Вегетарианский Вестник, Киев, 1915 г.
(Избранные статьи)
Манчестерское Вегетарианское Общество
Регистрация Общества в компанию с ограниченной ответственностью
Председатель предложил мистеру Эрисену Аксону изложить проект, выработанный Исполнительным Комитетом.
Проект был несколько раз предлагаем Почетному Поверенному, который отнесся в высшей степени одобрительно к его выполнению. М-р Аксон указал на то, что если бы Вегетарианское общество составило ответственную компанию подобно другим – литературным и филантропическим обществам – оно приобрело бы законный характер, чего оно не имеет в настоящее время, что даст ему возможность на свое собственное имя нанимать помещение. Короче, оно будет обладать всеми правами и обязательствами, как и другие юридические лица.
До настоящего времени все эти права и обязательства принадлежали доверенным лицам, выбираемым Исполнительным Комитетом. Но следует считать неудобным, как для общества, так и для доверенных лиц, чтобы это продолжалось дальше, так как раз или два создалось неприятное положение, которое может повториться опять, и хотя переход общества в Компанию потребует расхода около 60 фунтов, докладчик находит, что ввиду выгод, представляемых этим проектом, стоит израсходовать такую сумму. Предложено предоставить Исполнительному комитету навести все нужные справки по этому вопросу, чтобы образовать из Вегетарианского Общества Компанию с ограниченной ответственностью на основании Акта о Компаниях 1908 года и доложить об этом на следующем собрании.
Изменение правил Общества
Первый пункт относится к Общественной Вегетарианской провидионной лавке. М-р А.Дункан находит, что нет более необходимости держать ее. Он также находит, что существование лавки мешает работе Общества вообще. Председатель указал, на то, что лавка является источником дохода от 120 до 150 фунтов, что было подтверждено председателем финансового отделения комитета. Предложение о закрытии провизионной лавки отвергнуто громадным большинством голосов.
Затем ввиду недостатка времени решено просить исполнительный комитет представить подробный доклад следующему собранию.
Вечер среди друзей
12-го декабря в ресторане Smallman High Lvi присутствовало около 180 гостей из разных концов Соединенного Королевства, приветствуемых миссис Харросон. Пили чай, а затем прослушали музыкальный отдел, устроенный мистером Гаррисом и его друзьями.
При открытии собрания новый президент, мистер Эрнест Болл, благодарил собрание за оказанную ему честь и выразил надежду, что он будет в состоянии быть полезным для общества в будущем. Затем он прочитал доклад «Идеалы вегетарианства», уже помещенный в №1 «Вегетарианского Вестника» за 1915 г.
Вечер закончился танцами.
Публичный митинг
Публичный митинг был устроен в Memorial Hall, Albert Square, Manchester в понедельник вечером под председательством миссис Деспард. Миссис Деспард, сказав, что считает за честь присутствовать на годичном празднестве Общества, продолжает в следующих словах: «Мы собрались здесь, чтобы способствовать реформе всей страны, всей нации, а может быть потом – и всего мира. Я хочу говорить о важном предмете – создании нации. Мне кажется, что происходит в последнее время – должно заставить нас думать, как чрезвычайно важно взглянуть на этот вопрос глубоко и с практической точки зрения. Недавно меня просили говорить на митинге реформы питания в Уайтчепеле, где у них даются обеды из трех блюд за одно пенни» (4 коп).
После обеда мэр в Нернсу был выбран председателем и сообщил собранию, что он должен был набирать солдат в армию и считает очень удачным результат, так как записалось не менее двухсот человек. Присутствующие в зале начали аплодировать, но мэр сказал: «Пожалуйста, еще не аплодируйте» – и потом спросил: «Как вы думаете, сколько из них были выбраны или считались годными для армии? Только пятнадцать из двухсот считались годными с медицинской точки зрения. Я уверен, что в настоящее время много молодых людей в стране, которые испытывают горькое чувство и печаль, что не могли бы присоединиться к своим товарищам. Им не хочется говорить, что им отказали. Некоторые зовут их трусами, но это не так. Причина, почему их сочли неспособными бороться за свою родину в настоящее время, та, что их родина недостаточно заботилась о них в прошлом (слушайте, слушайте). Я надеюсь, что мы в этой стране в этом отношении внесем новое. В настоящее время в нашей истории кризис. Мы отсылаем самый цвет нашей нации, многие из них никогда не воротятся, а многие из них воротятся с разрушенным здоровьем, неспособными для нормальной жизни; они никогда не будут испытывать радости здоровой жизни и сознания силы.
Если это так, не является ли для нас обязательным задуматься глубоко над тем, что мы будем делать в будущем? Каждется абсурдом, что в других вопросах, интересующих нас и считающихся важными, мы относимся с таким чрезвычайным вниманием, между тем как, когда касается человеческого существа, вопроса о наших детях, о наших матерях или о нас самих, нас не интересует это так, как то, какую пищу мы употребляем.
Меня волнует этот вопрос, так как я заведую школами в густонаселенной части Лондона, где дают детям даровую пищу. Обеды, которые им даются в лондонских школах, не таковы, какие следовало бы давать. Я протестовала против этого и старалась поправит дело. Детям дается хороший завтрак из овсянки, молока и какао и неограниченное количество хлеба и варенья. Это хорошо, но я не знаю, из чего приготовляются их обеды.
Я решительно не могла сеть того, что дается детям. Очень странно, что люди с научным образованием не могут устроить так, чтобы давать нужную пищу этим детям.
Мы должны признать, какое важное значение имеет чистая пища. Пища делается буквально частью тела. Рассмотрим, что такое тело. Мы должны помнить о том, что сказал Великий Учитель человечества: «Вы являетесь храмом Живого Бога». Тело – не что иное, как храм духа, и, если тело отравляется дурной пищей и образуется неправильным образом, как оно может подчиняться должным образом духу?
Это невозможно; и может быть, что одной из причин ужасного бедствия, которое постигло народы, я имею в виду дух распрей, приведший кА этому, это то, что люди не сознавали, что их тело представляет храм живого Духа. Если это так, то мы должны подумать о том, не можем ли мы спасти детей и помочь им (слушайте, слушайте).
Что касается до вегетарианской пищи, то вегетарианская кухня представляет более приятное место по своей атмосфере и запаху, чем кухня, где готовится мясо и подобные вещи. И в этом отношении реформа питания имеет в виду облегчить женщину в деле приготовления еды. Настоящее печальное время дало нам возможность подумать о нашей жизни более серьезно, чем мы делали это до сих пор, явилось возможным произвести некоторые опыты, которых нельзя было сделать раньше
В Nine Elms мне удалось открыть ресторан, где блюда отлично приготовлены за пенни (4 коп.) и ? пенни (2 коп.) порция. Каждый день, за исключением воскресенья, приходило от 150 до 170 человек и были в полном восторге. Некоторые никак не могли допустить, чтобы в этих прекрасных аппетитных кушаньях не было мяса, мне приходилось слышать, как некоторые говорили: мне хотелось бы так самой пиготовить, а потому я надеюсь в следующем году с помощью Общества реформы питания демонстрировать приготовление этих блюд, чтобы показать народу, как они сами могут приготовить эти аппетитные блюда (аплодисменты).
В настоящее время является гораздо более настоятельной необходимостью, чтобы женщины были по возможности сильны, и никогда не может быть здоровой расы, пока не будет сильных, независимых и хорошо развитых женщин. И поэтому я имею в виду образовать центральный родильный приют. С тех пор, как началась война, некоторые из моих соседок и приятельниц, матери в ожидании, приходили ко мне и ели вегетарианскую пищу. Некоторые из них, имевшие несчастный, болезненный вид, с детьми на руках, были очень удивлены влиянием этой спокойной пищи и чувством спокойствия после. И я надеюсь, что матери после этого маленького опыта будут давать своим детям чистую пищу и будут в состоянии вырастить их так, что они будут сильными мужчинами и женщинами.
Будущее нашей нации зависит от рождающихся теперь детей. Очень печален факт, что поколение, последовавшее после франко-прусской войны 1870 года, было слабее и меньше ростом, чем предшествовавшее. Я надеюсь, что этого не случится у нас, если будет обращено внимание на то, чтобы давать женщинам чистую пищу и побольше чистого воздуха. В Лондоне хлеб совсем не питателен.
Булочники, рафинируя муку, отнимают у зерна то, что на самом деле составляет его сущность и питательность, и результатом является мука, которая совершенно не обладает питательными свойствами пшеничного зерна. Я хотела бы, чтобы кто-нибудь, имеющий средство и влияние, мог бы заняться мукой, молотой камнем. Это вопрос капитала, потому что требуемое машинное производство чрезвычайно дорого. В заключение я хочу сказать, что, если мы хотим сделать нацию сильною – нацию, которая будет принимать участие в возрождении общества, вообще, мы должны говорить об этом другим, делать все, что можем, чтобы убедить людей в значении чистой пищи и дать им возможность иметь ее. Если мы это сделаем, то это будет самое лучшее, что мы можем делать. Я радуюсь, что дело вегетарианства развивается и Общество работает во всей стране. Нет более необходимости людям говорить – они хотят быть вегетарианцами– что они не могу, так как у них есть случай сделаться ими. Когда я сделалась вегетарианкой, то было трудно жить (смех), но теперь это иначе, и нет никакого основания, чтобы не принять здоровый, чистый, гуманный способ жизни.
Следующий оратор был д-р А.Б.Олсен (Caterham, Sarrey)? Который говорил о вегетарианстве с медицинской точки зрения. Он доказывал, что вегетарианский режим укрепляет организм дает энергию, успокаивает, исцеляет, делает сильным, здоровым и предупреждает болезни. Мы надеемся поместить целиком его доклад в одном из следующих номеров.
Cвященник А.М.Митчел (Newton le coilow) сказал, что после врача является священник (смех).
Его спрашивали много раз, как это он, закоренелый мясоед, мог присоединиться к этой «презренной маленькой армии» (смех) – вегетарианцам. Во-первых, он должен сказать, что вегетарианская – далеко не «презренная маленькая армия». Эта армия росла, растет и будет расти.
Он помнит, как, будучи маленьким мальчиком – 50 лет тому назад – он стоял около своей матери в присутствии одного известного дублинского доктора, который сказал: «Давайте этому ребенку в большом количестве баранину и черное пиво как питье» (смех). И таким образом его воспитывали в строжайшей секте мясоедов.
Когда он достиг возмужалости, пиво было оставлено. Но он твердо помнит, что до тридцатилетнего возраста мясная пища была необходимой для спасения его тела, если также не для спасения его души.
Его обращение произошло посредством прививки – (смех) – прививки новой идеи. Он имел счастье познакомиться в Лондоне со священником-вегетарианцем.
После чтения книг по вегетарианству и знакомства с другими реформаторами питания его обращение было вполне закончено, и требовалась только твердая воля для поддержания его. Ему очень приятно находиться теперь среди них – он был верен принципам вегетарианства в продолжении девятнадцати лет и надеется с Божьей помощью быть им до самого конца жизни.
Во имя религии по отношению к вегетарианству и его последователям практиковалось в значительной степени ханжество. Так, некоторые миссионеры в Китае говорили тем, кого хотели обратить в свою веру, что, если они не будут есть мяса, то не будут спасены («какой стыд»). Он хотел бы знать, откуда произошло подобное учение.
Церковь, понимаемая в широком смысле, должна приветствовать вегетарианское учение и признать в нем своего помощника, работающего в его пользу, так как это движение для развития здоровья. В христианстве заключается евангелие двоякого рода: евангелие тела и евангелие души. Господь употреблял большую часть своего трехлетнего периода проповеди среди людей лечением больных. Две трети чудес составляли излечение больных. «Я считаю, – продолжал мистер Митчелл, – что вегетарианство делает людей здоровыми. Я утверждаю, что я чувствую себя гораздо здоровее и более способным работать с тех пор. Как я оставил мясной режим». Вегетарианское движение должно быть приветствуемо церковью, так как оно пробуждает морально и гуманитарное чувство. Основой христианства было милосердие. В это время года1 бойни полны испуганных животных, мычанья и криков умирающих существ. Для чего это? Чтобы праздновать «Христианский праздник»! Он думает, что вегетарианское общество должно бы устраивать митинги в это время года, чтобы обратить внимание на это «празднество бойни» и, указывая на серьезность этого, стараться пробуждать христианскую совесть.
Мы должны помнить, что христианство дает нам высокое нравственное понятие чистоты жизни.
Последняя мысль та, что вегетарианство заботится о развитии духовной жизни. «Будем помнить, – сказал д-р Митчелл в заключение, – в чем состоят обязательства всех христиан и церкви, и будем стараться пробуждать нравственное сознание людей и их духовную сторону. Если бы европейские нации жили более духовной жизнью шесть месяцев тому назад, ч думаю, что у нас не было бы этой несчастной войны, так как она выражает собою превосходство материализма на духовную сторону жизни; это есть попытка бронированного кулака» стать на место нежной, мягкой и любящей руки нашего Бога Отца (аплодисменты).
Д-р Duc. Кузенс из Ливерпуля сделал очень хороший доклад об «Изотерическом питании», под чем он подразумевал внутреннюю сущность вегетарианства. Мы рассчитываем напечатать его в следующем номере.
Миссис Леонара Коген (Гаррогет) сказала, что она думает, что женщины являются более передовыми в вопросами о реформе питания, чем мужчины. Ей было трудно убедить людей в важном значении вегетарианства, когда женщины говорили: «Что же мне делать с мужем?» (смех). Она очень счастлива, что ее воспитали в вегетарианском режиме, и она будет держаться его, так как считает его наилучшим. Но даже если бы она и не считала его наилучшим, она все-таки примкнула бы к нему из гуманитарных причин (аплодисменты). Касаясь влияния пищевого режима на нации, миссис Коген указала на то, что очевидно для всякого правильно мыслящего человека, что чрезмерное употребление мяса вредно для всякого человеческого существа. Содержатели лошадей и собак обращают большое внимание на пищу этих домашних животных, но эти же самые люди не могут сказать, какая наилучшая пища для их детей.
Следует воспитывать в этом направлении рабочий класс, и предмет о значении и питательности пищевых продуктов следует преподавать в школах.
Наилучшая пища простая. Мы не должны жить, чтобы есть, а есть, чтобы жить,
Далее миссис Коген указала подробно на то, какая большая потеря происходит при обыкновенном способе готовки овощей. Приготовление овощей не должно сопровождаться потерей солей, которые имеют очень важное значение, способствуя очищению крови.
Вегетарианцы должны быть снисходительны к мясоедам, так как последние не обладают нужными знаниями, и вегетарианцы должны стараться их просвещать.
Мистер Кларк говорил об ужасных жестокостях, которых он был свидетелем на рынках для скота, и прибавил, что если бы он не был вегетарианцем от рождения, вид того сделал бы его таковым. Ему приходилось часто слышать, что если бы все сделались вегетарианцами, результатом было бы, что они потеряли бы свое мужество, ослабели бы и были бы покорены другими нациями. Он нисколько не разделяет подобного мнения.
Как только была объявлена эта несчастная война, его три сына отправились на войну (аплодисменты), и он считает, что это показывает, что люди, воспитанные в вегетарианском режиме, не лишены мужества, характера и храбрости (аплодисменты)! Один из его сыновей говорил, что, когда они отправились в дорогу, офицер сказал ему, что лучше всего взять с собою хлеб и сыр, так как это наилучшая пища в походе. Его сыну, записавшемуся в Саутспорте, его хозяйка сказала, что он самых здоровый юноша из трех, живших в ее доме (аплодисменты). Если бы еще была необходимость отнимать жизнь у животных для пищи, то можно было бы еще это оправдать, но ни он, ни в предыдущем поколении вся его семья и большинство его родных и друзей никогда не пробовали мяса, что доказывает, что нет необходимости в убийстве, а потому он считает, что животных не нужно лишать жизни (слушайте, слушайте!). Он никогда не приходил в отчаяние по поводу вегетарианства, если ему иногда казалось, что дело не прогрессировало, так как, оглянувшись на сто лет назад, он чувствовал, что будущее за ними. Он уверен, что присоединившиеся к ним об этом не пожалеют (аплодисменты).
Мистер Эрнест Белл, Председатель Общества, предложив выразить благодарность ораторам, сказал о прогрессе, сделанном вегетарианством в последние сорок лет, когда он сделался вегетарианцем. Реформа питания составляет только часть гораздо более важной реформы. Передовые люди работали в этом направлении – вегетарианства. Для иллюстрации этого он упомянул обе Армии Спасения, теософах, фобианцах и др. Собственно говоря, никакое учение утопистов не допускало среди своих учеников убийства животных для употребления в пищу.
Священник А.О.Бродлей поддержал резолюцию, которая прошла, сопровождаемая аплодисментами. После заключительных слов мистера Деспард она объявила собрание закрытым.
1 Половина декабря минувшего года.
|