Вегетарианский
вестник, 1914 г.
ВВ.6.1914, с. 3-5
Школьные плодовые сады и праздники древонасаждений
В журнале "Плодоводство" дана подробная, с любовью написанная
картинка той огромной пользы, которую приносит разумно направляемый
труд на земле. Автор попутно затрагивает и другой не менее важный
вопрос о значении рационального школьного воспитания, плоды которого
бывают так велики, что не могут быть предвидены самым восторженно
настроенным педагогом. И читая эти детски-наивные строки, вслушиваясь
в эти речи деревенского старожила, сжившегося с деревней, также
сросшегося с нею, как и любимые им плодовые деревья, у вас ни на
минуту не мелькнет сомнения в искренности автора, в полном отсутствии
тенденциозности в его летописи оздоровления деревни Рябиновой произведенной
одним сельским учителем бывшим учеником городской школы г. Н. где
широко применялись и физический труд и практическое знакомство с
плодоводством и праздники древонасаждений. Будучи одним из числа
наиболее близких к учителю и видя украшение родного города бульварами
и его оздоровление, этот маленький, скромный, вечно копающийся в
земле мальчуган, впоследствии вдохнул в поселение целой невежественной
деревни свою любовь к природе, свою веру в то, что земля рано или
поздно, быть может через десятки лет, сторицей вознаградит тяжелые,
упорные труды земледельца. В коротких словах передавая эту эпопею
деревни Рябиновой мы в некоторых местах не можем не привести подлинные
слова населения деревни в лице их эпического выразителя - автора
заметки. Вот картина места действия, до тех улучшений, которые были
произведены рукою вновь назначенного в деревню сельского учителя:
Село Рябиново, куда он был назначен, было расположено на горе, на
открытом месте. Ни лесов, ни рощ, ни каких бы то ни было деревьев
не виднелось в окрестностях. Все леса вблизи села были сведены для
расширения пашни, но с тех пор, как с ними покончили, засухи стали
зачастую губить урожаи хлебов крестьян и неурожаи участились. Весною
вода, не задерживаемая лесом, стремительно неслась с высоких мест
в низины, размывая овраги, число которых все возрастало, и хорошей
земли у крестьян постепенно становилось меньше. Реки, озера, ручьи
заметно обмелели; иногда град стал выбивать засеянные поля и сильные
грозы, без громоотводов - остроконечных вершин леса, нередко наводили
весною и летом страх на жителей села. В самом селе также было мало
растительности: только у немногих изб торчали по одной, по две чахлых
яблони.
Единственным украшением этого унылого пейзажа была довольно широкая
река, протекшая под горой, на которой стояло соло, да с десяток
плодовых деревьев подле здания школы, но казалось, что, как к деревьям
подле крестьянских изб, так и к деревьям школьного садика прикасалась
рука человека только за тем, чтобы вредить им, а не ухаживать за
ними и не лелеять их. На сучьях этих деревьев часто развешивалось
белье для просушки, при чем ломались плодовые веточки, ветки, почки,
обрывались листья; к стволам и веточкам привязывались веревки для
детских качелей, стиравшие кору; под деревьями пасся скот, утаптывая
землю и обдирая кору.
От отсутствия ухода деревья приносили немного плодов, но и тем крестьянские
ребятишки не давали дозреть: они обрывали их зелеными.
И вот наш скромный реформатор должен был избрать одно из двух: или
покинуть столь неприветливый край, предоставив его собственной судьбе,
или же положить много лет неустанного труда с перспективой возможной
неудачи. Он выбрал второе и занялся собственной подготовкой к будущей
деятельности. Начал он с чтения по плодоводству, а летом прослушал
курсы по нему в губернском городе. Ему удалось убедить крестьян
отдать примыкавший к школе участок для разведения сада. Земство
из своих питомников выдало посадочный материал и инструменты. Обучение
школьников он начал с ухода за старыми деревьями, в первую же осень
была подготовлена земля будущего питомника плодовых деревьев. Весною
начались посадки ягодных кустарников, посажены местные плодовые
деревья. С осени же подготовлена была земля для огорода, работы
на котором начались весной.
Для работ в огороде и саду был назначен час после школьных занятий,
но дети так полюбили эти работы, что многие работали по утрам до
занятий и во время перемен. Во время работ учитель давал объяснения
и разговор то в форме быстрой смены вопросов и ответов, то переход
в лекцию затягивался надолго. Мало помалу дети привыкли все свои
досуги проводить там, даже по праздникам после обедни работали в
саду. Но поимо привлекательности труда на земле, один час в школе
посвящен был чтению популярных брошюр по плодоводству из школьной
библиотеки и библиотеки попечителя школы. Книги эти давались и на
дом и сведения эти прививались и старшим членам крестьянских семей,
которые, заинтересовавшись рассказами ребятишек и брошюрами, охотно
стали сами помогать в более тяжелых работах.
Скоро вся деревня знала и полюбила плодоводство, а получая бесплатно
из школьного питомника деревья для посадок завели и собственные
фруктовые сады. Через 20 лет фрукты удовлетворяли не только нужды
семейств, но стали приносить немалый доход. Не говоря уже о приятном
внешнем виде деревни превратившейся в сплошной фруктовый сад, это
много раз спасало деревню во время пожаров. Пример рябиновских крестьян
нашел подражателей в соседях и скоро у рябиновцев явился новый вид
промысла - торговля деревьями из собственных питомников.
Но деятельность рябиновского реформатора пошла еще и в другом направлении
и принесла здесь едва ли не большие плоды - это посадка защитных
лесов и вообще улучшение крестьянского лесного хозяйства. А начал
он это, выбрав для первого праздника древонасаждений холм с северо-восточной
стороны села, где он хотел посадить рощу - для защиты от ветров,
"которые дули осенью и весной с такой силой, что нередко срывали
крыши с изб, пронизывали холодом жителей и зимою заносили село сугробами
снега".
На праздник явилась вся деревня и взрослые работали под руководством
школьников более опытных в этом деле. Чтобы роща явилась хорошим
защитником от сурового ветра нужно было кроме деревьев, выданных
из питомника казенного лесничества, добавить еще деревья из находившегося
верстах в шести крестьянского леса.. Выкапывали их вместе с землей
и возили пока не образовалась значительная роща посаженных рядами
на расстоянии трех аршин между ними, и на расстоянии двух между
деревьями в ряду.
Лет через десять уже стало заметно влияние этой рощи: от защиты
ею села сила ветра значительно ослабела, климат смягчился и снежные
заносы уменьшились. Но сколько радости, сколько удовольствия доставило
детям веселое кукование первой кукушки в их роще и трели первого
соловья, поселившегося в ней!
Праздники древонасаждений устраивались ежегодно и под умелым руководством
учителя, школьники явились благодетелями края. Первоначально так
был укреплен край обрыва, сползавшего на пашню. Позже посажен был
ряд ветел для защиты крестьянских лугов от песков, которыми заносила
их река делающая здесь крутой поворот. Также укреплены были берега,
размываемые обыкновенно весной.
Мало этого школьники проникли и в крестьянское леса с целью улучшить
лесное хозяйство. На тех же праздниках древонасаждений производились
работы по расчистке леса, уборки валежника, устройству просек, новым
посадкам и т.д.
Праздники древонасаждений в лесу были самыми любимыми детьми. Живительный
воздух леса, щебет и пение птиц, там и сям зеленые лужайки, покрытые
пестрым ковром цветов, благоухание их, белка, перепрыгивающая с
ветки на ветку, пробежавший заяц, дятел, постукивающий своим клювом
по дереву, зеленая ящерица, прошмыгнувшая в траве, пчелка на цветке,
муравей, несущий еловую иглу к своей муравьиной куче, радужная капля
росы на стебельке травы, все, все привлекало их внимание и переполняло
душу неизъяснимым счастьем и радостью. Полежать в зеленом, мягком
мхе в лесу, полакомиться ягодами, поискать грибов, попрыгать на
зеленой лесной полянке, поваляться в ее траве, поаукать, перекликнуться
с эхом, пропеть веселую песню - какое очаровательное, полное прелести,
ни с чем несравнимое удовольствие! Потом отдых на лесной поляне
за самоваром, стакан чая с хлебом, наконец, танцы, пенье хором и
с последними лучами догорающей вечерней зари возвращение в Рябиново.
Л.К.
|