«ВИТА» центр защиты прав животных
Главная страница / Home    Карта сайта / Map    Контакты / Contacts


RUS        ENG
РАЗВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ВЕГЕТАРИАНСТВО МЕХ СОБАКИ И КОШКИ ГУМАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Видео Фото Книги Листовки Закон НОВОСТИ О нас Как помочь? Вестник СМИ Ссылки ФОРУМ Контакты

ВЕГЕТАРИАНСТВО
История
Этика
Веганство
Здоровье
Экология
Еда - этичная пища
Потребление мяса и голод в мире
Человек - не хищник
Беременность и дети
Мясо - не еда
Рыба чувствует боль
Молоко жестоко
Яйца убивают цыплят
Трансген
Почему веганы не едят мёд
Религия
Cпорт
Знаменитые вегетарианцы
Этичные товары
Цитаты
Часто задаваемые вопросы
Книги
Листовки и плакаты
Сайты
Видео


О нас
Наши принципы
Как нам помочь?
Вкусное предложение: Веганская кухня
Условия использования информации
Волонтерский отдел
Часто задаваемые вопросы
Вестник Виты
Цитаты
Календарь
Как подать заявление в полицию
Форум
Контакты



ПОИСК НА САЙТЕ:

БИОЭТИКА - почтой


ПОДПИСКА НА НОВОСТИ "ВИТЫ" | RSS
Имя:
E-mail:
yandex-money
№ нашего кошелька: 41001212449697
webmoney
№ нашего кошелька: 263761031012

youtube   youtube   vkontakte   facebook Instagram  

  
Share |
  


Листовки:

Формат Doc. 180 Kb
Формат doc. 180 Kb

Плакаты:
Плакат. Формат jpg. 180 Kb
Формат jpg. 180Kb

Вегетарианский вестник, 1905 г.
(Избранные статьи)

Близкая по духовному родству с этическими вегетарианцами наша монашествующая братия

А. Бахтияров

Как известно, иноки в монастырях в числе разных других обетов дают, между прочим, и обет воздержания от мясной пищи, так что монашествующую братию можно причислить и к вегетарианцам, хотя и не вполне, потому что иноки в скоромные дни разрешают себе рыбу. Молоко также дозволяется. Следовательно, в отношении своего питания, иноков можно причислить к вегетарианцам, допускающим потребление молока и яиц. С другой стороны, вследствие своего сурового режима, граничащего с аскетизмом, инок с успехом может поспорить с самым крайним вегетарианцем… Только вегетарианизм в монастыре зиждется на религиозной подкладке…

Мне пришлось побывать на Валаамском монастыре и присмотреться к жизни монашеской братии.

Замечу, что большинство монашествующих в этом монастыре – бывшие крестьяне. Покойный игумен, отец Ионафан, был также простого происхождения: в миру он был слесарем.

Монахов в этой обители числится 600 и послушников 400 человек, да кроме того, монастырь содержит 25 человек чернорабочих, преимущественно карел.

Таким образом, монашествующая братия на Валааме представляет собой своего рода крестьянское царство.

Кроме церковной службы, монахи сами пашут землю, косят траву, убирают с поля хлеб, ловят рыбу, занимаются огородничеством, делают деревянные крестики, образки, ложки, солонки и проч.

Всякая работа в монастыре называется «послушанием», а приказание – «благословением».

Например, послушник, только что поступивший в монастырь, «благословляется обыкновенно на послушание ложкомоя»» – самая низшая обязанность по монастырской кухне: мыть ложки после трапезы братии.

Когда вы приедете на Валаам и только что сойдете с парохода на монастырскую пристань, как бросается в глаза следующее объявление, прибитое на видном месте: «не оказывать никому здесь частных благотворений, и доброхотное свое приношение полагать в общую кружку на пользу святой обители, так как, по святому закону общежития, никто из живущих в монастыре не имеет права стяжать отдельной собственности».

Все у братии общее – и пища, и одежда, и жилище.

На всех изделиях монастыря, даже на художественных произведениях, например, на иконах, – никогда монах не поставит своей фамилии, а скромно подпишет: «труды иноков Валаамской обители». Личность здесь поглощается общиной.

Братская трапеза бывает два раза в день.

В понедельник, среду и пятницу готовят на постном масле, а в остальные дни – на скоромном. Обед в 12 часов, ужин в 8 часов.

За обедом подают 4 блюда: 1) ботвинья, а в постные дни картофель с огурцами, 2) щи со снитками, 3) похлебка и 4) гречневая каша. Хлеб грубый, черный и кислый.

Монастырская столовая представляет собою большое зало, в котором в три ряда расставлены столы. Потолок – сводом. Десять небольших окон, по пяти с каждой стороны, слабо пропускают свет. В простенках, между окнами, изображены святители в черных монашеских рясах, с бумажными свитками в руках.

На этих свитках начертаны разные нравственного содержания мысли. Столовая расписана монахом Алимпием. Длинные ряды столовой вмещают до 400 человек. Для монастырских наемных рабочих имеется особое помещение, в котором две столовые: для русских крестьян и для чухон (карел).

На трапезе братии, в переднем углу, отведено почетное место для отца игумена. К столу, с левой стороны, привязан колокольчик. За обедом прислуживают молодые послушники, которые, однако, обедают вместе со всеми. Когда надо нести следующее кушанье, отец игумен подает звонок, и тогда послушники идут на кухню. Во время трапезы один из монахов с особого возвышения читает громко и ясно какое-нибудь поучение или житие святого.

По окончании обеда водворяется полная тишина: монахи и богомольцы сидят чинно, убрав руки со стола и прекратив всякие разговоры. Тогда игумен встает первый, а за ним и вся братия, которая выходит на средину столовой и поет несколько молитв.

В скоромные дни допускается одно блюдо молочное, например, творог. Кроме этого, на каждого монаха в келью отпускается по мерке молока для питья с чаем. Чай и сахар монах получает у эконома монастыря. Схимники, обитающие в скитах, чаю и молока не получают.

Молочная ферма состоит из полсотни коров.

Невдалеке от залива выстроен большой каменный хлев «коровники», внутри коих тянутся ясли, утвержденные в колоду с водой. Сено с сеновала прямо сваливается в ясли. На земле насыпаны опилки, которые от поры до времени вывозятся на поля – для удобрения почвы. Кроме того, имеется несколько послушников-доильщиков. На основании опыта, монахи утверждают, что доильцы доят лучше коров, нежели женщины-коровницы, потому что у последних мало силы в пальцах.

Впрочем, монастырские коровы так привыкли к послушникам-доильцам, что не подпускают к себе никого, особенно женщин, коих они с непривычки дичатся. К коровникам проложены рельсы, начинающиеся от пристани в заливе. По этим рельсам подвозят в хлев разные кухонные остатки, капустные листья и т. п. Вода для коровников подымается машиной, тут же огромны котел для горячей воды. В особой колоде приготовляют «мешанину» пересыпанную солью. В коровниках висит термометр и св. икона с изображением Св. Георгия, покровителя скота. Масло бьют машиною.

Вся монашествующая братия ведет, конечно, безусловно трезвый образ жизни. Курение табаку воспрещается даже приезжим богомольцам.

А если заметят, что кто-нибудь привез для рабочих водки, и рабочий напился пьяным, то такового сейчас же выселяют с острова: вручают ему его паспорт, дают на дорогу несколько денег – и с Богом, отправляйся куда хочешь, на все четыре стороны. Нам таких не надо. Во всем монастыре вы нигде не услышите табачного дыма.

29 июня в монастыре бывает храмовый праздник.

К этому времени сюда приезжают из Петербурга и Финляндии тысячи богомольцев, которые в продолжение 3-4 дней живут на иждивении монастыря.

Без сомнения, немало бывает монастырю хлопот прокормить две-три тысячи человек в течение указанного времени. Монастырская пекарня представляет в это время любопытное зрелище.

За 4 дня пекут до 40000 фунтов хлеба.

Монастырская квашня имеет 1 сажень в диаметре и 2 аршина высоты. В нее насыпают до 330 пудов муки. Понятно, месить такую массу теста – задача нелегкая. Тесто месят при помощи особого ворота, устройство которого заимствовано с Афонского монастыря. Представьте себе, что в квашне, в отвесном положении, вертится вал, который своим нижним концом утвержден в центре дна, а верхним – в точке пересечения крестообразной распорки, утвержденной на краях квашни. Верхний конец вала несколько выходит из квашни: к нему прикрепляется четыре рычага, посредством которых вал можно приводить в круговое движение. Внутри квашни, к валу прикреплены лопаты, идущие по разным направлениям. Когда четыре человека, взявшись за рычаги, начнут вертеть вал, то все тесто приходит в движение: оно месится. Обыкновенно, четыре послушника медленно ходят вокруг квашни: «по солнцу» 40 минут и «против солнца» 10 минут.

Подобная Афонская квашня принята в дном из новгородских монастырей и в Соловках.

Кроме полевых работ, лето и особенно осень монахи проводят в работах о заготовлении съестных припасов на зиму. Монахи солят рыбу, капусту и огурцы, собирают грибы, солят и маринуют их, а белые грибы сушат. Рыболовство монастыря имеет правильную организацию. Для починки неводов и соления рыбы отведено особое помещение. Монастырский невод имеет 1 версту длины. Из воды его вытаскивают «вотором» при помощи лошади. Особые послушники исключительно живут на «рыбачьем послушании». В их ведении находится небольшой пароходик. Рыбаки ночью, обыкновенно, отправляются на тони, а днем спят.

На зиму братия заготовляет до 1000 пудов соленой рыбы, до 40 чанов квашеной капусты, в каждом чане – 40 ушатов, более 1000 мешков капусты. Грибов солят также немало, груздей и сыроежек, ибо в пост на всю братию ежедневно выходит по 1 ушату соленых грибов.  

В великом посту соленый гриб, соленые огурцы, капуста и редька представляют собой главный и единственный продукт питания монашествующей братии.

На первой неделе великого поста не бывает даже общей трапезы, а братии разносят по кельям кусок черного хлеба да соленых огурцов или капусты.

Вот и вся пища! Но зато в эти дни покаяния большую часть времени братия проводит в церкви. Монахи встают рано. В 3 часа утра «брат», имеющий послушание «будильника», ходит с колокольчиком и будит братьев на молитву. Войдя в какую-нибудь келию, он приветствует обитателя со словами: «Спасайся, брате! Время – пению, молитве – час!»

И братия идет в церковь, к заутрене.

Настоятель и братия обзываются отнюдь не употреблять пищи вне обще трапезы, за исключение великого поста, когда общей трапезы не бывает.

Если кто хочет большего воздержания, тот обращается за духовным советом к игумены, чтобы все совершалось «во спасение души, а не по бесовскому коварству». Особенно ратующие о спасении могут селиться в скитах и пустынях, кои рассеянны в окрестностях монастыря, но группами человек по пяти, занимая каждый отдельную келию. В скиты «благословляют» только таких старцев, которые прославились своей ревностью к благочестию. Схимники живут уединенно, избегая праздных разговоров. На общую трапезу они не ходят. В церковь они идут с опущенными на лоб схимами, как это предписывается монастырским уставом, дабы взор инока постоянно был обращен в землю, чтобы помнить «из земли исшел еси, и в землю отыдеши!»

Сильно опущенная на лоб схима не позволяет им видеть окружающие предметы, кроме своих ног, земли и не более как аршина на два, на три вперед.  

На схимников возложено неумолкаемое, по очереди, чтение синодиков в скитских церквах. Кроме этого, они занимаются и огородничеством. Перед каждой келией схимника разбит огород.

Рассказывают, что когда император Александр I посетил Валаам и один из скитов на нем, то отшельник, живший в этом скиту, преподнес Государю из своего огорода три репы, чем немало удивил его.

Любопытно, что на Валааме развелось много дичи: тетерьки, рябчики, глухари и т. п. птицы, не тревожимые ни единым охотником, летают в самом первобытном состоянии и нисколько не боятся монахов, которые никакого зла им не причиняют. Нередко случается, что на дорогу выходит лось и безбоязненно подпускает к себе встречного инока. Вследствие неупотребления мясной пищи, между животными, обитающими на островах Валаамских, и монашествующей братией установились, так сказать, дружеские отношения. Нет причины для вражды и преследования. Когда валаамский отшельник, проходя по лесу (правду сказать, хвойные леса там великолепны: никогда топор не прикасался к их корням!), увидит на дереве тетерьку или рябчика, то у него не возникает хищнических инстинктов – как бы убить поскорее Божью тварь, напротив, у него является спокойное созерцательное настроение, при котором он наблюдает картину из жизни природы.

Взор его, не отуманенный хищническим инстинктом охотника, находит все новые и новые красоты в жизни пернатого царства в лесу.

Тихая и безмятежная жизнь иноков Валаамского монастыря в соединении с вегетарианской диетой и строгим режимом вознаграждается тем, что большинство монахов достигает глубокой старости и умирает тихо и спокойно.

На монастырском кладбище, в котором, кстати сказать, покоится, по преданию, тело шведского короля Магнуса, то и дело встречаются надписи на крестах: «блаженно уснул, а жития его было 101 год», «Тихо отошел в вечность, а жития его было 103 года».

Надо полагать, что жизнь здесь порвалась без потрясений и, так сказать, сошла на нет.

Монашествующая братия, отрицающая нашу жизнь, спасающаяся от соблазнов жизни в монастырях, в действительности оказывается самой долговечною.

Замечу еще, что у валаамских иноков процветает также и садоводство. Какую они крупную и душистую выращивают землянику!

И это – несмотря на каменистую почву!

Родятся также и яблоки, которые подаются братии по праздничным дням за трапезой, в виде десерта. За успехи по садоводству монастырь получал даже награды на выставках.



Наверх


ВАЖНО!

Гамбургер без прикрас
Фильм поможет вам сделать первый шаг для спасения животных, людей и планеты

Вегмарт <br> на Тверской<br>3-4 января
Вегмарт на Тверской
3-4 января

Концерт <br>за права животных<br> у Кремля «ЭМПАТИЯ»<br> ко Дню вегана
Концерт у Кремля
за права животных

ВПЕРВЫЕ <br>Веганская соцреклама<br> «Животные – не еда!»<br> ко Дню Вегана
ВПЕРВЫЕ
Веганская соцреклама
«Животные – не еда!»
ко Дню Вегана
1.5 млн подписей переданы президенту
1.5 млн подписей
за закон
переданы президенту

Джон Фавро и диснеевская<br>«Книга джунглей»<br> спасают животных<br>
Кино без жестокости к животным

ВНИМАНИЕ! В России<br> легализуют <br> притравочные станции!
ВНИМАНИЕ
В России легализуют
притравочные станции!

Цирк: иллюзия любви. Фильм

Ирина Новожилова: «Сказка про белого бычка или Как власти в очередной раз закон в защиту животных принимали»<br>

«Сказка про
белого бычка»
ЖЕСТОКОСТЬ И БЕЗЗАКОНИЕ
ХОТЯТ УЗАКОНИТЬ
В РОССИИ:
Требуем внести запрет притравочных станций в Федеральный Закон о защите животных<br>
ПРИТРАВКА
Восстанови Правосудие в России
Истязания животных
в цирках

За кулисами цирка - 1
За кулисами цирка
За кулисами цирка - 2
За кулисами цирка 2

Грязная война против Российского Движения за права животных
Океанариум
Дельфинарий
Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
"Контактный зоопарк"
ЭКСТРЕННО! Требуем принять Закон о запрете тестирования косметики на животных в России
Петиция за запрет
тестов на животных

Причины эскалации жестокости в России
Причины эскалации жестокости в России

Жестокость - признак деградации
Жестокость - признак деградации

«Что-то сильно<br> не так в нашем<br> королевстве»<br>
«Что-то сильно
не так в нашем
королевстве»

Веганская кухня
Веганская кухня

Первый Вегетарианский телеканал России - 25 июля выход в эфир<br>
Первый Вегетарианский телеканал России
25 июля выход в эфир

Биоэтика
Биоэтика

Здоровье нации
Здоровье нации. ВИДЕО

Спаси животных - закрой цирк!<br> Цирк: пытки и убийства животных
15 апреля
Международная акция
За цирк без животных!

Ранняя история Движения против цирков с животными в России. 1994-2006
Лучший аргумент
против лжи циркачей?
Факты! ВИДЕО

Российские звёзды против цирка с животными (короткий вариант) ВИДЕО
Звёзды против цирка
с животными - ВИДЕО

За запрет жестокого цирка
Спаси животных
закрой жестокий цирк

Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
Контактный зоопарк: незаконно, жестоко,
опасно

День без мяса
День без мяса

Автореклама Цирк без животных!
Спаси животных
- закрой цирк!

Бразильский Карнавал: жестокость к животным ради веселья людей
Бразильский Карнавал:
жестокость к животным

Поставщики Гермеса и Прада разоблачены: Страусят убивают ради «роскошных» сумок
Поставщики Гермеса и
Прада разоблачены

Авторекламой по мехам! ВИДЕО
Авторекламой по мехам

Здоровое питание для жизни – для женщин
Здоровое питание
для жизни –
для женщин

Освободите Нарнию!
Свободу Нарнии!

Веганы: ради жизни и будущего планеты. Веганское движение в России
Веганы: ради жизни
и будущего планеты.
Веганское движение
в России

Косатки на ВДНХ
Россия - 2?
В
Цирк: новогодние пытки
Марш против скотобоен
Марш против скотобоен
ПЕТИЦИЯ
Чёрный плавник
на русском языке
Россия за запрет притравки
Яшка
Российские звёзды против цирка с животными
Впервые в России! Праздник этичной моды «Животные – не одежда!» в Коломенском
Животные – не одежда!
ВИТА: история борьбы. Веганская революция
экстренного расследования
Россия, где Твоё правосудие?
Хватит цирка!
ПЕТИЦИЯ о наказании убийц белой медведицы
Россия, где правосудие?
Впервые в России! Праздник этичной моды «Животные – не одежда!» в Коломенском
4 дня из жизни морского котика
Белый кит. Белуха. Полярный дельфин
Анна Ковальчук - вегетарианка
Анна Ковальчук - вегетарианка
Ирина Новожилова:
25 лет на вегетарианстве
История зелёного движения России с участием Елены Камбуровой
История зелёного
движения России
с участием
Елены Камбуровой
 Спаси дельфина, пока он живой!
Спаси дельфина, пока он живой!
Вечное заключение
Вечное заключение
Журнал Elle в августе: о веганстве
Elle о веганстве
Россия за Международный запрет цирка
Россия за Международный запрет цирка
Выигранное
Преступники - на свободе, спасатели - под судом
Океанариум подлежит закрытию
Закрытие океанариума
Закрыть в России переездные дельфинарии!
Дельфинарий
Спаси дельфина,
пока он живой!
Ответный выстрел
Ответный выстрел
Голубь Пеля отпраздновал своё 10-летие в составе «Виты»
Голубь Пеля: 10 лет в составе «Виты»
Проводы цирка в России 2015
Проводы цирка
Россия-2015
Цирк в Анапе таскал медвежонка на капоте
Цирк в Анапе таскал медвежонка на капоте
Девушка и амбалы
Девушка и амбалы
Hugo Boss отказывается от меха
Hugo Boss против меха
Защити жизнь - будь веганом!
Защити жизнь -
будь веганом!
Земляне
Земляне
Деятельность «шариковых» - угроза государству
Деятельность «шариковых»
- угроза государству
Почему стильные женщины России не носят мех
Победа! Узник цирка освобождён!
Океанариум - тюрьма косаток
Защитники животных наградили Олега Меньшикова Дипломом имени Эллочки-людоедки
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Меньшиков кормил богему мясом животных из Красной книги - Экспресс газета
Rambler's Top100   Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Copyright © 2003-2017 НП Центр защиты прав животных «ВИТА»
E-MAILВэб-мастер