Вегетарианский Вестник, Киев, 1915 г.
(Избранные статьи)
Жизнь одна
Недавно к нам, на Запад, донеслись отзвуки учений Востока. «Вестник Теософии», хотя и не включающий вегетарианство в свою программу, затронул косвенно и этот вопрос. В живой, интересной статье С. Татариновой «Братство» мы читаем следующие строки: «Тем-то и отличается человек от других существ, что он достиг сознания и понимания того места, которое он занимает в мире и в эволюции этого мира.
Животное еще не видит, почему оно должно щадить более слабого, бережно охранять его, дать ему возможность идти по пути своего развития; оно не сознает единства творения; – человек может и должен его видеть.
...Если хоть на мгновение блеснет в уме человека это сознание (единства всего живущего), если оно проникнет в душу его, он уже не может не видеть в другом существо, равносильное себе, существо, в котором заключена та же искра Божия, которая вспыхнет со временем тем же ярким пламенем, при свете которого он увидал свое место среди бесконечного ряда существ.
А если всякое существо дойдет туда, где он стоит сейчас, как бы долго ни пришлось ему идти – значит оно станет ему подобным, имеет право на то же уважение, какого он требует к себе.
И снова при свете того же пламени явятся пред ним уже не существа и люди, отличные от него, на которых он может смотреть свысока, презирая их именно за то, чем они отличаются от него, а увидит он в них только существ, и людей, идущих за ним, более слабых, младших, которыми он должен указать дорогу, как ему указывают ее люди и существа, идущие впереди него, поднявшееся выше него.
И все творение, вся мировая семья существ представится тогда человеку в виде младших и старших братьев, связанных узами кровного родства. Все – братья, все – близкие.
И не останется тогда места в душе человека чувству презрения к стоящим позади, ни чувства зависти к тем, кто впереди.
Все пройдут или прошли уже наш путь.
Будем же покойно и бодро идти дальше, протягивая руку всем, кто идет вместе с нами, на какой бы низкой ступени развития они ни стояли.
И если мы дадим возможность другому существу легче пройти хоть несколько шагов по этой дороге, заставим его подвинуться несколько, – мы этим самым двинем вперед и себя и, в лице его, и все человечество. В этом сознании наша награда и весь смысл нашего земного существования.
Если хоть в одном существе мы не видим брата, мы этим самым выделяем себя из всего ряда существ, вносим раздельность, дробление в единое, уклоняемся сами от пути единой нераздельной жизни и эволюции.
Мы задерживаем и всю эту эволюцию, отходя хоть немного в сторону, от начертанного пути, и вносим диссонанс в общую гармонию мира.
Важно, чтобы понимал человек, какова его ответственность перед всем человечеством, и как всякое, самое ничтожное на взгляд, отступление от закона любви задерживает его эволюцию, а тем самым и эволюцию всего мира».
Вот это положение автора, что над миром царит закон любви и что всякое отступление, от него вносит в мир диссонанс, задерживает всю его эволюцию, является основным положением многих учений Востока, в том числе очень древней, и почти неизвестной в Европе индусской религиозной секты – lженов. Ввиду этого мы считаем нелишним познакомить вкратце читателей «Вегетарианского вестника» с их учением.
Джены были вполне определившейся системой в религиозном и философском смысле много лет до появления Будды. Согласно их учению вселенная существует для эволюции всех живых существ и, следовательно, все формы жизни должны считаться священными – «жить и давать жить» является их руководящим принципом.
Идеалом философии дженов является физическое, умственное нравственное и духовное совершенствование человека. Это составляет главную цель всякого живого существа, почему джены проникнуты уважением ко всем формам проявления жизни, и этот идеал выражен в одной великой поговорке «Ahimsa Paramo Dharmah».
«Непосягательство на жизнь, ее неприкосновенность – высшая религия».
Ahimsa (не убивать) есть первое из пяти принципов в учении Дженов. Сострадание есть корень всякой добродетели в глазах Дженов, следовательно все жизненные отношения основаны на принципе «Daya» (любовь). У них сильное отвращение ко всякому виду кровопролития потому, что всякий такой унизительный поступок нарушает условия для правильного прогресса души во время ее духовной эволюции.
Убивать или приносить вред какому-либо живому существу значить совершить «Himsa», Когда человек находится под влиянием гнева, жадности, гордости, легкомыслия, то он способен убивать другие живые существа, что с точки зрения Дженов является «Himsa», но когда человек может управлять собою так, что он не находится под властью страстей, то он охвачен «Ahimsa».
Джены учат, что духовная эволюция человека невозможна, если он убивает или даже приносит вред другим живым существам; таким образом, они утверждают, что те, кто вредит другим, вредите также и себе, а потому для Дженов очевидно, что когда человек убивает другое существо и ест его мясо, он духовным образом порождает бессердечность, прежде, чем убьет другое живое существо.
Те, кто утверждает, что человек выше животных вследствие ошибочной уверенности, что они созданы для него, делают непоправимую ошибку. Они не замечают того, что такие поступки, которые имеют следствием убийство животных для удовлетворения извращенного вкуса, порождают самые вредные условия, задерживающие не только духовное развитие жертвы, но и их собственную духовную эволюцию.
Поэтому джены практикуют вегетарианство в самом строгом смысле, так, что не убивают намеренно даже насекомых. Как не покажется этот идеал крайним для западного ума, но один из уже умерших дженов – Аллен, сравнительно недавно основал братство, члены которого проводили в жизнь по возможности строго этот принцип. Джены учат, что убийство животных мешает эволюции убивающего и убиваемого на пути всеобщего прогресса всех душ. Таково основание религии дженов и для их верных последователей никакая нравственность, никакая религия не стоят выше заповеди Ahimsa, поэтому они справедливо считают, что они верят во всеобщее братство всех живых существ. «Мы не должны убивать» можно найти почти в каждой религии, и когда будет признано все значение этого правила и оно будет применено в смысле выражения «не делай другим того, что не хотел бы, чтобы другие делали тебе», то тогда будет осуществлено учение дженов об Ahimsa, которое является основой всех идеалов, всех религий мира.
Таким образом, осуществляя принципы Ahimsa, все вегетарианцы преклоняются пред самым высоким и чистым принципом добродетели.
В религиях Востока имеется известная доктрина о перевоплощении, заключающаяся и в философии дженов. Чтобы человек мог продолжать существовать, он должен разрушать жизнь, но чем меньше и чем более низкие виды жизни он разрушает, тем менее вредную «Карму» он создает. Это есть основание самых строгих вегетарианских правил дженов, которые учат, что существует восемь классов Karmas, несвойственных чистой душе.
Уменьшение такой деятельности есть цель жизни дженов. Во имя принципа Ahimsa во многих городах Индии воздвигнуты госпитали для старых и искалеченных животных, где их кормят и заботятся о них до естественной их смерти.
Все их учреждения обычаи и привычки основаны на абсолютном признании того факта, что ненанесение вреда есть высшая религия, причем вегетарианство в самом строгом смысле этого слова является религией сердца. Ясно, что эта религия дженов основана на любви и вполне можно сказать, что они осуществили в своей жизни, великое изречение Сведенборга:
«Религия жизни делать добро».
А. Гордон
|