Тирукурал
Книга первая. О добродетели
Глава 25. О Милосердии
241. Высшее сокровище — это сердце, проникнутое любовью к людям. Обыкновенное богатство можно видеть в руках даже низких людей.
242. Стремись быть милосердным, шествуя по пути добра. И какие бы другие учения ты ни изучал, именно в этом твое освобождение.
243. Милосердные никогда не окажутся в мире, полном мрака и страданий.
244. Милосердный, с любовью взирающий на все живое, может не страшиться деяний, терзающих душу, — так изрекли мудрые.
245. Милосердному не ведомы страдания души. Свидетельницей тому сама необозримая земля с ее всепроникающим ветром.
246. Те, что в поступках своих забывают о милосердии и причиняют зло живым, суть люди, лишенные истинного богатства и предавшие забвению свои страдания в прежних рождениях.
247. Подобно тому как этот мир не создан для лишенных богатства, так мир небес не уготован для лишенных милосердия.
248. Потерявший богатство еще может познать удачу, но утратившие милосердие теряют все, и их горькая судьба неотвратима.
249. Чуждый сострадания столь же способен к добродетели, как лишенный светлого разумения — увидеть чистую истину.
250. В то мгновение, когда ты вознамеришься обидеть слабого, вообрази себя стоящим перед тем, кто сильнее тебя.
Глава 26. О невкушении мяса
251. Как может испытывать сострадание пожирающий плоть других живых созданий ради наращивания своей собственной?
252. Как богатство не может удержаться у бездумного расточителя, так не может быть и сострадания у безжалостного плотоядца.
253. Душа отведывающего плоть так же отвращена от добра, как сердце схватившего рукою оружие.
254. Если спросят, что такое сострадание, так ведай: это неубиение. Убиение — отсутствие сострадания, и что другое грех, как не вкушение мяса.
255. Храм жизни поддерживается отвращением от мяса, и ад не выпустит из своих челюстей поедающего мясо.
256. Если люди не станут убивать живые создания ради еды, никто не дерзнет продавать мясо денег ради.
257. Если пожирающий мясо представит себе кровоточащую рану другого живого существа, то он не возжелает вкушать его.
258. Обладающий ясным взором и лишенный пороков не пожелает пожирать плоть другого создания, расставшегося с жизнью.
259. Лучше отказаться от убиения и не вкушать мяса, чем преподносить всемогущим богам тысячи даров на жертвенном огне.
260. Все живое возденет руки, приветствуя не убивающего живые создания и отвращающегося от мяса.
Из книги "Тирукурал", М., 1963 г., стр. 52-54.
Перевод с тамильского Ю. Глазова и А. Кришнамурти
|