Вегетарианский Вестник, Киев, 1915 г.
(Избранные статьи)
Monte Verita
Вегетарианская колония на «Горе Истины»
Колония эта существует около тридцати лет вблизи рыбачьей деревушки Асконы на скалистом берегу Лаго Маджиоре, между Локарно им Бриссело. Холм, на котором расположена колония, скалист и так крут, что дождевая вода быстро скатывается с него, лучше всего там растут фиги и виноград.
В теперешнем своем виде эта вегетарианская обитель мало чем отличается от природолечебных заведений обычного типа с кургаузом, ресторанами, павильонами, обширными помещениями для солнечных ванн, и с такими же помещениями под стеклом для зимних солнечных ванн года четыре там существует водопровод и даже собственная газета «Асконский Вестник». Теряя мало-помалу свой характер колонии робинзонов, Гора Истины станет, несомненно, одним из прекраснейших курортов, тем более что Асконский берег очень удобен для купанья.
Но у колонии были и другие времена, времена, когда основатели ее, стремясь уйти от лжи современной жизни, хотели на дикой скале основать новое общество, без недостатков прежнего, общество, более близкое к природе, но не пренебрегшее и цивилизацией. Здесь должно было родиться новое человечество, познавшее Истину, поэтому и вершина, на которой поселились первые пришельцы, названа Горой Истины – Monte Verita. Основателем явился один бельгиец Генрих Эденковен вместе с одним отставным офицером и двумя дамами, все они, познакомившись в одном природолечебном заведении, отправились на берег Лаго Маджиоре и задумали устроить общину людей, познавших Истину.
По убеждению всех «сотрудников», платный труд должен быть уничтожен, и вот от этой-то части их учения им пришлось отступиться на первых же шагах. Прибывши на место и приобретя за бесценок вершину скалистого холма в 600 кв. метров, «сотрудники» должны были убедиться, что одного желания строиться собственными силами недостаточно, нужно еще и уменье. И вот здесь-то пришлось обратиться… к наемному труду. Скоро маленькая община обогатилась еще одним членом – сестрой одной из «сотрудниц». Работа кипела, постройки закончились, и обитатели разделились на две семьи, поселившись в новых жилищах, но вскоре произошел раскол на почве принципиальных разногласий о роскоши и деньгах. Пара, более последовательно приводившая свои взгляды, переселилась в крестьянскую избу у подножия Горы Истины. Здесь они зажили по-своему: даже мебель была сделана ими собственноручно, драгоценности были зарыты в землю, а ноты хозяйки, бывшей учительницы музыки, сожгли.
Не признавая денег, они обменивали продукты своего труда – рукты и овощи – на необходимые предметы в Локарно. Незамужняя сотрудница, «Солнечная Лота», как ее называли, погрузилась с каменным домиком в созерцание природы, и ее участок с каменным домиком оставался в диком состоянии. Обитательница же его то грелась на солнце, то мечтала и, доведя свои потребности до минимума, почти не нуждалась в жилище, так как и ночевала на открытом воздухе.
Неизменно верным прежним верованиям оставался инициатор Эденковен, несмотря на ряд разочарований.
Природолечебница на вершине Горы Истины быстро приближалась к обычному типу, так как сырой вегетарианский режим угрожал разогнать всех приезжавших платных жильцов. Пришлось уступить и раз в неделю давать вареную пищу, за этой уступкой последовала вторая – допущены были картофель, лук и капуста, первоначально исключенные из списка блюд.
Вообще, о режиме колонистов нельзя сказать что-либо определенное, так как там, наряду с питающимися фруктами и орехами, встречаются и питающиеся только тем, что растет над землею, почему картофель, репа, спаржа и т.п. исключаются из их питания. Немало есть питающихся и молочными продуктами, хотя в массе колонистов это и не встречает сочувствия.
Рядом с этой природолечебницей раскинулось 30-40 жилищ, населенных людьми самых различных воззрений. Самым оживленным годом был 1912 г., когда там было 120-150 колонистов, главным образом, последователей Эрета, страдающих почками и лечащихся постом, во время которого им дают только холодную лимонную воду. На следующий сезон он не явился, и в настоящее время там много объявлений о продаже участков.
Для полноты представления о поселенцах Горы Истины нужно сказать несколько слов о Викторе Страскаба. Это мужчина атлетического сложения, в мире инженер, а ныне издатель «Асконского Внстника» и содержатель «Черники», или «вегетарианского дома отдохновения, сырого стола и чтения ресторана и пансиона». В. Страскаба живет с женой и дочерьми, сын же ушел и поступил во флот. Вегетарианство у Страскаба не представляет, как у большинства, вопроса желудка и является нравственным учением о гармонической жизни. Необходимым, первым условием такой жизни является отказ от убийства животных как активного, на охоте, так и пассивного, в виде питания мясом. Он не считает единомышленниками «вынужденных вегетарианцев, которых вынудила болезнь», или «слабых вегетарианцев», которые «случайно» едят мясо. «Разве людоед, – спрашивает он, – перестает быть людоедом, если он пожирает человеческое мясо только по праздникам?»
Его критика отличается остроумием и едкостью, поражающих русских вегетарианцев, почему-то боящихся всякой, хотя бы самой мягкой критики и из боязни повредить делу вегетарианства не допускающих критики, исходящей от единомышленников, забывая о критике противников и о том, что всякое жизненное учение не должно бояться критики, а, наоборот, черпать в ней материал для самоопределения и для очищения его от всех противоречий и заблуждений.
Что сказали бы наши русские вегетарианцы, читая едкие заметки, хотя бы о природолечебнице единомышленников Горы Истины? А она преимущественно дает ему богатый материал для критики, переходящей в сатиру. Так, например, он никогда не забывает отметить уступку вкусам приезжих и вот уже несколько лет открыто заявляет, что администрация ее стремится угодить на все вкусы, и что в настоящее время эта природолечебница отличается от других разве только бальными костюмами, которые отличаются сравнительной простотой и приближаются по типу к античным, или к туалетам empire у женщин, а у мужчин заменяются спортивными костюмами и сандалиями.
Не миновали его внимания и теософы, составляющие значительный процент обитателей
Там немало крайних приверженцев теории перевоплощения, причем многие из них, если только он не преувеличивает, помнят свои предшествующие существования и, по сведениям, имеющимся у редакции «Асконского Вестника», все это бывшие творцы истории.
«Черника» отличается сравнительной простотой режима и сравнительной дешевизной – порция горячего кушанья стоит 30 сантимов, существуют и подразделения от 1/6 в 5 сантимов – из гигиенических и экономических соображений. Едят на чистых незакрытых досках, из жестяной посуды, жестяными же ложками. Число клиентов «Черники». Число клиентов «Черники» незначительно.
Нужно упомянуть еще и о том, что некоторые первоначальные обычаи изменились под давлением полиции, которая заставила желающих подвергнуть свой организм непосредственному действию солнечных лучей, удалив при этом даже обычную легкую одежду, уйти в огороженные места. Не миновали воздействия швейцарской полиции лица, носившие самую упрощенную одежду – из тонкого нижнего платья и прозрачной сетки для верхней части тела.
Все это сделано из прежнего убежища «робинзонов-вегетарианцев» самое обычное дачное место, разве только с несколько эксцентричным составом жителей, но сама эта эксцентричность поведет к полному забвению идеалов поселка на Горе Истины, под давлением все новых и новых толп любопытных дачников.
Л.К.
|