узлы», которые не так-то легко распутать. Но есть простое и доступное средство, уничтожающее все эти мнимо-страшные узлы: истина.
«Я – царь, – сказал Будда, – но царь необыкновенный. Я – царь истины, ибо истиной я могу повернуть колесо жизни».
Вегетарианство – один из первых и несомненных мирных завоеваний для грядущего великого и вечного царства истины, мира и братства народов.
И.Тененбаум
Государственный музей Л.Н.Толстого www.tolstoymuseum.ru
Центр защиты прав животных "Вита" www.vita.org.ru
|