Вегетарианство и религия
Право на жизнь барана
Я не ем мясо, - это детская психологическая травма
...для меня съесть мясо – всё равно, что погрызть деревянную ножку
стула
|
Не знаю, насколько интересна моя история
с вегетарианством. Я, по правде говоря, не ем только мясо и птицу.
Рыбу изредка ем, раз в месяца три, наверное. То, что я не ем мясо,
- это детская психологическая травма. На Кавказе есть обычай - приносить
в жертву животное, обычно барана. Однажды мой папа взял меня на
такое мероприятие. В гору мы поднимались все вместе – я, мой папа,
его родственники и баран. Возможно, мне показалось, а, может быть,
так и было на самом деле, но баран все понял и отказался идти. Его
тащили волоком. Отрезали голову, повернув на восток, мясо раздали
бедным. Я тоже оказывала сопротивление, но была ребенком, взрослые
посмеивались над моей детской агрессией (я все-таки защищала барана),
потом над плачем. Это был последний день, когда я ела мясо. Меня,
конечно, заставляли, потому что мы в то время переехали из Сибири
в Дагестан, и не есть мясо там было чем-то неправильным и необычным.
В Сибири, впрочем, тоже. Думаю, там не есть мясо гораздо сложнее.
Папа грозил мне ремнем, он нас – детей - никогда не бил, но ремня
мы все равно боялись. Я подолгу и каждый день стояла в углу. Хотя,
мне кажется, такое отношение к животным я унаследовала именно от
своего отца. На Кавказе мужчина не мог считаться мужчиной, если
он не в состоянии зарезать барана. Так вот мой отец в этом отношении
мужчиной никогда не был – он и курицы ни одной никогда не тронул.
Помню, как в детстве он долго гонял птицу по двору в своем селе
(мы тогда гостили у бабушки, и она попросила его зарезать курицу),
но так и не поймал. Теперь я понимаю, что делал он это нарочно…
Я до сих пор не ем мясо, и к этому все уже настолько привыкли, что
даже папа заботиться о том, чтобы у меня всегда были овощи и фрукты.
То есть я не считаю себя вегетарианкой до конца. Я не испытываю
никаких страданий по мясу, и никогда не испытывала. После казни
барана (как бы смешно это не звучало) для меня съесть мясо – все
равно, что погрызть деревянную ножку стула. Я не осуждаю людей,
питающихся мясом. Его ест вся моя семья и кормит им наших собак.
Я никогда не пыталась убедить кого-то не есть мясо. Просто сделала
для себя свой выбор. На это имею право.
В прошлом году я была в вахабистском медресе и наблюдала процесс жертвоприношения. Я попала на курбан-байрам. Баранов резали десятками, если не сотнями. На виду друг у друга. Просто притаскивали в медресе кучу баранов, резали тут же во дворе, остальные бараны наблюдали за этим и ждали своей очереди. Рядом бегали дети… Никто не обращал внимания. Со мной был фотокорреспондент «Русского Репортера» Миша Галустов. Он снимал жертвоприношение. В какой-то момент он подошел ко мне и сказал что-то вроде: «Я представил, что это не бараны, а люди. И вот одним членам семьи перерезают горло на глазах у других. Это ужасно». Это действительно было ужасно, но в большей степени то, что окружающие воспринимали это как должное, кажется, им даже в голову не приходило, что у них во дворе мучаются живые существа. Это был такой пятачок во вселенный – залитый кровью, в окружении равнодушных. Тогда же Миша мне сказал, что он не подпускает эту сцену близко к себе, отстраняется от нее благодаря тому, что смотрит через объектив. В тот же день я спросила у шейха Дербентского (довольно важной персоны в мусульманском мире Дагестана), почему баранов режут не по правилам. Я – не знаток Корана, но даже я слышала, что правоверный мусульманин должен сначала раскопать ямку, потом завязать барану глаза, поместить его в эту ямку и тогда уже перерезать ему горло. Его ученики надо мной посмеялись, вообще мое вегетарианство стало тогда предметом для шуток во всем медресе. Добродушных шуток – относились ко мне хорошо. Но шейх отреагировал серьезно – сказал, что я права, и они это учтут. Я была уверена, что ничего они не учтут – на «по правилам» потребуется гораздо больше времени и сил. Мясник, который присутствовал на том же собрании, очень обиделся. Во-первых, я женщина, во-вторых, осмелилась говорить с шейхом, в-третьих я ничего не понимаю, потому что все-таки женщина. Баранам не больно, сказал он. И уж точно животное, приносимое в жертву Аллаху, ничего не чувствует. «Ты видела, когда я барана резал?! Он не шевелился! Потому что ничего не чувствовал!» - сказал он. «Потому что он уже был в глубоком обмороке», - ответила я, и с этих самых пор мясник меня сильно невзлюбил. Мои слова были обращены в шутку – все посмеялись и забыли. А я другого и не ждала. И, к сожалению, этому посвятить репортаж не смогла, потому что после статьи про вахабитов в редакцию и без того приходили недовольные мусульмане и предлагали встретиться с ними у входа в редакцию. Я на встречи, когда была на месте, ходила. Они – милые люди, живущие и воспитанные по-другому. Но мне все это не близко. Я, конечно же, не осуждаю их за то, что они едят мясо, но я против жестокости – хочешь съесть, ешь, только мучить не надо. Я в этом вопросе как раз не против поедания мяса, а против жестокости, с которой животных убивают. И понимаю, что тем самым не близка зеленым. Но эту жестокость действительно нахожу ненужной и неоправданной. Меня это угнетает. Иногда мне предлагают писать репортажи с бойни. Я отказываюсь, потому что знаю: люди во все времена ели и будут есть мясо, мой репортаж ничего не изменит. А смотреть на это только для того, чтобы доказать себе – я могу смотреть на это – безответственно по отношению к действующим лицам. Баранам в том числе.
Марина Ахмедова, специальный корреспондент "Русского Репортера", издательский дом Эксперт
специально для Центра защиты прав животных "ВИТА", 2009
www.vita.org.ru vita@vita.org.ru
Материалы по теме:
Вегетарианство и религия
Этика вегетарианства
Вегетарианство и здоровье
Знаменитые
вегетарианцы
Вегетарианство
Веганство
"Московским мусульманам запретили резать баранов на улицах"
Интервью
с известными веганами
ФОРУМ:
оставьте свой комментарий
|