Вегетарианский
вестник, 1914 г.
ВВ.5.1914, с. 7-8
Библиография и критика
Вегетарианское Обозрение (номера 6-7 август-сентябрь).
По-видимому, у "Вегетарианского Обозрения" наблюдается
возврат к прежним запаздываниям и выпуску двойных номеров. Осенний
номер вышел на два с половиной месяца позже, несмотря на обещание
выпустить 15 августа, и при том двойной, вернее полуторный, так
как он занимает три с четвертью печатных листа.
Около трети содержания посвящено памяти Н.Б. Северовой "Сестрица
Наталья Борисовна" - очень тепло и мило написанные строки (4,5
стр.); Наталья Борисовна (4 стр.). Памяти Нордман-Северовой (около
1,5 стр.). Отрывки из писем Н.Б. Норманд-Северовой (5 стр.). В отделе
"По миру" также около полу-страницы посвящено ей же.
Далее следуют перепечатки из сочинений Н.Б. Северовой "Письмо
к друзьям" (1,5 стр.), очень яркие и художественные страницы,
но чем объяснить следующую перепечатку из ее сочинений - "Гимн
Танте Вали" это понять трудно, тем более что там нет даже намека
на вегетарианство.
Центральное место занимает "Вегетарианство и физический труд"
Е.О. Дымшица, статья напечатанная двумя неделями раньше в № 4 "Вегетарианского
Вестника" желающие ознакомиться с ним могут обратиться к нему.
Следует отметить еще перевод с французского "Вся гигиена в
22 заповедях" д-ра Л. Паско. Статья эта в оригинале производящая
очень приятное впечатление, в неуклюжем же стихотворном переводе
совершенно теряет свою прелесть. В переводе встречаются такие перлы:
Метелкой пыли не смахай (запов. 9)
или
Водою жажду утоляй
Зараз немногу выпивай. (Запов. 16)
Неугодно ли вчитаться в следующее двустишие:
Ты мясоед? так помни, знай:
Перед сном его не подавай. (Запов. 18)
Спрашивается, кого же рекомендуется "не подавать"?
Этих примеров достаточно, чтобы составить довольно полное представление
о качестве перевода. Можно лишь пожалеть, что "Вегетарианское
Обозрение" вернулось к неудачным поэтическим опытам первых
лет своего существования.
Читая эти "заповеди" нам невольно вспоминается старинная,
почти забытая детская "Утренняя песня" кн. Одоевского:
Встань по утру, не ленись!
Мылом вымойся, утрись.
Кто растрепан, не умыт,
Тот людей собой смешит.
Зубы, десна крепче три,
И снаружи и внутри;
Чистым гребнем причешись,
Да и Богу помолись.
Долго спать тебе не в прок...
Далее следуют уже наставления как готовить уроки, как держать себя
в школе и т.п.
Хотя главное назначение этих наставлений не гигиеническое, но здесь
те же советы в более легкой форме, а в некоторых случаях даже полнее
упомянутых "заповедей".
Заповедь 2-я гласит:
"Рано ложись и рано вставай"
А кн. Одоевского советует:
"Встань по утру, не ленись!"
и далее:
"Долго спать тебе не в прок''.
3-я заповедь поучает:
"Тело мылом обмывай
И до красна растирай"
А школьник вспоминает наставление:
"Мылом вымойся, утрись"
Заповедь 4-я говорит о зубах:
"Рот и зубы очищай"
А школьники давно уже напевали:
"Зубы, десна крепче три,
И снаружи и внутри".
Кроме того, в этой песенке есть и уход за волосами, о котором не
упоминается в "заповедях":
"Чистым гребнем причешись".
Половина статьи ""По миру" заполнена сведениями о
периодической печати. Отмечаются даже 9 брошюр, даже летучки.
Екатеринославскому обществу посвящено несколько десятков строк,
между прочим сообщая об изданных этим обществом летучках на вегетарианские
мотивы указывается на это как на первый опыт. Но это не так: такие
летучки были в Петрограде, Москве, Киеве, Елисаветграде и даже недавно
такие летучки были выпущены Н.А. Занковским.
Но еще больше не осведомлено "Вегетарианское Обозрение"
в жизни Киевского Вегетарианского Общества, так как, несмотря на
то, что за время с мая по ноябрь здесь было 6 общих собраний, ему
посвящено лишь 10 строк, вернее 4, так как 6 посвящены бывшему Председателю
Совета М.И. Равиновичу. Говоря о заслугах М.И. "Вегетарианское
Обозрение" пишет: "Со времени ухода последнего пост председателя
Общества занимали уже 3 лица". Если даже отнести это к разряду
досадных опечаток, то придется все же сделать указание на неверность
этих сведений: после ухода М.M. Пудавова, председателем совета на
общем собрании 6 сентября был избран лишь второй после М.И. Равиновича.
Как же после этого говорить о трех занимавших после М.И. пост председателя?
Нельзя не указать на то, что "Вегетарианское Обозрение"
не имело до сих пор времени ознакомиться с уставами Вегетарианских
Обществ и постоянно говорит о "председателе общества"
в то время как делами обществ управляют общие собрания, где есть
особый каждый раз избираемый председатель, и Совет у которого есть
свой председатель, но ни в одном уставе не говорится о председателе
общества.
Но что прямо приходится отнести на счет неосведомленности, так это
то, что "Вегетарианское Обозрение", отмечающее выход не
только брошюр, но даже летучек, до сих пор не уделило хотя бы двух-трех
строк извещающих о том что у общества есть собственный орган, разве
это не заметный шаг в числе последних завоеваний вегетарианского
движения в России?
Кстати, продолжительный период размышлений с мая по ноябрь привел
редакцию "Вегетарианского Обозрения" к изменению титула:
вместо "единственный вегетарианский орган в России", в
настоящее время называется "единственным", но уже не органом,
а "журналом"!
Доктор В. Винш. О культуре тепла. Цена 8 Sm. 0.60 (56 коп.).
На языке эсперанто недавно вышла интересная книга известного д-ра
Винша, по теории которого все геологи и биологи уже достаточно доказали,
что мы, люди - жители тропиков, наша раса, появилась на земле в
тот момент, когда было наибольшее количество тепла. Поэтому в последующее
время по мере переселения в умеренную зону, человек всегда ощущал
потребность и недостаток в тепле, который он старался пополнить
искусственной культурой тепла, посредством теплой одежды, домов,
печей и бань.
Человеческое тело может хорошо функционировать только тогда, когда
получает в достаточной степени тепло извне, автоматически регулирует
и питается пищей, предназначенной природой.
Не только количество и качество пищи может вызвать ложное ощущение
тепла, но даже разрушить тело как алкоголь, который дает только
субъективное чувство тепла. Он восстает против пагубной привычки
питаться мясом, участие которого подобно алкоголю и кроме того загрязняет
организм.
Мы должны питаться легко и здорово, обязательно вегетарианской пищей,
чтобы не лишиться хорошей ассимиляции, а также пользоваться параллельно
с этим и банями.
В доказательство здоровья при пользовании банями он приводит древних
греков и римлян, а совместно с вегетарианством - японцев.
Единственное средство борьбы с алкоголизмом - это культура тепла
во всех видах, а также вегетарианство - это чистое и простое питание.
Но вегетарианство без бань - недействительно и потому всем вегетарианцам
он советует пользоваться возможно большим количеством тепла и преимущественно
банями.
Через всю книгу красною нитью проходит его твердое убеждение в ценности
вегетарианства совместно с банями и в нем он видит счастье будущей
культуры всего человечества. Люди - дети тропиков!
Н. Шерстюков
|