Вегетарианский
вестник, 1914 г.
ВВ.1.1914, с. 1-3
Введение в издание
Вегетарианцы, подавляемые окружающей массой мясоедов, так чуждой
им по духу, мало- помалу ассимилируются, незаметно теряя наиболее
ценные для всякого прогрессирующего учения черты. Мелкие обыденные
столкновения расходуют энергию, что порождает характерное для многих
вегетарианцев безразличие к распространенно вегетарианских идей.
Десяток уединенно стоящих вегетарианских обществ мало удовлетворяет
давно сознанной русскими вегетарианцами потребности в объединении
и общении. Вот этим то целям и должна послужить наша газета.
Съезды незаменимы для этих целей, но они могут устраиваемы раз
за несколько лет, в нашей же газете вегетарианская семья каждые
две недели будет находить отклики своих дум и стремлений. Здесь
будут незаметно выдвигаться наиболее жизненные вопросы и при общем
сотрудничестве всесторонне обсуждаться, что значительно облегчит
и работу съездов.
Необходима газета и в целях развития вегетарианского учения, более
точного его формулирования определения отношения нашего учения в
окружающей жизни.
Последняя фраза может показаться непонятной для многих, мы объяснимся
точнее. Существует вегетарианство, существуют и вегетарианцы, но
даже и среди убежденных вегетарианцев так много спорных вопросов.
Взять хотя бы вопрос об одежде, обуви, о молоке и яйцах и мн. др.
Такова участь всякого нового учения: несколько общих идей, часто
смутно понимаемых, объединяют известную группу, и хотя группа эта
сама еще ищет, но она так потрясена открывающимися ей горизонтами,
что спешить призвать всех, указать им новые пути. И часто адептов
бывает больше чем вполне выясненных основных положений нового учения.
Но они существуют эти объединяющие идеи, и они должны быть точно
указаны прежде других, такова в вегетарианстве идея "не убий",
идея сострадания ко всему живому, призыв к природе, к личному труду
на земле. Вот те основные положения, которые принимаются всеми вегетарианцами,
и поэтому призыву всегда можно отличать их от внешне примыкающих
к этой группе, как например, диетистов различных школ, различных
сект и т. д. Один внешний признак безубойного питания недостаточен,
он встречается и у сектантов и у сторонников растительного режима
из гигиенических соображений. Но это не значит еще, что нам чужда
оценка питания с гигиенической точки зрения, нет и мы не отрицаем
ее, но не считаем существенным, отличительным пунктом вегетарианского
учения.
В этом мы встречаемся с физиологами ищущими тип нормального питания.
Собственно говоря, здоровый инстинкт должен был бы подсказывать
нам, что вредно и что полезно, но можем ли мы поручиться за то,
что он не искажен тысячелетней наследственностью и воспитанием?
Вот почему вегетарианцы говорят о белках, жирах, углеводах, о калорической
ценности пищи и т.д. Кроме того, это наше наиболее ценное оружие
в борьбе со сторонниками трупоядения. Здесь мы, пользуясь данными
их же научных авторитетов, легко справимся с ними их же оружием.
Критики мы не боимся, она даже желательна нам, облегчая нам нашу
главную задачу разработки вегетарианского учения, более точного
его формулирования. Только слыша постоянно возражения противников
мы можем точно определить наше учение, можем лучше разобраться в
нашем внутреннем мире. Поэтому мы просим всех противников присылать
как статьи так хотя бы совершенно необработанные заметки, наша газета
не закрыта для противников.
Такова теоретическая сторона нашей программы и мы постараемся при
дружном сотрудничестве активной части единомышленников выполнить
ее возможно лучше. Не малую помощь окажет для выяснения многих неясных
пунктов вегетарианского учения отдел "вопросы и ответы".
Но у нас есть еще практические цели, цель объединения. И вот здесь
одно существование газеты, дающей отклики всякой живой мысли и всех
надежд, если не дел, наших единомышленников сыграет значительную
роль. Кроме того, газета может облегчить работу съездов. Мы видим
что I-й съезд, несмотря на горячее сочувствие, не мог дать практических
результатов, он дал только еще более понять всю нашу разрозненность,
всю бесцельность дальнейшей отдельной работы. Там впервые встретились
лично те, кто знал друг друга по именам, наскоро обменялись некоторыми
своими заветными, мыслями и разъехались, и как всегда бывает при
долгожданных встречах, многое самое нужное так и осталось недосказанным.
Но вот уже недалек новый съезд 915 года, времени осталось немного,
постараемся же всесторонне обсудить те из более неотложных вопросов,
которые давно ждут своего разрешения и, подготовив таким образом
материалы, облегчить работу второго съезда, который при таких условиях
даст более существенные результаты.
Затем несколько слов об обществах и их роли в деле объединения
вегетарианцев. При малочисленности, неуверенности в своих силах
естественно было группироваться в общества, тем соединяя свои силы
можно было лучше, сильнее воздействовать на окружающую жизнь, легче
было укрепить в вегетарианстве начинающих. Общество служило знаменем
и школой. Оглядываясь на историю вегетарианства в России, мы можем
подразделить ее на три периода. Первый литературный до 1901 г. Второй
- период организации вокруг Петербургского общества и идейной работы
под его руководством. Третий - период практический, занятый организацией
столовых и накоплением капиталов, начинается с 1908 г. (Киев, Москва,
Петербург, Одесса). Иногда даже толчками для организации общества
служит потребность в столовой, как это было в Полтаве и Москве.
Волна этой практической деятельности все больше и больше захватывала
общества и незаметно отодвинула главную задачу - работу идейную:
разработку вегетарианского учения и его распространение. Только
Петербургское общество1, до 1912 г. остававшееся чуждым
этому практическому движению, продолжало, да и теперь продолжает
эту идейную работу, знакомя с ней в своих открытых для публики заседаниях
широкие массы мясоедов.
Теперь мы вступаем в новый период - период пробуждения вегетарианцев
от идейной спячки, период съездов и распространения вегетарианства
путем печатного слова. Роль обществ и столовых тем более, теперь
становится чисто местной, а печатное слово проникает везде. Задачей
нашей газеты и будет устранить преграду пространства и объединить
всех одиноко стоящих вегетарианцев, давши им возможность вести беседу
со всеми остальными единомышленниками находящимися хотя бы в самых
отдаленных уголках нашей необъятной родины.
Бюро съезда, исполняя постановление I-го Всероссийского Вегетарианского
Съезда выработало 1) проект Программы II-го съезда 2) проект Выставки
при съезде 3) проект Устава Справочного Вегетарианского Бюро.
Особенно важное значение придается выставке, как наилучшему способу
пропаганды вегетарианства. Выставка будет открыта не только для
участников съезда, но для публики. Желательно получить ответ о времени
созыва II-го съезда так как пожелание I-го съезда; а созыв на Пасху
1914 года осуществиться не могло.
Предполагается устроить в 1915 г.
Просят сделать замечания и дополнения к указанным проектам, ответы
будут систематизированы и результаты будут опубликованы в печати
и разосланы в общества.
Адрес для ответов: Москва.
Девичье поле, Трубецкой переулок, д. № 8, Ивану Ивановичу Горбунову.
1. Общество "Духовное пробуждение" относится нами к новому периоду, так как главной задачей его была организация съездов. Саратовское Общество в последнее время также вступает на путь хозяйственной деятельности, желая и у себя открыть столовую.
|