Вегетарианский
вестник, 1914 г.
ВВ.4.1914
Екатеринославское Вегетарианское Общество
С. 4-6
Общее Собрание 29 июня
По предложению Председателя Собрания почтена вставанием память
известной поборницы вегетарианства Н.Б. Нордман.
Собрание открыто докладом Е.О. Дымшица "Общественное значение
вегетарианства" . Докладчик считает весь успех вегетарианства
чисто кружковым, широкое общество остается и теперь равнодушным,
причину этого он видит в "общем равнодушии к вопросам личной
морали, в той нравственной спячке и беспринципности, которые сплошь
и рядом царят в нашей жизни, и отлично уживаются с образованием
и утонченностью". И это происходить не от недостатка понимания,
а скорее от какой-то "нравственной апатии". В жизни отсутствует
нравственное усилие. Жизнь и убеждения не гармонируют.
"Вторая причина, не менее важная, есть наше невежество. Мы
обыкновенно очень гордимся своими знаниями, и действительно, нельзя
отрицать, что наше время очень далеко ушло вперед в смысле приобретения
и развития различных знаний. Но в отношении знаний жизненных оно
почти не сделало никаких успехов. Я не говорю уже о той общей тьме,
в которой мы бродим и в которой бродили тысячелетия тому назад.
Я говорю о самых простых, о самых элементарных знаниях. Я думаю,
что нисколько не будет преувеличением, если мы скажем, что мы не
умеем ни есть, ни пить, ни одеваться, ни вообще жить... Чем, в самом
деле, руководствуемся мы в выборе нашей пищи, нашей одежды, в устройстве
наших жилищ и проч. и проч.? Чем? - Модой, традицией и нашим вкусом
- вкусом большей частью нездоровым и извращенным. Мы не слышим протестов
жизни, мы не понимаем предостережений природы в виде болезней, которые
получили такое развитие в нашем, именно, цивилизованном обществе.
Ведь в настоящее время в нашем образованном обществе, действительно,
нет здоровых людей. Не говорит ли этот факт, не кричит ли он, что
наша жизнь неразумна, что она противоречит природе нашей, что нужны
действительно меры неотложные, не лекарства, а более радикальные
меры, что нам необходима гигиена, не та, которая преподается обыкновенно
в наших школах, а новая гигиена жизни, гигиена, как искусство жить.
Вегетарианство имеет огромное общественное значение даже, как рациональное
питание. Здесь он делает ссылку на Бургера, Кинсфорд, проф. Кэмджи
и др. для доказательства вреда мяса. В Англии, где ветеринарный
надзор поставлен лучше, чем у нас в России, 1/5 мяса берется от
животных страдавших от всевозможных болезней. Но даже "свежее"
мясо, задерживаясь в слепой кишке, начинает разлагаться, получается
целая фабрика ядов (д-р Ясиновский).
"Теория Либиха о белковых веществах, как главном источнике
силы организма, говорит Петерсон (в своем исследовании "Наша
пища"), принесла самые печальные плоды: множество врачей и
не врачей, опираясь на ложное мнение, будто, одни только соединения
азота (белковый вещества) способны поднять силы человека, откармливали
слабых, болезненных и малосильных индивидуумов мясом, рыбой, яйцами
и, вообще другими продуктами, богатыми белковыми веществами. Тысячи
и тысячи людей поплатились жизнью за это полное незнание законов
природы и за слепую веру в авторитетное имя... Чем больше белкового
вещества находится в пище, темь сильнее его выделение в моче и тем
больше работы мы задаем органу, ставшему теперь болезненно чутким
почкам. Поэтому излишнее питание белковыми веществами должно быть
признано вредною роскошью.
"Велика заслуга вегетарианства - это признают даже многие из
противников его - в деле научной разработки вопроса о питании. Много
вредных и губительных предрассудков опровергнуто им. Мы не должны,
однако, обманываться. Еще многое в этом вопросе остается спорным
и невыясненным. Одно только можно сказать без сомнения - наше обычное
питание нуждается в коренной и неотложной реформе. Постепенно выясняется
питательное значение таких продуктов, которые в обыденной жизни
считались и считаются пригодными лишь в качестве десерта".
"Плоди, яблоки и проч., всевозможные орехи, овощи, уже не считаются
многими исследователями лакомствами и приправами, а признаются пищей
самой рациональной. Многие высказываются против всякого рода пряностей
и вообще предпочитают пищу самую простую, преимущественно сырую,
как она дается самой природой, а не в том виде, какой она получает
в лаборатории наших поваров. Следовало бы, наконец, обратить серьезное
внимание и на наш хлеб, на способ его приготовления".
"Самые грубые ошибки", говорить Карке в своем "Пути
к оздоровлению", делаются при приготовлении нашего ежедневного
хлеба, основы нашего питании. Природа, в виде пшеничных зерен, дает
человеку один из самых совершенных продуктов. Они содержат и почти
в той же пропорции, 15 элементов, из которых состоит человеческое
тело, именно: кислород, водород, азот, фосфор, углерод, кальций,
натрий, калий, магний, серу, хлор, фтор, кремний и железо. Все эти
элементы совершенно необходимы для восстановления ежедневной потери
наших тканей и возмещают потери наших умственных и физических сил.
Но, вместо того, чтобы делать муку из целых пшеничных зерен, употребляют
вообще только внутреннюю часть их и, так как она состоит преимущественно
из крахмала, то она дает белое вещество; к несчастью, это белое
вещество представляет собою не цельную муку, потому что наилучшие
части зерна, глутен и питательные соли, тщательно удаляются современными
мукомольными приемами.
"Мука называемая "крупчаткой" разорительна, так как
благодаря ей ежегодно покупаются на сотни миллионов франков дрожжей,
порошков для печенья, соды, кремортартора и т.д., затем тратятся
на свиное сало, масло и другие жировые вещества - все это, чтобы
скрасить это разрушенное вещество и сделать его приятным на вкус.
Когда хлеб легок и бел, как снег тогда только хозяйка довольна,
потому, что она совершенно не знает, что чем поразительнее его белизна,
тем ниже его питательное достоинство. Обыкновенный способ печенья,
при котором дрожжи смешиваются с тестом, способствует потере новой
части питательных элементов. Действительно, грибки дрожжей поглощают
20% крахмала зерна, разными химическими процессами превращая его
в алкоголь и углекислоту - два вредных вещества. Эта то углекислота
и поднимает тесто".
"Можно быть вполне уверенным, продолжает автор: "что употребление
белого хлеба является причиной костоеды зубов, запоров и общего
ослабления здоровья, столь обычных, как у молодых, так и у старых.
Потом стараются обезвредить разрушительные последствия неестественного
питания и расходуют еще несколько сот миллионов франков на пилюли,
порошки, эликсиры и другие снадобья, которых не захотела бы есть
и свинья. Всех этих бед можно было бы избежать, приготовляя хлеб
из цельной пшеницы и без дрожжей. Такой хлеб, если он хорошо приготовлен,
содержит все элементы, которые требуются для нашего тела. Он содержит
белок для мускулов, нервов и мозга, углеводы для доставления энергии
и животного тепла, минеральные соли для костей и тканей. Он содержит
эти вещества в самой желательной пропорции, и поэтому, он представляет
один из наилучших полных питательных продуктов, какими владеет человек".
"Целый ряд врачей (Даир, Нагель, Хейг, Бургер) прямо указывают
на обильное .мясное цитате, как на причину полового извращения юношества".
"Искорените мясное питание и спутник его алкоголизм, и вы сделаете
этим в тысячу раз более для искоренения проституции, чем могут сделать
какие бы то ни было другие меры, если их примут, не уничтожив предварительно
этих двух пагубных условий. Если бы вегетарианство не имело других
значений, кроме, этого сдерживающего, то и тогда его значение было
бы огромно".
"Д-р Тутышкин приводит интересные данные Кейта об отношении
алкоголизма к мясоедению. Сопоставляя результаты лечения алкоголиков
в трех специальных лечебницах, из которых в одной пациентам обильно
давалось мясо, в другой давалось в ничтожном количестве, а в третьей
была принята строгая вегетарианская диета, мы видим, что в первой
- процент выздоравливающих был ничтожный, во второй - выздоравливающих
было 30%, в третьей же выздоравливающих было - 98%".
"Алкоголизм, проституция и мясоедение - три бича современного
человечества - находятся в самой теснейшей связи и нет возможности
серьезно и успешно бороться с одним из них, оставляя другие без
внимания".
"Жизнь свята и неприкосновенна. Никто не имеет права на чужую
жизнь - вот, что говорит, вегетарианство устами своих лучших представителей".
"И эти слова в наш, вообще холодный и утонченно-жестокий век,
когда насилие и убийство во всех видах и формах стали бытовым явлением
должны иметь особенно отрезвляющее значение. Вегетарианство, восставая
против варварского обычая убийства животных с целью их поедания,
тем самым восстает вообще и против всех жестокостей и ужасов нашей
жизни. Напрасно, поэтому, многие, признавая нравственную основу
вегетарианства, все же смотрят на него, как на вопрос чисто личный
и отрицают за ним общественное значение".
"Громадное общественное значение должно получить вегетарианство,
по мере того, как оно будет проникать в народную жизнь. То, что
лежит в основе вегетарианства не исчерпывается исключительно вопросом
об употреблении в пишу убоины; неизбежно оно натолкнет человека
на многое, многое другое; оно очистить, - углубит его чувство; оно
улучшит отношения людей друг к другу".
й
|