Вегетарианский Вестник, Киев, 1915 г.
(Избранные статьи)
Идеалы вегетарианства
Речь Председателя Совета Манчестерского Вегетарианского Общества
Э. Белля на Общем Собрании.
Я думаю, что собравшиеся ожидают, чтобы я сказал что-нибудь о вегетарианстве, хотя мне кажется, что на собрании вегетарианцев говорить о нем довольно скучно, и по всей вероятности большинство присутствующих знают об этом столько же, сколько и я. Если с полдюжины других предметов, о которых я поговорил бы гораздо охотнее и оставил бы вопрос о питании для посторонних, которые еще не сделались вегетарианцами и не сознают, как много они от этого теряют.
Однако я постараюсь что-нибудь сказать, что еще не говорилось на тему о «некоторых опасностях, представляемых вегетарианством».
Я не буду много говорить о физических опасностях вегетарианства, главным образом потому, что считаю невозможным отделять физическую сторону от духовной.
Собственно говоря, я считаю первой опасностью то, что мы можем думать очень много о материальной стороне и не обращать внимания на умственную и духовную сторону вопроса. Ум имеет главное значение и, если он руководит правильным образом, тело обыкновенно последует за ним. По этой причине считаю неправильным – конечно, я высказываю свое собственное мнение, которое может быть ошибочным – очень заботиться о составных частях своей пищи, как о химическом ее составе, так и о ее количестве. Самый факт заботы об этом и волнения по этому поводу могут принести больше вреда, чем несколько лишних граммов азота или углерода, введенных в организм.
Я не хочу осуждать исследования нашего друга д-ра Хейга и других, так как вообще знание свойств питательных веществ очень полезно, и я сам, например, не порекомендовал бы людям желчного темперамента употреблять в большом количестве яйца или масло. Но при менее искусственных условиях жизни должно быть достаточно нашего инстинкта, чтобы руководить нами правильным образом, и мы должны следовать им.
Что нужно нам для личного развития? Это прежде всего и больше всего побольше свободы и доверия к себе. Мы начинаем понимать это даже в школах, где так поддерживается дисциплина. Сущности теории Монтессори, о которой теперь так много говорится, состоит в том, чтобы давать свободу детям делать, что хотят, под руководством доброго наставника, и с некоторыми ограничениями мы, взрослые, нуждаемся в том же – мы те же дети, только более взрослые.
Мы все стараемся найти, что нам следует делать, и очень жаль, что не все мы продолжаем дальше действовать в этом направлении, а перестаем и таким образом остаемся с установившимися привычками и определенными правилами, между тем как ты никогда не делаемся вполне взрослыми в этой жизни. Мы отказываемся от порывов детского возраста и принимаем вид взрослых, между тем как мы все еще только учимся.
В нашем пищевом режиме, как и в других вещах, нам нужно больше свободы. Мы не можем ставить определенные правила для каждого. То, что хорошо для одного, не хорошо для другого, и одна из величайших опасностей вегетарианства – это догматизирование, как другие должны жить, и что есть.
Человеческий организм не может считаться здоровым, если он не в состоянии побороть разных препятствий, и здоровый организм находит наслаждение в том, чтобы их побороть и становиться сильным от такой работы. Мускулы, которые никогда не утомляются от упражнения, делаются все более и более мягкими, а внутренние органы, которым не приходится пробовать свою силу сопротивления, совершенно теряют эту способность.
Я лично совершаю некоторые погрешности в питании, чтобы не потерять этой силы сопротивления. Кофе является ядом для многих и вредно для большинства людей, но я умышленно выпиваю чашку раз в неделю, как пищеварительное упражнение. Кто знает, не придется ли мне очутиться когда-нибудь на пустынном острове, где вода нечиста, и остается пить только кофе. Было бы ужасно, если бы я заболел от него.
Нельзя найти двух человек, которые были бы похожи друг на друга. Я знаю, например, человека, для которого яйца являются абсолютным ядом. Вы можете скрыть от него, положив их в пищу без его ведома – если он не узнает об этом вовремя, он непременно заболеет потом. С другой стороны, некоторые в состоянии съесть полдюжины их в день и готовы еще есть. Некоторые находят, что для них хорошо есть только один раз в день и даже иногда отдыхать от этой пищи и воздерживаться в продолжении сорока восьми часов, и им это доставляет удовольствие. Другие, очевидно, имея меньшую вместимость и более быстрое пищеварение, чувствуют себя лучше, употребляя меньше пищи, но чаще.
Кроме того, нам постоянно твердят о непогрешимости хлеба из цельных зерен. Несомненно, что в нем заключается больше белкового вещества, служащего для питания организма, но я вполне уверен, что некоторые люди при известных условиях могут жить гораздо лучше, употребляя белый хлеб. Быть может, их организм не требует так много белкового вещества или они могут использовать его лучше других.
Одна древняя книга дает следующий совет: «не думать о том, что будешь есть и будешь пить», и, хотя наша выродившаяся раса, быть может, не в состоянии подняться до такой высокой степени свободы, это является идеалом, к которому мы можем стремиться в этот боязливый век. В этом я вижу основную опасность для вегетарианства. Не будьте рабом, будьте господином в своем собственном доме и капитаном своей собственной души.
Но, как я уже сказал, мне хочется поговорить главным образом об опасностях умственного характера, которым часто подвергаются многие люди. Вегетарианство, по моему мнению, является великим и важным шагом в цивилизации, но оно представляет цивилизацию в самом себе, и некоторые из нас переоценивают его и делают из него божка. Я считаю его важным шагом, так как этот вопрос об употреблении в пищу близких нам существ стоит между нами и многими важными реформаторами. Прежде всего, вы не можете составить себе важного представления и чувства по отношению к каким бы то ни было существам ниже человеческих. В то время, как вы употребляете их в пищу, вы не можете осуждать их употребление для вивисекции, если вы допускаете их мучения и жестокую смерть на бойнях.
Кровожадный охотник может защищать свои жестокости на том основании, что они не хуже вивисекции, которая легализована, и дичь, которую он убивает, употребляется в пищу.
Также проклятый питейный вопрос, если бы люди сделались вегетарианцами. Едва ли можно найти пьяницу среди вегетарианцев. Смертная казнь не могла бы долго существовать, если бы отнятие жизни у животных считалось несправедливым. И война со всеми ее ужасами едва ли могла существовать в мире, населенном вегетарианцами.
Так что наше дело стоит впереди многих разнообразных реформ. По этой-то причине оно является великим и хорошим, и нам остается только гордиться им. Но и здесь следует опасность. Не следует думать, что это самая цель. Это только средство для цели, и мы не должны довольствоваться, чтобы быть только вегетарианцами. Целью является развитие всеобщего чувства братства, на котором основывается вегетарианство, не только по отношению к животным, но по отношению ко всем людям.
Человек, который делается вегетарианцем, потому что это способствует его здоровью, не обладает настоящим духовным началом, которое будет двигать его дальше. Я знаю вегетарианцев, защищающих жестокость в большей или меньшей степени.
Им остается также еще многому учиться, и таким образом мы не должны быть удовлетворены, пока наш моральный кодекс не охватит всех живых существ, человеческих и подчеловеческих, и пока мы не будем относиться ко всем с уважением и вниманием.
Мы может оказать больше почтения к нашему великому делу, если признаем, что оно есть только часть более великого, и мы можем скорее убедить других в наших взгляда, показывая им своей повседневной жизнью, что мы не только вегетарианцы, но серьезные борцы за все, что есть лучшего, согласно нашим индивидуальным взглядам. Часто приходится видеть в жизни, как в школе, так и после того, что не понимаешь какого-нибудь арифметического правила или химического опыта, пока не дойдешь до следующего параграфа, тогда можно вернуться назад и начертить себе план будущей работы. Так и в нашем деле.
Настоящий реформатор питания тот, который стал выше простого вопроса о питании и который может приложить свои знания для высшего развития любви ко всяким предметам великим и малым.
Как мы можем влиять на других, является вопросом, и мне кажется, что часто затрачивается много сил и энергии, и в результате получается мало хорошего и даже зло.
Важно качество вашей работы, а не количество, а качество зависит от воодушевляющего ее духовной стороны. В настоящее время у нас пред глазами, в Европе хороший пример, доказывающий ничтожество и разрушительной действие работы, если она не воодушевлена правильной идеей.
В продолжении сорока лет великая нация под влиянием своих вожаков приготовлялась для великого дела. Это стоило миллионов денег, миллионов часов труда, и уже погибли миллионы жизней. Мы не имеем права предполагать, что актеры этой великой драмы не поступали так, как они считали наилучшим для своего народа и для всего мира. Но есть полное основание думать, что эта колоссальная затрата энергии окончится совершенно иначе, чем предполагалось. С другой стороны, три гора простой спокойной жизни Иисуса Христа, не имея за спиной никакой великой нации, имели гуманизирующее влияние на мир с тех пор и будут иметь до окончания мира.
В обоих случаях мы видим бесконечную силу личного влияния, влияния, которое никогда не теряется. Оно исходит от нас во всякое время, мы оказываем это влияние на окружающих, независимо от нашей воли. Является большая ответственность, о которой большей частью не думают. Он может быть или в дурную, или в хорошую сторону. Мы можем быть уверены в том, что оно будет благотворно и полезно только тогда, когда модем видеть, что не только все наши поступки, но и все наши мысли руководятся серьезным деланием добра для всех, что мы называем любовью.
Итак, мы должны стоять не только за особенный вид пищи, но за все хорошее, благородное, радостное. С таким идеалом впереди себя мы можем быть уверены, что наше доброе дело будет продолжаться и прогрессировать.
С английского Ю. Гортынская
|