Вегетарианский Вестник, Киев, 1915 г.
(Избранные статьи)
Странички бытия
Еще нигде так ярко не выражалась мысль о значении реформы питания на историю человечества, как в статье с таким заглавием, появившейся в харьковской газете «Южный Край» от 25 апреля, написанной Ю.Волиным, выпустившим уже целый ряд талантливо написанных статей по вегетарианству. И потому приводимая ниже выдержка из этой статьи, отрывая нас от мелочей настоящего, чтобы показать величествненные перспективы прошедшего и будущего, может послужить достаточно серьезным ответом на статью И.Ф.Наживина «О вегетарианстве и вегетарианцах».
«В истории человеческих взаимоотношений, в истории морали отказ от людоедства сыграл, конечно, большую роль, чем отказ от каменного топора. Замена камня железом отнюдь не меняла самого человека, его душевного мира, его нравственных понятий. А переход от человеческого жаркого на воловье и баранье жаркое явился решительным переворотом в человеческой морали. Здесь, в этом изгибе земного пути человеческого, дадо искать начала нравственности и начала религии. С момента отказа от людоедства началось искание справедливости и правды, приведшее человечество к высоким идеалам христианства и ко всем гуманитарным идеям и делам современности.
Отказавшись от людоедства, человечество должно отказаться и от животноедства. Это последовательно, естественно и потому неминуемо.
Если, прогрессируя во всех областях жизни, человечество как бы застыло в областях морали; если наряду со сказочными достижениями в технике, науке, искусстве, ни одного шагу со времен Христа не сделал цивилизованный мир по пути нравственного совершенствования; если до сих пор понятие «человек человеку волк» – то это потому, что века цивилизации прошли в едином делении моральной жизни человечества, в одном веке «животноводства».
Придет пора, и человечество вступит в период полного отказа от какой бы то ни было мясной, живой пищи. Со вступлением в этот период начнется расцвет в области личной и общественной морали, претворятся в жизнь высокие идеи любви и равенства, в современной обстановке человеческого бытия кажущиеся неосуществимой мечтой!
Я сижу в «вегетарианке», ем антрекот из кочерыжки и представляю себе давно минувшие века каннибализма.
Вот появился среди людоедов «мечтатель». Он проповедует отказ от людоедства и не хочет принимать участие в шумных пиршествах своей общины.
Над ним смеются. Мало того, его укоряют в «эгоизме», в почти «антиобщественной пропаганде».
– Вот еще! – уверенно говорят людоеды. – На очереди такие важные вопросы как «человеческий кризис», все увеличивающаяся трудность в добывании человеческого мяса» И еще другие неотложные вопросы, аа вы, сударь, занимаетесь сентиментальными мечтами об отказе от вкусного и питательного человеческого мяса! Ведь это, сударь, просто недемократично!
Однако тот, кто не хотел есть человеческого мяса, предвидел, вернее, предчувствовал, что его идея и его «смешная» пропаганда гораздо важнее для будущего, чем все «неотложные вопросы» его современников!
И когда я смотрю на современных вегетарианцев, которых тоже упрекают в эгоизме и «аристократизме» (ведь это «личное усовершенствование», ведь это путь отдельных единиц, а не масс!) – мне кажется, что и ими руководит предчувствие, интуитивное познание значительности того, что они делают. В предвидении будущего знают они, что этот «антрекот из кочерыжки» сыграет в истории человечества не меньшую роль, чем аэроплан или радий! Они знают, может быть, не сознавая этого логически, что в современном человечестве они одни, эти скромные проповедники растительной пищи, являются «людьми будущего».
|