Вегетарианский Вестник, Киев, 1915 г.
(Избранные статьи)
Труп в день Христова Воскресения
«...Труп теленка, труп поросенка, труп курицы, труп индейки»...
– Нет, такую статью предлагать на праздники обывателю вобщей прессе нельзя, для этого существуют специальные органы, освещающие желательный вопрос, но на Праздники Пасхи исстрадавшемуся народу нельзя преподносить такие прелести, его нужно пожалеть, а не угощать «трупами». Ведь от одного слова «труп» тошнит.
– Неужели, г-н Фауст, нельзя обращаться к народу, допустим даже, со специальным вопросом, в общей прессе?
– Нет, этого нельзя сделать. Я собственно не против Вашей мысли и идеи, нет; я даже сам симпатизирую этому, но мясо употребляю. Согласитесь сами, что эта истина, которую Вы хотите преподнести на Праздники, была известна уже 1000 лет тому назад; древние даже гроб выставляли на пиры в назидание тому, что всякий смерти подвержен...
– Допустим, что это специальный вопрос, вопрос вегетарианства, а разве в общей прессе не возбуждаются вопросы противоположного характера? Разве Вы не описываете, предположим, в объявлениях, не говоря уже о специальных статьях, качества и достоинства окороков? Это можно говорить, а вот уж, если мы скажем, что этот-то самый окорок, да взять под микроскоп, да рассмотреть его хорошенько и убедиться, что в нем кишат миллиарды злостных бактерий, причиняющих нашему здоровью непоправимый вред или прямо сказать, что это «труп» и несвойственная пища человеку, – так это, Боже упаси, нельзя. Разве можно говорить правду, да еще в «Светлый Христов День»...
– Нет, виноват, я говорю, что Ваша статья будет равносильна тому, если бы кто-либо ворвался в чужую семью, празднующую этот «Светлый Христов День» и находящуюся в этот момент за трапезой, начал бы кричать: «Какую гадость Вы едите, окорок, колбасы, сардины, ведь это мерзость, ведь это отрава»... – такое же впечатление получается и от Вашей статьи, если ее поместить в газету на первый день Праздника; это возможно, но только послепраздников.
– Говорить правду, значит на первый день Праздника нельзя, а лучше по Вашему преподносить народу всю ту нечистоту, которой кишит базар перед Праздниками и которой народ наполняет себе желудок, а купец карман деньгами, с большим трудом доставшимися бедняку, а общая пресса, не протестуя, косвенным образом помогаете им. Извините, правда везде и всюду должна быть правдой и может пропагандироваться в какой угодно прессе, а не только в специальной. Да разве не правда, что люди свой праздничный стол украшают только лишь трупами.
– Напечатать такую статью, это значить подкопать яму под жизненные устои. Между прочим, я должен выразить Вам признательность за Ваш визит, так как Вы натолкнули меня на мысль, и получится чудный фельетон...
– Очень рад...
– Нет, Вы не радуйтесь, так как Вашему брату, вегетарианцу, от него не поздоровится...
– Я вас не понимаю...
– Да как же, изволите видеть, вздумали в такой день преподносить «трупы»
поросят, свиней... Это знаете, есть хорошая пьеса Аркадия Аверченко «Ураган»...
– Вам не нравится собственно слово «труп» так почему же Вы этот предмет употребляете в пищу, или здесь «правда» тоже должна быть замаскирована, – труп должен превратиться в «жаркое» или «паштет» или «холодец из воловьих ног», и т. д. Вот где правда Ваша сказывается, правда должна быть правдой, но говорить о ней нужно потихоньку, что бы кто либо, Боже упаси, не услыхал.
Нам, вегетарианцам, нечего бояться какого либо фельетона, основанного на сокрытии правды – мы везде и всюду говорим чистосердечно, открыто, только правду и называем предметы собственными их именами. Я не осмеливаюсь, г-н Фауст, настаивать, что бы Вы поместили «правду» на столбцах Вашей газеты, но мне крайне печально, что Ваше мнение о «правде» далеко не то, которое слагалось у меня годами при чтении Ваших фельетонов…
Хотя вопрос о вегетарианстве уже давно известен, но, во всяком случае, как и всякая идея, поддерживается неустанными напоминаниями о себе, так и вегетарианство, имея неопровержимые данные в свое оправдание, ничуть не пострадает, если еще раз кто-либо повторит то, что всем и всякому известно.
Разве от трупа поросенка, украшенного разноцветной бумагой и еще петрушечкой во рту, не тошнит – а от слова «труп», так у некоторых рвоты сразу подымаются!?!
– Взгляните перед праздниками на привоз, где птицу «бьют» – и Вы поймете, какое это мерзкое дело. Тут же Вы увидите, как торговка, получив от «убийцы» битую курицу или гуся, добивает ее тут же, ударяя головой о мостовую, а вид, то всей этой картины – голова кружится от сознания, что люди учиняют это убийство для того, только, чтобы потом «это самое» не называть «трупом» убитых человеком животных, так как от этого слова тошнит, а «жарким» или «курочкой под белым соусом».
А вот взгляните сюда, о какое ужасное зрелище – здесь люди торгуют трупами телят, поросят, быков и барашков. С ног до головы каждый из них обрызган кровью и душа уж сделалась кровяной, a орудие пытки тут же висит сбоку, чтобы ежесекундно его подтачивать и получше вырезать нужное место, а вот там топором перерубливают голову теленка и вручают какой-то барыньке, украшенной шкурками барашков называемыми «каракулевым саком». Барынька сама дает указания как нужно разрубить голову теленка, чтобы она повкуснее была; а вот, здесь ребенок стоит с матерью, покупающей фунт воловьего мяса, того самого вола, который нам помогает обрабатывать поля и получать хлеб.
Это здесь, на базаре, а взгляните в «гастрономическую», тут уж рука культуры и цивилизации, труп превратила в колбасы, окорока, паштеты, солонину и т. д., здесь более благородно, чем там, здесь нет крови, но зато много фальсификации и разной примеси.
О род людской, доколе будет черство твое сердце? доколе ты будешь свои руки обагрять кровью животных и желудок превращать в свалку нечистот и кладбище для тобою убитых, ни в чем не повинных телят, ягнят, барашков, волов, кур, гусей, уток, индюков и т. д.?
Вы хотите щадить в день Воскресения Христа себя, а щадите ли вы кого-либо – следуете ли вы тоже милосердию, которому учил и учит вас Христос?
Скрывать оборотную сторону, закулисную подготовку приготовления «жарких» – вот несправедливость, вот жестокость, которую мы вегетарианцы, не можем не обнажать и называя живую птицу ее именем, а убитую «трупом». Эта правда будет всегда и везде правдой, и ни один из вегетарианцев не устыдится произнести это.
Говорить, что это скверно и учинять это «скверное» под хорошим соусом может только тот, кто привык жить самообманом и выставлять труп животного – «жарким», мы же, вегетарианцы, говорим одно – то, что скверно, то, что безнравственно, должно быть изъято из обихода каждого здравомыслящего человека, не только из-за соображений гигиенических, но и духовных.
Н. П. Николенко
|