Вегетарианский
вестник, 1914 г.
ВВ.1.1914, с. 5-6
Живое человеческое Общество - семья1
Торо: Между любящими не существуешь ни прав, ни обязанностей.
Живую, свободную жизнь людей нельзя заключить в строго определенную
форму, не изуродовав ее.
"Мы живем, говорить А. Энгельград, в городах, как в каменных
гробах наполненных миазмами от испарений тех сотен тысяч людей,
которые живут там скученно без солнца и воздуха".
Если прибавить к этому, что мы в городах систематический отравляем
тела свои мясом, алкоголем, табаком и пр. ядами, и искусственно
развращая все потребности тела, истощаем организм, то неудивительно,
если тело наше, болея и погибая, протестует, требуя в свою очередь
изменения нашей внешней жизни.
Этот протест тела чувствуется теперь в развитии различных видов
спорта, в возникновении естественных методов лечения водою, солнцем
и воздухом, вегетарианскою диетой и т. п.
Однако все эти проявления неудовлетворенности настоящей жизнью не
вполне сознательны и поэтому не могут быть удовлетворены, мы должны,
прежде всего, ясно сознать, что нам нужно и в чем сущность наших
стремлений.
Мы, не удовлетворяясь существующими формами, обыкновенно главное
свое внимание обращаем на изменение и устройство лучших форм жизни,
на организацию и эта последняя, мы думаем, служить главным препятствием
проявлению любви. Всякая форма сама по себе противоречит живой жизни
и требует насилия для своего поддержания, потому что основана на
недоверии к личности.
Недоверие к себе и к другим есть корень современного зла - оно выражается
мыслью "Человек по существу своему зол".
Во все времена были люди, понимавшие мертвенность форм и стремившиеся
вырваться из них, не смотря на все, препятствия они не останавливались
на полпути. Таковые не считали нужным разрушение старых форм, к
которым привыкло и в которых нуждается большинство, для них оставался
один единственный, наиболее благоразумный и радикальный выход, -
не вмешиваясь ни в чью жизнь и порядок, пытаться самим создать те
необходимые условия, в которых могут быть разрешены все назревшие
вопросы и душевные потребности. Исходной точкой для проведения в
жизнь этих идеалов являлось христианское учение и прообразом новой
жизни служила христианская община апостольских времен.
Форма, организация, внешняя обязанность (хотя бы наилучших) взаимоотношений,
удаляют живую любовь, которая по существу своему внутренна и свободна
и "дышит где хочет", разрушая старые формы. Любовь уничтожает
права и обязанности, как ненужные в ее присутствии. Любовь живит,
а форма и закон мертвит.
Любовь внутреннее действие человека, невидимое и свободное и потому
творчество совершенных взаимоотношений есть действие внутреннее
над самим собою; не созидание внешних форм, а скорее выход из них
в такое состояние, в котором таковые не имеют уже значения.
Формы этой нашей внешней жизни выливаются из содержания наших сердец
и обратно: формой мы не можем изменить содержания нашего, потому
что наши недостатки, наше внутреннее состояние, как порох взрывают
формы лучшей жизни.
Где же выход?
Выход состоит в том, что составляет жизнь такой человеческой семьи,
а именно в непрерывном изменении и преобразовании своей внутренней
сущности, своего сердца и параллельно с этим в непрерывном преобразовании
своей внешней жизни, беззаветно веря в то, что любовь распутывает
и выводит жизнь на самую истинную дорогу и дает всем наибольшее
благо которое только возможно на земле.
Предоставим друг другу строить жизнь по своему, поверим друг другу,
поверим, что это свободное творчество приведет нас к гармонии и
к общему счастью!
Желание наше освободиться от участия в насилии потребует от нас
все большего и большего упрощения жизни и удовлетворения своих потребностей
своим трудом или любовью других. А это потребует нашего участия
в земельном труде, работы с природой, солнцем, среди полей и лесов!
Какое счастье и радость ожидает людей.
Такая жизнь не имеет нужды во всех ухищрениях цивилизации и сложностях
кажущейся культурной жизни городов. Она спасет наших детей от этого
ада, в котором мы родители безжалостно держим своих ангелов, искусственно
развращая их мысли и тела, превращая в ненужных никому, изнеженных,
постоянно болеющих и всем недовольных паразитов.
Ребенок, живя с природой, под улыбкой неба, непосредственно чувствуя
ее, имеет учителем своим Бога. В его душу невидимо входит та единая
религия, которой нет названия на человеческом языке.
Природа при всей своей нежности не дает никаких соблазнов, но иногда
сурово учить труду и перенесению лишений, ребенок, не замечая, привыкает
ко всему, укрепляясь духом и телом.
Что может быть чище природы? Она в своей нежной заботливости открывает
нам свой неисчерпаемый источник здоровья для души и тела.
1. Настоящая статья
есть частичное воспроизведение большой статьи субтрогической колонии,
помещенной во втором выпуске "Всемирного Единения". Автор
не указан, в конце говорится, что справки дают проф. Д-р Э.В. Любек
(Финляндия-Кирву) и Н.А. Шейфман, Люботин, Харьковской губернии.
|