Вегетарианский вестник, 1905 г.
(Избранные статьи)
Разные способы убоя животных
А. Бахтияров
Как известно, большие города питаются главным образом мясом убойных животных. Берлин, например, потребляет около 10 миллионов пудов ежегодно.
Наша столица с пригородами съедает еще больше, а именно 14000000 пудов в 1 год. По количеству употребляемого мяса Петербург – самый плотоядный город в Европе. Из южнорусских степей по Николаевской железной дороге ежедневно привозят сюда многие сотни и тысячи черкасских быков, которые из вагонов поступают на Скотопригонный двор, на торжище, где их покупают коммерсанты, известные под именем «быкобойцов», и отправляют на соседнюю бойню.
В 1903 году для Петербурга доставлено было:
Крупного скота: |
|
Черкасского |
277640 голов |
Русского |
21955 «» |
Ливонского |
8275 |
|
Итого 307870 голов |
Мелкого скота: |
|
Выростков |
520 голов |
Телят |
117125 |
Баранов |
10232 |
Свиней |
54196 |
Поросят |
8062 |
|
Итого 190135 голов |
А всего крупного и мелкого скота Петербург за 1903 год скушал около 500000 гол.
Петербургские бойни представляют ужасное зрелище. Нервным, чувствительным людям с нежною душою сюда не следует ходить.
Несколько сот «удалых бойников», вооруженных топорами и кинжалами, с утра до вечера занимаются беспощадным истреблением убойных животных… Кровь здесь льется буквально ручьями.
Люди, питающиеся мясом, должны были бы придумать, хотя бы только из сострадания к животным, наиболее совершенный способ убоя, чтобы животные, приносимые в жертву Мамоне, чувствовали, по возможности, меньше страданий, а если возможно, то и совсем без страдания и без ощущений чувства боли лишались жизни.
К сожалению, об этом люди меньше всего думали. Большинство способов убоя животных перешло к нам из далекой старины, когда люди по жестокосердию меньше всего заботились облегчить страдания несчастным животным. Кроме того, и пол своему невежеству люди того времени не могли что-нибудь предпринять в этом направлении. Что же касается наших дней, то с особенным удовольствием можно отметить много шагов вперед в области сострадания к участи поедаемых людьми животных.
В 1902 году в Германии госпожа Больц из Фрейбурга, движимая чувством сострадания к убойным животным, пожертвовала 12000 марок специально на выдачу премии за лучший из способов убоя.
В том же году в Германии состоялась комиссия из ветеринарных врачей для оценки различных способов убоя. На рассмотрение комиссии и для оценки было представлено 183 аппарата, из коих 56 были патронные – с выстрелом, 79 аппаратов с простыми подвижными болтами, 7 колотилок для нанесения удара в продолговатый мозг, 1 аппарат, приводимый в действие давлением воды, 1 – светильным газом, 1 – углекислотой, 1 аппарат, основанный на принципе задушения; кроме того, представлено было 7 дубин и бутеролей.
Опрошенные по этому случаю 95 директоров германских боен в громадном большинстве случаев высказались, что способ убоя выстрелами представляет наиболее совершенный способ, отвечающий всем требованиям гуманности, и что убитые таким образом животные лучше обескровливаются, чем умерщвленные другими способами.
В настоящее время в Германии, Англии и в других западноевропейских странах практикуются следующие способы убоя животных: (1) оглушением, (2) при помощи маски Брюно, (3) кинжалом в затылок, (4) еврейским способом и, наконец, (5) татарским способом (среди русских татар).
Оглушение или ошеломление практикуется во многих городах Германии. Цель этого способа, как известно, состоит в том, чтобы вызвать сотрясение мозга, влекущее за собою потерю сознания, и воспользоваться этим временем для скорого, безопасного и безболезненного обескровливания животного. Оглушение производится таким образом: привязав быка за рога, его бьют со всего размаха обухом топора или особой колотушкой – по лбу, отчего бык падает. В это время его режут. Однако агония при этих операциях убоя бывает очень продолжительна и сопровождается большим кровоизлиянием в мозг, что портит этот мясной продукт.
С другой стороны, по заявлению франкфуртских ветеринаров, действительность сотрясения мозга и совершенное оглушение достигается одним ударом лишь ловкими и сильными руками бойника, для чего последний должен выдержать установленный экзамен. И действительно, при употреблении этого способа необходимо, чтобы удар был меткий, сильный с одного раза, так как сравнительно очень маленький мозг крупного рогатого скота, защищенный двойными, очень плотными костяными ящиками, лишь с большим трудом может подвергаться действию сотрясения, особенно у старых быков и коров, и в этих случаях зачастую приходится наносить два, три, а иногда и больше.
Убойная маска Брюно, или «бутероль с маской» делается из кожи и надевается быку на голову так, что закрывает ему глаза, и укрепляется посредством ремней таким образом, что металлическая круглая пластинка, имеющая в средине круглое отверстие и вшитая в кожу, приходилась как раз посередине лба. В это круглое отверстие металлической пластинки вставлен металлический стержень с острым концом, направленным к черепу животного. Сильным ударом деревянной колотушки или бутероля Брюно (весом 5 фунтов при длине в 1 фут) стальной стержень вонзается в мозг больших полушарий на 2, 5 дюйма. Животное сразу падает. Тогда вынимают стержень назад, а в отверстие, пробитое в черепе, просовывают крепкий ивовый прут… и ковыряют им в мозге, чтобы разрушить его… Эта варварская операция длится 34–40 секунд, а часто и более.
После разрушения мозга приступают к обескровливанию посредством перерезывания шейных кровеносных сосудов.
Говоря об оценке этого способа убоя, необходимо упомянуть, что повреждение больших полушарий мозга не всегда ведут к потере сознания, что доказывается массою случаев, известных в хирургии.
Убой быков при помощи кинжала производится у нас в Петербурге и Москве – на городский бойнях. Я несколько раз видел этот способ убоя, и каждый раз он производил на меня потрясающее впечатление.
Прежде всего замечу, что на наших бойнях принята номерная или камерная система. В каждой камере работает своя маленькая артель, состоящая из 7 человек, на обязанности которой лежит поскорее покончить с быком и обратить его в мясную тушу. Смотря по своей работе, каждый бойник носит в артели разное наименование. «Башколом» – главное действующее лицо в артели. Он убивает быка, ломает ему башку, как выражаются рабочие. «Заводной» при помощи аркана заводит быка в номер. «Кровеник» подставляет таз для крови. «Сторонщик» сдирает с быка шкуру. «Нутренщик» вынимает из убитого быка внутренние органы. «Оточник» очищает кишки от жира и, наконец, «весовщик» взвешивает тушу быка и сдает ее из камеры ломовикам.
Огромные каменные одноэтажные корпуса бойни подразделены на номера, в каждом номере работает своя артель. Против каменных корпусов бойни, саженях в десяти, устроены крытые навесы, где за изгородью стоят гурты быков, в ожидании своей очереди… Эти крытые навесами стойки или стойла для быков, предназначенных на убой, тянутся параллельно номерам. Таким образом, между каменными корпусами боен и бычачьими стойлами тянется сравнительно узенький, но очень длинный двор – во всю длину каменного корпуса.
Каждый номер бойни имеет две двери: одна дверь выходит на узенький дворик, т. Е., обращена в сторону стойла быков, а другая, противоположная дверь выходит на общий двор, куда съезжаются за мясными тушами ломовики со всего Петербурга.
Когда вы стоите в узеньком дворе, разделяющем бойню от бычачьего стойла, вы то и дело видите, как из разных номеров, с арканом в руке, «заводной» идет в стойло, накидывает на первого попавшегося быка аркан и ведет его в номер.
Чувствуя запах крови, при самом входе в номер, бык останавливается, боится и нейдет дальше.
Тогда один из бойников берет быка за хвост и начинает крутить его, как веревку. От чувства боли бык понемногу подвигается вперед. Но только что он вступил в номер, вид повсюду разлитой крови пугает быка, и он остановился. Тогда бойники, стоящие во дворе, начинают бить быка дубиной и в то же время подталкивают его вперед.
– Ну, ну, быче, быче» Иди, иди, не бойся!
– Ах ты, волчья сыть, травяной мешок!
– Ударь его хорошенько!.. Хвати его под микитки-то.
Мало-помалу бык подвинулся вперед и очутился в маленьком кабинете, огороженном со всех сторон железными ширмами. В это время дверь сзади захлопнулась, и быку некуда уже выйти. Впереди быка ввинчено в поле железное кольцо. Бойник под именем башколома берет свободный конец аркана, просовывает в кольцо и моментально притягивает, при помощи аркана, голову быка к полу. Затем конец аркана он закрепляет к гвоздю, вбитому в стену. И бык стоит неподвижно. В это время башколом берется левой рукой за ножны, висящие с левого боку, и вытаскивает из них кинжал. Левой рукой он осторожно нащупывает затылок быка, именно то место, где лежит продолговатый мозг, а правой рукой выставляет кинжал – и колет. Момент – и бык грохнулся на пол… Ноги его подкосились, и он опустился на колени… В это мгновение другой бойник наносит быку широким ножом рану в сердце. Бык свалился на бок. Начались сильнейшие конвульсии. Между тем, первый бойник с живого быка начинает уже сдирать шкуру, и прежде всего с головы. Сначала он срезал с головы уши и бросил их в ведро. Затем ловко и быстро начал срезать шкуру со щек. Бедное животное, получив две раны в мозг и в сердце, было еще живо, чувствовало, когда стали сдирать шкуру с головы – и заморгало глазами. Бойники торопились, и, когда шкура была снята с головы, то голову быка они отрезали прочь и бросили на пол. Но и там еще глаза продолжали несколько времени моргать, как будто озирая печальную картину бойни. Отрезав голову быка, артель бойников дружно принялась за обделку его. Железный пол на котором бык лежал, представляет собой не что иное, как железную платформу на колесиках. Внизу к стене открыли боковое отверстие, куда и выдвинули платформу вместе с лежавшим на ней быком – в номер бойни. Там стали сдирать с него шкуру, словно одеяло, так что слышался треск. Стали вынимать внутренние органы. Потом за задние ноги, при помощи коромысла, вздернули бычачью тушу кверху, на воздух, и оставили ее в висячем положении, предварительно обмывши водою. Бойники успевают обделать быка, т. Е., убить и превратить его в мясную тушу в продолжение каких-нибудь 5 минут…
Несмотря на сравнительную быстроту убоя, все-таки бедным животным приходится слишком много страдать и переносить боли.
Еврейский способ убоя считается на бойне самым варварским, мучительным. Со связанными ногами быка поворачивают ногами и шеей кверху. Резник берет длинный, хорошо отточенный нож, длиною около аршина, и моментально проводит им епо шее быка, сразу перерезав дыхательное горло, пищевод и шейные кровеносные сосуды. Из зияющей раны кровь бьет фонтаном; происходят сильнейшие конвульсии. Еврейский способ убоя считается самым древним: так убивали убойных животных в ветхозаветные времена. Этот способ убоя распространен среди евреев во всех странах.
Посмотрим теперь на татарский способ убоя.
Его можно наблюдать на татарский конебойнях, которые устроены там же, где и наши бойни. Приведя лошадь на бойню, татары стреноживают ее особым способом, который состоит в том, что, связав передние ноги, подтягивают к ним заднюю ногу при помощи веревки, просунутой между передними ногами. Почувствовав неловкость в ногах, лошадь хочет сделать прыжлок оставшейся свободной задней ногой, теряет равновесие и грохается на пол. Это падение бывает иногда столь неудачно, что лошадь ломает себе спинной хребет. Лошадь лежит на боку с вытянутыми ногами. Татарин-бойник подходит к лошади и поворачивает ее голову, по мусульманскому обычаю, «горлом на полдень», т. Е., в сторону священных городов Мекки и Медины. Взявши нож, бойник приступает к убою, сотворивши предварительно молитву: «Бог велик! Во имя Бога!» Затем энергичным движением и опытной рукой быстро перерезывает шею лошади, так что голова держится почти на одной коже. И смерть животного наступает в продолжение 1 минуты.
Несколько лет тому назад комиссия, состоявшая из ветеринарных врачей и нескольких физиологов С.-Петербургского университета, присутствовала на бойне, с целью исследования и наблюдения, какой способ убоя самый целесообразный – в смысле уменьшения страданий убиваемых животных. Комиссия с часами в руках наблюдала самый процесс убоя и отмечала промежуток времени, истекший между началом убоя и наступившей затем смертью животного. И татарский способ был признан наилучшим из всех, практикуемых на бойне.
В сущности, при татарском способе происходит гильотирование. Голова лошади моментально отделяется от туловища, и воспринятые болевые впечатления не доходят по назначению, т. е., до центрального мозга, превращая их в ощущения. Пока воспринятое впечатление идет по тончайшим нервам к голове, эта последняя отделена уже от туловища.
Надо полагать, что гильотирование – самый безболезненный способ убоя животных.
Известно, что доктор Гильотен, изобретя свою знаменитую гильотину, сказал в французском законодательном собрании остроумную речь, начавшуюся словами: «Милостивые государи! Я изобрел машину, при помощи которой вам будут отрубать головы в одно мгновение, так что вы не будете ощущать ни малейшей боли!
Присутствовавшая публика разразилась гомерическим смехом, выслушав откровенного изобретателя.
Если нельзя всем людям быть вегетарианцами, и из жалости к животным перестать употреблять убоину, то давно пора подвергнуть критике существующие сплошь и рядом жестокие способы убоя животных, и выработать новые гуманные способы лишения жизни бессловесных тварей, составляющих нашу пищу1.
1. Легче всего не убивать и не съедать животных, что вполне возможно и необходимо не только потому, что это противно нравственной природе человека и вообще ужасно, но и вследствие крайне вредных последствий для здоровья людей, вызываемых подобным питанием. Какой бы способ для убивания животных, с целью их съедания ни был изобретен, все-таки оно будет бесчеловечным, т. е., не гуманным. Само высоконравственное слово «гуманность», применяемое к определению степени страдания животных при их убивании, профанируется, а понятия о человеческой жестокости вовсе не изменяет. Ред.
|