Вегетарианский Вестник, Киев, 1915 г.
(Избранные статьи)
Вегетарианство и нравственность1
Вегетарианство как идеал человеческой жизни, согласной с учениями о нравственности.
Вегетарианцы ставят себе задачей не только соответствующее человеческому достоинству питание материальной вещественной пищей, но и все поведение личности или целого общества ввести в такие условия, которые не противоречили бы всем известным основным понятиям нравственности и пользоваться для этого сокровищницей человеческой мысли и знаний.
За много лет до начала христианского летосчисления среди древних народов возникали различные религиозные учения, основной задачей которых был вопрос о правильной жизни людей, о добрых и справедливых между ними взаимоотношениях. Решение этого вопроса в религиозных учениях вполне зависело от степени подчинения каждой личности воле Божьей и святости человека в мере его заслуг по исполнению божественных велений. Мудрецы-философы и ученые древних времен рассматривал тот же вопрос о правде, добре и справедливости с точки зрения временной жизни людей, как благо каждого человека в отдельности, так и мирного общения в составе многочисленного общества. Поэтому почиталось необходимым не только познание воли Божьей, но и знание окружающего внешнего мира с его законами веществ и сил природы, а также и развитие собственных умственных сил и способностей.
Рассмотрим, как понимали различные выдающиеся мудрецы, философы и гениальные мыслители все то, что принято называть нравственностью.
Учения о нравственности Сократа, Платона и Аристотеля. Новейшее трансцендентное учение о нравственности Эммануила Канта.
Греческие философы до Сократа определяли нравственность как особую внешнюю силу, побуждающую людей быть добродетельными. Понимание добродетели обуславливалось исполнением божественной воли по указаниям религии и постановлений закона, установленного государством или обществом.
Благодетельность таких добродетелей не подвергалась ни малейшему сомнению, так как установление государственных и общественных законов почиталось происходящим от божественной воли, и не закрадывалось даже сомнений в отступлении их от религиозных установлений, которые, в свою очередь, являлись истинами, не требующими доказательств.
В те времена не делали попыток к тому, чтобы глубоко исследовать, какие именно блага возможно приобрести исполнением всех обязанностей по религиозным и государственным установлениям.
По мере того, как успехи греческой государственности стали клониться к упадку, и самые религиозные верования начали подвергаться сомнениям, появились изменения в прежних учениях, которые вносили разлад в мыслях и настроениях тогдашнего общества. Появлялись новые, не всеми признанные ученые, называвшиеся софистами, и против них Сократ выступил со своим учением.
Не отрицая уважения к религии о на ней основанных законах, Сократ признавал добродетельность людей, соблюдающих религиозные и законные требования, но в своем учении о нравственности он утверждал, что можно быть добродетельным тому только, кто сознательно исполняет религиозные и законные установления, и для этого нужно не только правильно знать все такие установления, но познавать и весь внешний мир природы, главным же образом каждый человек хорошо должен знать самого себя.
Учением своим Сократ определяет нравственность уже не как внешнюю силу, а зависимую от воли человека и доступную его познанию.
Платон, ученик и последователь Сократа, разработал и дополнил его учение. По учению Платона, весь мир есть не что иное, как идеи, которыми каждый человек мыслит и живет в стремлении быть добродетельным, так как высшая идея, составляющая его душу, есть идея добродетели.
Но желая достичь личного блага, истинная цель добродетели у человека затемнена материальными потребностями земного существования, и снова просветляется эта идея, когда человек живет разумно, умножая свои познания и развиваясь умственно. У Сократа добродетель есть лишь только цель нравственных побуждений, тогда как Платон определяет идею добродетели как высшую составную часть человеческой души.
Ученик Платона Аристотель не был вполне последователем своего учителя. Он почитает выше всего человеческой разум, развитый опытом. Благодаря такому умственному развитию, создаются все блага жизни, которые и являются настоящими мотивами истинной нравственности.
Нравственность определяет он стремлением осуществить идею добродетели, но результатом этой идеи должно быть достижение блага жизни. Достичь же такого результата возможно лишь при помощи знаний и, главным образом, посредством опыта и наблюдения, и материальные потребности не только не препятствуют развитию знаний, но обогащают ощущениями и, следовательно, действуют на развитие разума.
К началу средних веков человеческой истории имелось уже три главные системы учений о нравственности: сократовская этика, определяемая названием автономной морали, платоновское учение, определяемое названием трансцендентной, и аристотелевское – имманентной модели.
В Средние века предположительно подготовлялся всемирный переворот во всех отраслях человеческих знаний и закончился известным в истории веком возрождения наук и искусств. С тех пор человечество обогатилось многими могучими средствами для опыта и наблюдения, в числе которых достаточно упомянуть хотя бы только о микроскопе и телескопе, при помощи которых в настоящее время доступны стали нашему исследованию невидимые процессы явлений в самых мелких организмах и устройство вселенной в самых отдаленных от нас процессах.
В новейшей философии трансцендентной системы особенно замечательно учение Эммануила Канта тем, что в нем воля почитается двигательной силой, повелевающей разуму, а потому нравственное и безнравственное различаются как противоположности, основанные на разладе познания и воли. Воля есть способность исполнять чувственные стремления, и только эти стремления и есть первоначальные мотивы поведения.
Новая философия
Имманентные системы морали в новейшей философии чрезвычайно разнообразны, и среди них есть замечательные по выяснению личных эгоистических свойств человека, дающих направление нравственному поведению личности; замечено также, что лучшие качества человеческой души приобретаются развитием альтруистических чувств, имеющих свое происхождение из глубокого самосознания, следовательно, из тщательного исследования личных эгоистических свойств. Новейшие успехи в многочисленных отраслях естественных наук дали возможность выяснить происхождение личных психических свойств человека, культура которых необходима именно в видах выполнения сложных требований для правильного понимания чести, достоинства и всего истинно нравственного поведения. Самого же наивысшего развития достигли новейшие универсалистические системы морали в связи с учением об эволюции всего животного мира на земле.
Благодаря открытиям Ч.Дарвина об общей связи происхождения людей от одного общего корня с другими существами животного царства, человек, хотя и сведен с пьедестала божественного происхождения, но действительное человеческое достоинство от этого открытия не умаляется, а лишь сознавая верные причины тех или иных проявлений своих душевных свойств, каждый человек имеет уже возможность улучшить, развить и умело управиться с собственными природными свойствами.
В окончательном выводе из приведенного краткого обзора исторического развития понятий о нравственности можно сказать, что как в древности, так и теперь основами понятий о нравственности служат совокупность условий, определяющих отношения людей друг к другу, а также лично каждого человека к самому себе, чтобы быть добродетельным и достигать в этом наилучших результатов, которые не только улучшили бы жизнь, но и способствовали бы всеобщему счастью.2
Связь учений о нравственности с идеями вегетарианцев
Улучшить нашу жизнь и всеобщее счастье возможно с пробуждением наиболее целесообразной работы человеческой мысли, и вегетарианцы в стремлении восстановить условия питания, соответствующие достоинству и проявлению высших духовных сил человека, не находятся ни в каком противоречии ни с доводами здравого смысла нормально развитого человека, ни с основами нравственных учений древних, ни, тем более, с современным состоянием всех многочисленных отраслей науки.
Применение в жизни вегетарианцев самого строгого воздержания от ненужного избытка питания в совершенстве подтверждает правильность принятой ими на себя задачи. Принятое вегетарианцами направление имеет подтверждение и в эволюционном учении происхождения жизни, которая и по этому учению для всех одна, и всякий, пользующийся жизнью, не улучшает ни своего, ни чужого счастья, когда лишает жизни другое тоже живое существо, живущее в соответствующих ему условиях, ибо невозможно созидать свое и чужое счастье на величайшем из всех несчастий и жестокостей, какое представляет собою насильственное лишение жизни.
Что именно необходимо для того, чтобы иметь самые точные правила нравственности и безошибочно достигать в этом желательных результатов, полезно привести краткие сведения из позитивной философии Огюста Конта.
Позитивное учение О.Конта
На протяжении длинного ряда тысячелетий исторического развития человеческой мысли О.Конт различает три последовательные стадии. На первой стадии, называемой теологической, состояние самосознания характеризуется преклонением пред таинственной и всемогущей волей Божества, управляющего миром и делами человечества. Не только самосознание общественных масс, но и самосознание всякой отдельной личности неизбежно начинается и проходит через стадию теологического мышления и как подготовительное состояние оно даже необходимо для подчинения ума дисциплине самоопределения и самоподчинения.
Вслед за этим наступает вторая стадия, в которой состояние умственной жизни людей отличается тем, что они стремятся познать основы бытия, сущность божества и сущность вещей. Пугливый ум человеческий стремится проникнуть за пределы священных преданий, предопределений божественных и пренебречь религиозным авторитетом учителей. Такое направление мысли, называемое метафизическим, является разрушительным для предшествовавшего теологического мышления, ибо оно вносит сомнения в религиозные учения и вызывает разлад между приверженцами того и другого направления.
В этой борьбе двух направлений как в общественном, так и в индивидуальном самосознании начинает определяться третье состояние умственной жизни, которое О.Конт называет позитивной стадией. Слово «позитивный» на русский язык переводится словом «положительный», и оно у большинства людей европейских наций имеет четыре отличительных значения. В первом значении положительное противоположно химерическому и поэтому определяет нечто истинное, явно существующее; второе указывает на контраст между полезным и негодным и напоминает о необходимом назначении всех наших здоровых умозрений – беспрерывно улучшает условия нашего действительного индивидуального и коллективного существования, вместо напрасного удовлетворения бесплодного любопытства; третье значение определяет противоположность между достоверным и сомнительным, четвертое значение заключается в определении и противоположности между точным и смутным, не смешивая с достоверным и сомнительным, ибо точность явлений природы в наиболее возможностей степени должна соответствовать нашим истинным потребностям без вмешательства сверхъестественного авторитета.
Состояние человеческой мысли в стадиях теологической и метафизического созерцания находится в заколдованном кругу одних лишь мысленных построений. О внешнем мире действительности в таких мысленных построениях слишком мало имеется достоверных сведений, и по необходимости они покоятся на данных, собранных предками, и не всегда точно передававшихся их поколения в поколение, следовательно, за неимением достаточно верных наблюдений и опытной их проверки подобные мысленные построения не могут иметь подтверждения в окружающей действительности.
Поэтому такое состояние мышления не может установить понятий о нравственности в более широком смысле, чем самый узкой эгоизм, ибо у всякого верующего все внимание сосредоточено на собственном я, как противоположном – не-я и понятие «мы» – не имеет никакого определенного места в теологическом и метафизическом миросозерцании.
Только с точки зрения позитивного миросозерцания возможно иметь истинные понятия о нравственности и знание таких условий, которые диктуются уму нормально развитого человека состоянием внешнего мира природы и вызываемыми ими впечатлениями, ощущениями как индивидуально в каждом, так и в целых общественных классах. Доброжелательные и бескорыстные чувства, свойственные человеческой природе, хотя и подвергаются в борьбе с неблагоприятными условиями жизни искажению и частичной утрате, но всегда побеждают препятствия и приобретают все большее и большее развитие.
Благодаря огромному опыту, явилась возможность определять прямое и косвенное частное или общественное влияние каждого поступка, каждой привычки и каждой наклонности или чувства и создать такие правила нравственности, которые будут столь же надежны и точны, как и математические правила.3
Различие в действиях воли сознательной и воли ощущений.
Настоящее состояние идеи о нравственности находится вне зависимости от широты социального развития общества и глубины индивидуального самопознания личности, его составляющей.
Индивидуальное самопознание зависит от ощущений, испытываемых всем составом организма каждого человека и от сознательной деятельности процессов мысли, которые определяют, в какой степени подлежит удовлетворению его чувственные ощущения и насколько он должен от них воздержаться.
Сознательные способности приобретают перевес ад требовательностью испытываемых ощущений тогда только, когда в сознании имеется достаточно много доводов против необходимости удовлетворения ощущений. Кантовский – «разлад души и познания», как против нравственного поступка еще не дает нам ясного определения действия воли, так как воля к действию будет непреодолима, если ею будут управлять чувственные стремления, доводы же сознания, не всегда основанные на непосредственном опыте, будут бессильны, ибо это сознание часто основывается только на мысленных образах и представлениях, не согласных с фактами и явлениями действительности, и потому не имеющих степени достоверности.
Воля к действию, исходящая из ощущений высшего порядка
Кроме ощущений, испытываемых от непосредственных физических действий на нервную систему, есть еще ощущения высшего порядка, образующиеся в результате от сложных мыслительных процессов, и эти ощущения, как, например, угрызения совести, долг чести, поддержание высоты собственного достоинства и т.д. превышают иногда своей силой непосредственные ощущения от внешних физических чувств. Такие проявления высших человеческих сил приобретаются сложным путем воспитания, самовоспитания и долгим опытом разумной жизни.
Для проявления высших человеческих сил необходимо, чтобы в сознании образовались идеи, вызывающие то или другое из ощущений высшего порядка. Но для проникновения в сознание идей существует нечто вроде порога сознания.
Как для воздействия на нервную систему требуется некоторая достаточная сила раздражения, чтобы о нем могло получиться представление в сознании, так и для возникновения идей необходимо, чтобы на разум действовали достаточно продолжительные мыслительные процессы и могли бы вызвать проявление высших чувств человеческого духа – именно те чувства, которые так отзывчивы на всякую неправду и на бесполезную жестокость.
Если мы представим себе, с каким упорством выдающиеся представители гуманизма стремились обратить всеобщее внимание на облегчение участи рабов, на справедливость в осуждении преступников не возмездием за совершение ими злых дел, а изъятием из тяжелых условий их жизни, обрекающих на преступления; на введение систем наказания и обучения детей не строгостью предъявляемых им требований и не наказаниями, а кротостью к ним и бережным отношением к них нежным чувствам и силам – то мы увидим в этих деятелях проявления именно тех же ощущений высшего порядка, которые образовались из сложных процессов человеческой мысли, преемственно переходивших от деятелей в названных и других, им подобных направлениях из поколения в поколение.
К тому же разряду проявления высших чувство человеческого духа относится и движение, вызванное вегетарианцами.
Это движение вызвано ощущением несправедливости к беспомощным живым существам, жизнью своей столь де полезным нам, как и сами люди из разряда чужеземцев и дикарей, предоставленных жестокой участи в непосильной борьбе с бедствиями их тяжкого существования.
Необходимо во имя идеала вполне нравственной и доброй жизни изучить тщательно внешний мир природы, действие естественных законов на психическое наше состояние и те условия, при которых возможно проявление чувств высшего порядка, их правильное действие и развитие.
Практика жизни выдающихся вегетарианцев и возникших несколько лишь лет тому назад вегетарианских обществ указывает, что в создавшихся условиях современной общественной и частной жизни существуют явные ошибки и заблуждения, являющиеся причинами многих бедствий и неустранимых несчастий.
Принятие вегетарианского питания народными массами и связанного с ними воздержания от многих излишеств изменит прежде всего к лучшему общественное психическое состояние и, как следствие этого, получится значительно сокращение забот и трудов, направленных теперь во вред материальному благосостоянию общества и личности.
Производства многих предметов потребления, вредных для здоровья и высших человеческих сил, прекратятся, и возникнут другие, которые не только вызовут расширение и улучшение земледельческой культуры растений, но и техника различных производств должна будет получить направление к удовлетворению разумных потребностей, а не болезненных проявлений моды, привычек и психопатических капризов.
Исчезнут в поражаемых недородом областях бедствия голодовок, потому что при вегетарианском питании пищевых припасов не требуется в столь огромном количестве, как теперь, а население урожайных мест будет иметь для этих случайностей достаточные запасы, чтобы помочь другим и рассчитывать на такую же помощь себе, когда из постигнет такая же участь.
Если теперь вегетарианские общества малочисленны по своему составу, не имеют возможности объединить свою деятельность, по разбросанности и затерянности в массе окружающего каждое из них населения, не знающего той сложной цепи последствий от неправильного удовлетворения ежедневной и насущной потребности питания, то вегетарианцам не следует ослаблять по той причине своей энергии, а лишь твердо помнить, что принятое ими направление верно, и рано или поздно оно будет по справедливости оценено и всеми принято.
К. Юнаков
1 Доклад 1-му Всероссийскому Вегетарианскому съезду в Москве. 2 В.Вундт «Введение в философию», Ф.Трауготт «История философии»
3 Дух позитивной философии с предисл. М.Ковалевского (изд. жур. В.Знания).
|