Вегетарианский Вестник, Киев, 1915 г.
(Избранные статьи)
Женщина и вегетарианство1
Название моего доклада – «Женщина и вегетарианство», время, данное мне для прочтения, – от 15 до 20 минут. Женщина – немаленький предмет, а вегетарианство – еще более обширная вещь, и оба вместе грандиозны, и, как обыкновенно случается, когда приходится говорить об обширных предметах в короткое время, мой доклад будет односторонен. Наподобие известного рода проповедей, мы разделим его на три части – женщины, вегетарианство и женщины и вегетарианство.
Говоря в широком смысле, и это несмотря на воинственное направление последнего времени, с женщиной соединено понятие о нежности, отсутствии эгоизма, утонченности, доброты, это она возвышает обыденную жизнь, выражает своей собственной особой и в своем доме грации и чудо красоты.
Цветы, поэзия и песня являются для большинства из нас естественной принадлежностью женской атмосферы.
Но в то время она существо, соблюдающее привычки и подражения, и особенно подчиняется внушению, благодаря своей чувствительности, но так консервативна, что ей трудно выбраться из обычного пути в вопросе пищи, одежды, домашнего хозяйства и т.д.
«Мы всегда так делали», – часто слышим от женщины, что объясняет некоторым образом почти необъяснимое поведение тех женщин, которые, будучи убеждены, что вегетарианство или какое-нибудь другое учение справедливо, отказываются, однако, его принять, так как то требует полной перемены в жизни.
Это недостаток рассудительности, и мы не удивляемся, если постоянно встречаем женщин, которые дрожат от отвращения, если кошка ест канарейку, но садятся за стол, чтобы есть цыпленка, которые ласкают и обожают собачку, но едят с наслаждением колтеты из барашка с мятным соусом.
Женщина кричит: «Не говорите мне об этом; я такая нервная, я не могу этого переносить», если начнут в ее присутствии сообщать о фактах, касающихся бойни или пароходов со скотом, но эти же сааме женщины ежедневно поедают плоды этого отвратительного ремесла, подробности о котором они не хотели слушать.
Женщины не склонны к переменам, но если они взялись за дело, то ведут его с упрямым постоянством и энтузиазмом, достойным подражания.
Вегетарианское движение старается уменьшить страдание, старается возвысить, поднять человеческую расу, отнимая у нее унизительную роль убивать родственных ей животных, освобождая ее от красного позорного пятна ежедневного убийства, очищая ее от позора каннибализма, открывая человечеству новую эру мира, любви и гармонии между человеком и животным.
Оно старается освободить низших животных от цепей ужаса, в которые их заключили жадность людей и их ложные стремления, возвратить право жить здоровою естественной жизнь существам, населяющим землю, воздух и море.
Оно старается показать миру, что можно иметь ясный ум и здоровое тело, не прибегая к мясной пище, добывание которой сопряжено со страданием и жестоким убийством; и испорченностью как тела, так и души для тех, кто их поедает. Получается загрязнение прекрасного тела, данное милостивой Высшей силой человеку, несомненно, для высшей цели, а не для захвата родственных нам животных.
Занимающиеся ежедневно этим убийством впитывают в себя яд, убивающий всякие тонкие душевные переживания, что можно видеть из замечания, сделанного одним из наших судей, приговорившим в прошлом году одного человека.
«Мясники более, чем другие классы, являются предо мной по обвинению в убийстве людей; может быть, находясь постоянно среди крови и убийства, они теряют способность правильного понимания вещей».
Вегетарианство часто смешивается с Обществом защиты от жестокости только наших животных и не обращает на себя внимание людей, которые мало заботятся о них. Я желала бы знать, не будут ли эти люди тронуты положением людей, теряющих ежедневно возможность соприкасаться с более утонченной стороной жизни, благодаря унизительному занятию, которым они зарабатывают себе хлеб?
Мог ли бы мужчина, а тем более женщина есть мясную пищу, если б представили себе женщину, стоящую по колено в крови?
Вегетарианство старается предупредить эту потерю жизни мужчины, женщины и животного.
После этого краткого очерка о женщинах и о вегетарианстве я подхожу к отделу «Женщина и вегетарианство». Так как у них много общих черт, то между ними должно быть сходство.
Женщина с ее утонченностью, нежностью и любовью у о всему изящному в жизни должна найти соответственное место в вегетарианстве и применение своим талантам и энергии.
Получается громадная сила, когда соединяются женщина с вегетарианством, так как цель вегетарианства полнит будничную жизнь до утонченности и красоты.
Оно изгоняет грубую сторону жизни в кухне, не приходится больше иметь дело с сырым мясом, ужасными головами кроликов или с рыбой с мертвыми глазами, тем более отвратительного запаха рыбы. Нет более мытья посуды с животным жиром.
Оно изгоняет грубую форму жизни, в столовой не бывает видно животного, приготовленного в его живой форме. Не приходится больше отделять члены и разрезать на части, прежде чем передать их членам семьи; не нужно убирать скелеты и кости в вегетарианском хозяйстве.
Все это должно значить много для женщины, но, к стыду ее должно сказать, что во многих случаях женщины являются главными противницами вегетарианского режима.
В некоторых провинциальных местах все еще существуют бойни получастного характера, и большинстве наших больших городов бойня помещается в бедном квартале, и смрадные испарения в тех местах влияют дурно как на физический, так и на нравственный характер тех, которые живут поблизости. Женщины смеются над криками животных, когда их ведут к месту насильственной смерти, маленькие дети вводят в свои игры воображаемой убийство воображаемого животного.
Эти центры нравственной испорченности не будут существовать, когда будет господствовать вегетарианство.
Женщины-вегетарианки часто спрашивают: «Как я могу помочь этому». В заключение моего доклада я хочу указать на один или два способа, как их помощь может иметь большое значение. Прежде всего, нам нужны образованные кухарки, кухарки, которые понимали бы питательное значение разной пищи, кухарки, которые не давали бы неперевариваемую, тяжелую пищу.
Нам нужны кухарки, которые не подавали бы постоянно одних и тех же блюд, и которые помнили бы, что великое кулинарное искусство состоит не в том, чтобы приготовить изысканное блюдо из многих составных частей, но делать простые, удобоваримые и вкусные блюда.
Вегетарианская кухарка всегда может рассчитывать занять хорошее положение. Всегда можно найти место как в частном доме и в пансионах, которых очень много на курортах.
Или при желании можно почти всегда открыть кулинарные курсы, так что она может учить и помогать другим женщинам.
Также талантливая женщина может оказать большую пользу вегетарианству, если она стоит не ниже, а иногда даже выше своих товарок студенток и дает им понять, что она вегетарианка и уже была таковой с некоторого времени.
Женщина может быть полезна, ведя пропаганду, употребляя тактичное, привлекательное выражение, угостив изысканным блюдом; она может принести пользу тем, что не будет резка, выражая свои мнения, так как у мужчины последнее качество может привести к фатальным результатам; мужчина не потерпит резкостей, а несомненно, что силою нельзя склонить к своим идеям сколько-нибудь достойное и интересное лицо.
Другой случай, когда может понадобиться помощь женщины, – это устройство вегетарианского пансиона. Весь такт, привлекательная прелесть и знание кухни вегетарианской, на которые способна женщина, находят свое применение в этой работе. Необходима живая и энергичная женщина, чтобы добиться успеха, и в таком случае это является одним из самых убедительных способов пропаганды. Она соприкасается с обширным кругом людей, стоящих вне круга людей, посещающих общественные собрания.
Люди, страдающие известного рода болезнями, лечение которые требует немясного питания, посылаются докторами на курорты в вегетарианский пансионат. Они отправляются с боязнью недоедания от питания водянистыми овощами и перспективой видеть перед собою бледные лица реформаторов питания. Вместо этого они попадают в привлекательный дом с приятными обитателями, вкусными и весьма разнообразными блюдами, и вот у них вкрадывается мысль: «Если это называется вегетарианство, то это уже не такая большая жертва».
Постепенно, привыкнувши к атмосфере чистой жизни и чистых мыслей, они находят уже невозможным возвратиться к прежней жизни, более грубой и таким образом делаются вегетарианцами.
Бок о бок с вегетарианством, в тесной связи с ним, стоит вопрос об одевании. Женщина не может оказывать услугу вегетарианству, пока носит на себе перья, меха и кожаные перчатки; но она может ее оказать, если будет одеваться привлекательным образом, не бросаясь в глаза, но без помощи этих предметов. Большая ошибка со стороны реформаторов питания одеваться эксцентрично, так как в глазах многих людей они являются легкомысленными, и потому их взглядам на другие вопросы не придают серьезного значения.
Другой способ, когда женщина может оказывать пользу вегетарианству, – когда приходится сталкиваться с новичком и помогать ему в приготовлении вегетарианских блюд. Эта небольшая помощь на практике часто имеет большое значение. Еще одно последнее слово: если вы хотите. Чтобы дело, которое вы любите, имело успех, не будьте чрезмерным энтузиастом; не давайте обещаний больше, чем вегетарианство может дать.
Оно не может исцелить человечество от всех его болезней, даже вегетарианцы иногда болеют, и если его изображают «исцеляющим все болезни», то низводят благородное движение до степени шарлатанской медицины.
То, что оно может сделать для тела и души, настолько велико, что нет надобности преувеличивать факты, к чему приводит доброжелательный, но ошибочный энтузиазм его последователей.
Э. Герст (миссис Фред Морган)
С англ. Ю. Гортынская
1 Доклад, прочитанный на одном из майских митингов Манчестерского Вегетарианского общества.
|