Вегетарианский Вестник, Киев, 1915 г.
(Избранные статьи)
Женщина и реформа питания1
Агнесс Митчелл
Предмет моего доклада – «Женщина и реформа питания», и я выбрала такое название, так как могу утверждать без колебания, что будущее движение в пользу реформы питания тесно связано с женщиной. Мы привыкли смотреть на женщину как выразительницу лучших черт человеческой природы – доброты, мягкости и отсутствия эгоизма – и потому нельзя себе представить, чтобы реформа питания и все, что заключается в ней, в смысле поднятия человечества на высшую ступень, стараясь уменьшить страдание и освободиться от крови и возместить новую эру мира, любви и симпатии между всеми живыми существами и не признать, что дело возрождения должно произойти при ее посредстве (очень часто мне приходилось слышать от мужчин, что для них все равно, что есть, и они согласились бы на «Реформу питания», если бы я могла склонить к этому их жен). Почему это так трудно сказать, так как принятие «Реформы питания», несомненно, возвестило бы начало эмансипации женщины. Но очевидно, она является рабой принятых обычаев и настолько консервативна, что ей кажется невозможным всякое нарушение ортодоксальных понятий о питании. Она не хочет утруждать себя изучением этого вопроса. Она боится, что это произведет переворот в ее хозяйстве.
Она любящее и мягкое существо. Она сама ни за что не обидит какое бы то ни было существо. У нее есть любимые собаки, любимые канарейки, ее персидские коты и тому подобное. Она очень заботится о них и очень огорчается, если с ними случится что-нибудь неприятное. Если ее премированный кот почувствует внезапный интерес к ее премированной канарейке, с ней сделается истерика. Но она будет спокойно сидеть и удовлетворять требование голода, поедая животное, которое в мире создания может быть стоит гораздо выше каждого из них. Я не могу понять, почему многие из женщин так непоследовательны, и объясняю это тем, что постоянное соприкосновение с мясом животных ослепляет зрение и притупляет совесть тех, которые питаются продуктами бойни.
Обратите еще внимание на то, как женщины не стыдятся выставлять на своей собственной особе последствия большой жестокости. Они должны знать, или им следовало бы знать, какие ужасы должны были бы произойти, чтобы они могли появиться с головами и хвостами животных, висящими на их шеях. Когда я вижу женщину с таким украшением, мне тотчас же представляется охотник, возвращающийся с охоты и несущий свою добычу вокруг шеи на плечах. За жестокости, совершаемые с целью добыть этот мех, ответственными являются женщины. Можно извинить дикарей, если они этим занимаются, но нельзя оправдать цивилизованных народов. Капитан Скотт нашел, что даже в полярных странах можно не чувствовать холода, не употребляя меха.
Также достойно сожаления, что женщина до некоторой степени еще не сознает громадной ответственности, которая лежит на ней в вопросе правильного питания в ее доме. Часто ли приходится ей думать о том, что от нее зависит физическое развитие расы? И если она думала об этом, считает ли она, что ведет это рациональным образом? Система, принятая в настоящее время, представляет довольно случайный характер, и блюда приготовляются, основываясь на том, чтобы они нравились, а не на основании разумного применения научных знаний относительно ценности пищи или ее значения для организма. Впрочем, я думаю, что как только женщина сознает свою ответственность и когда она убедится в ошибочности своих приемов в настоящее время, она отнесется к этому вопросу серьезно и примет решение, которое произведет полный переворот. Она начнет обращать внимание на то, чтобы пища, употребляемая в ее хозяйстве, происходила из вполне чистого источника. По этой причине она отвергнет мясную пищу, так как пища, получающаяся и накопляющаяся внутри тела животного, в соединении с нечистотами не может считаться происходящей из абсолютно чистого источника. Тогда она естественно обратит внимание на растительное царство, на пищу, которую природа доставила в таком изобилии для своих детей, золотые зерна, прелестные фрукты, вкусные орехи. Из них с помощью знаний их составных частей и значения этой пищи она будет в состоянии получать самые разнообразные вкусные и питательные блюда. Так как члены ее семьи будут употреблять чистую пищу, у них разовьются более простые вкусы. Они будут удовлетворяться более простыми блюдами и в меньшем количестве.
Когда придется меньше готовить, у нее останется больше времени для умственных и других занятий, ее мысль станет работать сильнее, ее взгляды на жизнь расширятся, и у нее будет оставаться время, если у нее явится желание, работать для других, способствовать их развитию.
В настоящее время многие способные женщины могли бы исполнять многие серьезные работ, если бы не кухня. Настоящая система питания требует очень долгого приготовления, и когда женщина употребила свою энергию, чтобы приготовить замечательные блюда, которые часто подаются за столом, у нее не является охоты делать что-нибудь другое. Не принимая систему «Реформа питания», ее работа в кухне сделается приятной. Не придется больше иметь дел с холодным клейким мясом, скользкой рыбой, не придется больше мыть жирных тарелок (так как вегетарианскую посуду легко и приятно мыть).
Когда она будет стараться внушать детям принципы доброты и любви по отношению к животным, она может это делать со спокойной совестью. Крайне странно и непоследовательно учить детей быть добрыми к животным и в то же время заставлять их удовлетворять голод результатами бойни. Слишком чувствуется лицемерие, и дети часто это замечают. Но воспитывая детей в тех мыслях, что плоды «матери земли» являются естественной пищей человека и совершенно достаточны для питания, она будет развивать в них тот дух гуманитарности, который окажет благодетельное влияние на этих отношениях к животным, так же как и к своему собственному роду. Когда она будет сидеть со своей семьей за своей скромной трапезой, ей легче будет просить благословения у Бога, сознавая, что она не причинила смерти ни одному из Его творений.
Обыкновенно женщины интересуются вопросом о воздержании от спиртных напитков и имеют на это достаточно оснований, так как им и их детям приходится больше всего страдать от результатов невоздержания. И я хочу сказать тем, кто работает в этом направлении, что самый верный способ для предупреждения страсти к напиткам – это избегать возбуждающих средств, как мясная пища. Я не сомневаюсь, что изобильное употребление спиртных напитков и беспрестанное стремление к удовольствиям обязано в немалой степени употреблению в пищу мяса. Постоянное употребление мяса, очевидно, развивает стремление к чувственным удовольствиям. Но уничтожение участия в пролитии крови, прямым путем или косвенным, производит у мужчин, как и у женщин, более здоровый взгляд на жизнь, помогает образованию более чистых мыслей, развивает самообладание и заставляет развиваться чувство справедливости по отношению к животным, как и человеку.
Я хочу указать еще на одну черту женщинам, которые обыкновенно экономны, ужасная потеря продукта при употреблении мяса. Мясоеды не употребляют пищи из первоначального источника; они получают ее со вторых рук – от животного. Материалы, употребляемые животным для образования своего тела, могут быть годны непосредственно для человека. А потому разведение, кормление, убивание и приготовление животного для пищи являются бесполезными расходами для получения того, что он может сам достать себе в растительном царстве. Экономисты доказали, что известное пространство земли, покрытое пшеницей, даст пропитание по крайней мере в десять раз большему числу людей, чем то же пространство, употребленное для получения баранины. Мясо по необходимости должно быть дорогой пищей. В настоящее время, когда постоянно говорят о повышении стоимости жизни, было бы хорошо, если бы женщина могла понять, что можно легко уменьшить расходы, отказавшись от употребления мяса, и употребляя более чистую и дешевую пищу, которая не является менее питательной. А потому я обращаюсь к женщине из-за гуманитарных соображений оставить всякое предубеждение и неестественную традицию и отнестись к этому вопросу серьезно.
Как бы ни был мужчина убежден в правоте движения, он не может проводить свои взгляды, если женщина не поможет ему в этом, приготовляя пищу, какую он желает.
Я не могу закончить, не обратив внимания на большую потребность в «Реформе Питания». Когда мы увидим, как много кругом разных болезней, большое количество пациентов, большое число докторов, дантистов и аптек, мы не можем не признать, что необходима радикальная перемена в образе жизни людей. Мясоедение неестественно и дурно в нравственном отношении, и природа мстит за попранный закон.
Если мы хотим, чтобы создалась здоровая раса, мы должны обращать больше внимания на пищу, чем это было сделано до сих пор. Чтобы быть уверенным, что наше будущее поколение мужчин и женщин может расти без болезней, необходимо, чтобы в школах велось преподавание законов, управляющих организмом, гигиены и знакомства со свойствами разных питательных веществ и их значения для организма.
Недостаточно иметь школьную инспекцию. Мы хотим учить наших детей, как жить согласно с законами природы. Врачи до сих пор обыкновенно не признавали важного значения пищевого режима. Они не заботились о том, чтобы воспитать себя и общество в этом направлении. Они довольствовались только починкой организма вместо того, чтобы предупредить болезнь. Однако являются признаки того, что они пробуждаются. Является обыкновенным явлением, что они предписывают своим пациентам воздерживаться от употребления мяса во время болезни. Следует надеяться, что в скором времени они отделаются от предрассудков и займутся изучением этого вопроса для блага человечества. Теперь, когда врачи часто берут так сказать княжескую плату, вылечивают ли они своих пациентов или нет, может быть, они найдут для себя выгодным изучить вопрос о питании как средстве для сохранения здоровья и таким образом, следовательно, уменьшить собственный труд.
С английского С. Гортынская
1 Доклад, прочитанный автором на собрании вегетарианского общества 25 мая 1914 года в Челтенаме.
|