Вегетарианский Вестник, Киев, 1915 г.
(Избранные статьи)
Антропотехника
На днях я прочел статью И.Ф.Наживина и нахожу, что эта исповедь заблуждавшегося будет очень полезна для других заблуждающихся, которые сделались вегетарианцами, чтобы «не убивать».
«Жизнь существует ради жизни, а смерть ест условие жизни», – сказал сто лет тому назад один из наиболее видных основателей современной физиологии Клавдий Бернард. И вегетарианец, который ест салат или огурец, убивает жизнерадостные клеточки растительного тела не менее, чем когда мясник режет быка.
Увлечение вегетарианством ради его этической стороны «не убивай» – это явление чувствительности, возведенной до степени высшей морали, но это не «наука», не знание, не основы вегетарианства.
Ведь последние исследования хлорофилла растений дают полное доказательства тому, что шарики крови и хлорофилл одного происхождения. Л.Н.Толстой говорил русским читателям о вегетарианстве не как ученый-естествоиспытатель, биолог или физиолог, но как талантливый художник и публицист. Как таковой он свое дело сделал прекрасно, ибо дал картину скотобойни, которая как доказательство для чувств служила основой для русского вегетарианства. Но как ученый о своей «первой ступени» Л.Н.Толстой не указал, что последняя ступень – это «новый человек», которого можно получить, воспитать и выращивать поколениями, и для которого вегетарианский режим – только одно из многих средств и больше ничего.
Если бы русские приверженцы вегетарианства не увлеклись чувственностью Л.Н.Толстого и его художественным представлением этической стороны вегетарианства, но знали, что об этом говорят за границей, то не было бы разочарованных вроде г. Наживина и других, которые, как он пишет, сделались прямо сектантами, думающими, что коль скоро не будут есть мяса, то это одно обстоятельство возведет их на степень превосходства среди человечества.
Среди вегетарианцев всего мира только русские принцип «не убивай» поставили главным условием вегетарианства, ибо англичане, например, ставят в основу вегетарианства именно целительное его значение среди людей различных категорий, среди различных климатов.
На западе Европы многие вегетарианство считают необходимым тренажем1 для различных форм умственного труда и работоспособности и, будучи вегетарианцами, заботятся о себе и мечтают о своих делах, ничуть не думая о том, что они благородные люди, потому что трупов не кушают.
На одном из съездов физиологов в 1898 г. в Мюнхене проф. Юст сделал доклад о «новом человеке». Там доказывалось, что, кроме зоотехники, т.е., науки о выращивании породистых животных – лошадей, собак и птиц – должна существовать наука о выращивании благородного человека – «антропотехника».
В своем докладе проф. Юст говорит, что все задачи умственного развития, все виды спорта для физического развития тела, вся гигиена труда, жилищ, одежды, природолечение и прочие условия гигиены жизни не будут давать полного здоровья, коль скоро техника воспроизведения человека, страсть половая и любовь не будут поставлены в научные условия исследования и не получат принципиального обоснования.
Доклад проф. Юста наделал много шума, но и только, но чтобы нам с вами, читатель, жилось хорошо, необходимо, чтобы в широкие массы, а особенно в среду социологов, биологов и других ученых проникло сознание необходимости разработки особой науки, так сказать науки технических условий жизни – антропотехники.
Указание на то, как жить, чтобы нам всем жилось хорошо, дают религии, но эти указания у большинства религий носят нравственный характер и частностями повседневной жизни не занимаются. Антропотехника же может быть руководством для повседневной жизни, и хотя этой науки пока нет – ибо нет руководств специально по этому предмету, но уже много веков у всех народов существует немало обычаев, как необходимо питаться, и как данная пища усваивается, и какое влияние производит на физическое и умственное расположение человека.
Вегетарианский пищевой режим и вегетарианство имеют в истории человечества свою историю. Не только среди монашеских орденов христиан, но и среди различных народов нехристианских существует много традиций о той или других растительной пище, и г.Наживин, говоря в конце своей статьи, что он не за вегетарианство, но и не простив него, – по моему мнению, вегетарианство неправильно понимает, и если 11 лет был одним из тех, которые трупов не кушали ради того, чтоб «не убивать», то так, как и многие поклонники Л.Н.Толстого, был под влиянием этических проблем, имеющих отвлеченное значение, но не значения в положительном значении этого слова – как естествознание.
Вот что я могу сказать про статью г.Наживина как вегетарианец, воспитанный на других началах, чем большинство вегетарианцев в России.
В.П. Войцеховский
1 На английском языке “threning” как упражнение по данному направлению, , пожалуй, уже на всех языках сделалось словом, доступным для всех интеллигентов.
|