Вегетарианский Вестник, Киев, 1915 г.
(Избранные статьи)
Единство жизни
Линд-аф-Xаджеби
На одном многолюдном собрании в Memorial Hall в Манчестере был заслушан приведенный ниже интересный доклад мисс Линд-аф-Xаджеби1.
Представительствовал д-р Генри-Монтогл в своей вступительной речи обративший внимание на пользу принесённую докладчицей делу защиты животных, указал на всеобщее равнодушие к страданиям животных, на апатию общества, не обращающего внимания на жестокость, с какой производится ловля западнёй, искусственное откармливание цыплят и опыты над животными в вивисекционной лаборатории.
Никто не возмущается существованием таких мест как Belle Vue, куда ходят люди для забавы и совершенно не думают о том, каким страданиям подвергаются дикие животные, заключённые в тесные клетки, полные ярости и гнева, пока смерть не положит конец такому существованию. А тут же наряду со страданиями этих животных слышится пение, музыка и танцы (слушайте, слушайте).
Корреспондент Daily Mail так описывает появление мисс Линд на кафедре: «Она взошла легко на платформу. Ожидали, что увидят особу с выдающимися челюстями, большим лбом, с угловатыми манерами, со строгим видом, плотную особу, может быть с костлявыми руками, ботинками с четырёхугольными носками».
«А вместо этого увидели красивую, маленькую, довольно полную женщину с добрыми карими глазами, глазами сверкающими, которые, наверно, видят всё смешное и весёлое в жизни».
«Она была недурно одета и без украшений. Её голубое платье было свободно в поясе и довольно просто, насколько можно желать; и на мизинце каждой полной руки сияло красивое колечко. Её голос не представлял собой трубу; её волосы не торчали во все стороны, и ботинки – не с четырёхугольными носками. Сразу были отброшены все дурные подозрения».
«У мисс Линд были с собой заметки, но она скоро забыла о них. В то время как она говорила, появился румянец на щеках. Я почувствовал, что подчиняюсь её убеждениям и почти склоняюсь к вегетарианству».
Почему мисс Линд не говорила нам обыкновенных вещей, которые обыкновенно приходится слышать на вегетарианских собраниях, о бедных безгласных существах», которые обращают свои глубокие глаза к смертным для защиты», и т. д.? Но мисс Линд не взывала к нашим чувствам, а говорила строго логично, и ее логика была неотразима».
Мисс Линд-аф-Хаджеби во время своего доклада сказала следующее:
«Я выбрала предметом своего доклада Единство жизни; и я хотела бы показать Вам, насколько могу, что нет основания для защиты животных, если это не связано с гуманитарностью в широком смысле.
Я принадлежу к числу тех, которые считают, что защита животных и проведение человечного законодательства не находятся в противоречии с заботой о страждущем человечестве, а является, скорее, цветом и плодами защиты человечества.
Обе идеи, вместо того чтобы быть антагонистическими, являются частями одной и той же философии и веры.
Идея всеобщего братства является реализацией великого единства в природе, соединяющего между собою все живые существа и образующего одну восходящую цепь и лестницу эволюции, связывающую вместе червя и гения, устрицу и лошадь, и показывает, что существует одна жизнь, одно чувство, одна мысль, одно стремление ввысь к большему и высшему совершенству.
В девятнадцатом столетии наука принесла в мир один из самых важных взглядов во все времена – идею эволюции, вновь установленную Дарвином и Уоллесом, ту идею, что человек находится в родстве с низшими животными, что во всей природе мы видим восходящую лестницу от низших форм жизни до человечества. Прежний взгляд, был таков, что существует преграда между человеком и животным, что человек стоит особняком по характеру мускулов, крови, мысли.
Я сказала, что этот взгляд был вновь установлен, так как он был известен во все периоды времени, во все века.
Не только поэты, певцы и философы всех времен чувствовали интуитивно это великое единство в природе; предсказания, основанные на этом единстве, можно найти в Библии, в индусских, персидских и египетских писаниях, в священных книгах всех рас и вероисповеданий; но только в девятнадцатом столетии учителя биологии придали этому современную и понятную форму.
Идеальное человечество
Эта идея физической эволюции, начавшейся в прошлом и создавшей минералы, растения, животных и человечество, все еще существует в окружающей нас среде.
Логически недопустимо, чтобы эволюция, продолжавшаяся миллионы лет, вдруг остановилась бы в известный момент и больше не продолжалась.
Как только мы признали идею эволюции и начали интересоваться биологическими исследованиями перехода одних видов в другие и видели? как эта постоянная сила, находящаяся в природе, стремится проявиться в более сильной и совершенной форме, мы должны стараться, чтобы то, что мы считаем хорошим в настоящее время, стало лучшим в будущем. Поэтому многие философы и мыслители мечтали об идеальном человечестве, более совершенном, у которых было бы более совершенным не только тело, но лучшие мозги и идеи, большую чувствительность и способных вырабатывать новую науку.
Этому представлению более совершенного человека в будущем былодано имя «сверхчеловека». Для некоторых понятие сверхчеловека тесно связано с представлением о философе Ницше – он рисуется их воображению человеком, совершенным в физическом отношении, воином, атлетом, лишенным сострадания и симпатии.
Ницше часто изображался противником гуманитарных чувств и апостолом жестокости и физического превосходства и эгоизма. Но я лично думаю,
что его идея о сверхчеловеке явилась результатом глубокого страдания и сострадания к человечеству.
Он видел бедствия, причиненные слабостью и нездоровым состоянием человечества, вследствие бедности и неизбежного закона, по которому те, которые не умеют бороться, принуждены быть побежденными; и поэтому он создал свою жестокую и мужественную философию, что только сильные должны властвовать, а слабых нужно уничтожать.
Его философия, если посмотреть на нее поверхностно, является антитезисом христианства. Христианство проповедует, главным образом, сострадание и товарищеское чувство к слабому, падшему и больному, и учит, что, отдавая себя такими образом, слабому, сильный находит свое настоящее духовное.
С внешней стороны эти два учения противоположны, но, как случается со многими явлениями в мире, если рассмотрим вопрос глубже, мы увидим не антагонизм, но глубокое единство, стремление к лучшему; но к этой эволюционной цели приближаются с различных точек зрения.
Человечество в процессе созидания
Позвольте мне доказать свою главную мысль, что эволюция не является процессом, который продолжался в продолжение многих миллионов лет и потом сразу остановился.
Человечество всё ещё находится в процессе созидания, все ещё образуется. И каждый, кто это понимает, должен способствовать тому, чтобы созидающееся человечество сделалось лучше, здоровее, совершеннее в нравственном, интеллектуальном и духовном отношениях (аплодисменты).Эволюционная идея указала на ошибочность прежнего антропоцентрического представления о человеке и дала нам более философское понимание биологических фактов.
Она учит нас, что если существует это родство в физическом отношении между всеми живыми существами, то мы обязаны заботиться, чтобы эти существа, имеющие нервы, подобно нам, состоящие из таких же мускулов и крови, как и мы, у которых мысль отличается от нашей не характером, а степенью, были бы защищаемы, насколько это лежит в нашем власти от дурного обращения, жестокости и злоупотреблений разного рода (аплодисменты).
Когда в начале девятнадцатого столетия люди встали на защиту животных при посредстве вмешательства закона, над ними смеялись и называли их сентиментальными, о них говорили, что это люди неуравновешенные. Говорилось: «Существует так много зла в человеческой жизни, оставим животных в покое».
Tе, которые заняли такое положение, делали ли они это шестьдесят лет тому назад или в настоящее время, – обыкновенно, люди, которые не поднимут пальца, чтобы бороться против какого бы то ни было зла. (Аплодисменты).
Когда эволюционная теория появилась в половине девятнадцатого столетия, этому вопросу, называемому раньше сентиментальностью и дикой чувствительностью, было положено научное основание, и его уже не могли рассматривать как фантазию некоторых сентиментальных людей, поэтов и утопических философов.
Леки (Lecky) в «Истории европейской нравственности» ясно указал способ развития сочувствия у дикаря сначала по отношению к самому себе, потом к своей семье, потом к членам своего собственного племени, и, наконец, к собственной нации.
Следующая ступень, когда чувства патриотизма и национального инстинкта расширяются более важным взглядом, – что все человеческие существа, на каком бы языке они не говорили, к какой вере они не принадлежали, какого цвета они не были, являются членами обширного братства людей, что имеет бесконечно большое значение в духовном и нравственном отношениях, чем братство нации, племени или семьи. (Аплодисменты).
И этот дух родства не должен ограничиваться людьми, он должен совершенствоваться и делаться чувствительнее, пока не коснется всего живущего, всех существ.
Некоторые реформы в прошлом и в настоящем
Прежде чем рассмотреть, как это повлияло на обращение с животными и вызвало организованное движение, чтобы уничтожить тот или другой вид жестокости по отношению к животным, обратим внимание на некоторые реформы в прошлом. Прежде всего, рассмотрим полезную реформу прошлого – уничтожение каннибализма.
Вегетарианцы, наверно, согласятся со мной, что эволюция симпатии к животным пойдет в том направлении, что придет время, когда будут смотреть на употребление в пищу трупа коровы, овцы или свиньи так же, как в настоящее время мы смотрим на поедание человеческих трупов (слушайте, слушайте).
За уничтожением каннибализма последовало уничтожение детоубийства, убийства стариков, когда они являлись бесполезными для племени.
Затем, обратите внимание на то, что было сделано в прошлом, чтобы сделать наши законы более человечными, как, например, реформы тюрем и фабрик. И в настоящее время большое движение в пользу реформ основано на том же принципе.
Влияние женщины
И по этому вопросу будет уместно высказать известное мнение. В настоящее время существует большая оппозиция против так называемой феминизации в мире. Говорят, что люди делаются чересчур женственными, чересчур чувствительными.
Недавно очень ученый и почтенный декан читал реферат на эту тему. Он говорил, что мы делаемся чересчур чувствительными по отношению к тому, что называется жестокостью, что наши нервы делаются очень напряжёнными, что мы понемногу делаемся истеричными по отношению к страданию и боли.
Не является ли опасным, спрашивают многие, что, развивая эту большую симпатию к страданию, мы можем потерять совершенные мужественные качества, образовавшиеся в прошлом нации и цивилизации.
При поверхностном взгляде может казаться, что в этом есть доля истины. Эта старая задача тесно связана с вопросом о возвышении женщины. Давно еще Г. Гексли указывал на то, что когда эволюция достигла известной степени, простой космический процесс эволюции должен уступить место этическому процессу эволюции, и что потому этический процесс является самым важным.
Но эта перемена и есть цивилизация. Это цивилизация, которую мы достигли, и дальнейшее развитие в том же направлении означает цивилизацию, которую мы должны достигнуть. (Аплодисменты).
Весь этот вопрос тесно связан с вопросом о допущении женщины к социальной и политической жизни, и я думаю, мы можем сказать, что это участие женщины, в некотором смысле, тождественно цивилизации.
Это не значит, что мужские качества и добродетели, присущие им, подпадут под женское влияние. Это не означает, что сила характера – способность вести борьбу за хорошее дело, храбрость, мужество, способность смотреть прямо на жизнь и видеть ее в настоящем виде, что присуще мужскому уму и мужским качествам – исчезнут.
Что произойдет – это то, что восстановит равновесие полов, равновесие, которого не существовало в прошлом; и совершенное человечество с этим сознанием братства, развивая в себе этот дух симпатии, будет то человечество, в котором мужские и женские качества будут играть должную роль, не посягая друг на друга.
Вегетарианство и физическая сила
Некоторые думают, что вегетарианцы должны быть непременно бескровными, безвольными, с малыми умственными способностями, и что не могут играть никакой роли в мире, и принуждены быть побежденными.
Эти люди делают забавное сравнение между «крепким мясоедом» и «питающимся только капустой» (cмех). Конечно вегетарианцы не питаются только капустой, и много раз показывалось, что вегетарианский режим способствует развитию физической силы.
На днях я обедала в обществе вегетарианцев-атлетов в Лондоне, и в отчете произведенной ими работы, было показано, что не только они могли выдержать конкуренцию с мясоедами, но, что временами они превосходили их, несмотря на предполагаемое их питание из капусты (смех). Точно так же умственное превосходство не может быть у тех, у которых замечается в характере грубые качества.
Было доказано много раз, что те, кто проповедует эту мягкую философию жизни, которые чувствуют, что страдание других аналогично их собственному, способны в то же время обладать всеми мужскими качествами, всей силой характера, всей способностью бороться и постоять за себя, что в прежние времена относилось только к старому порядку вещей и только старинной философии о превосходстве физическом.
Обстоятельства по отношению к животным
Этот дух братства не может быть ограничен только человеческими существами или реализацией братства людей; он должен включать в себя и наших братьев животных.
Таким образом, теперь существует много разных движений, которые стараются положить конец различным фазам жестокости к животным. Все эти фазы жестокости имеют одно основание – то, что у животных нет ни души, ни ума, что они не способны чувствовать или думать, как мы, ту мысль, что они разнятся от нас существенно, а потому нравственное чувство, применимое к человеку, не может применяться к ним. Это говорят, не смотря на учете Дарвина и Уоллеса.
Некоторые говорят: «В таком случае, нет ли у нас обязательств по отношению к червяку, устрице, амебе, микробу?».
Я думаю, что справедливым законом будет то, что мы должны соблюдать справедливость и человеческое обращение по отношению ко всем животным согласно степени их умственного развития.
Например, нельзя сравнить ваших обязательств по отношению к червяку с обязательствами по отношению к лошади. Между шимпанзе и полипом существует большая разница.
И хотя время от времени нам приходится от энтузиастов вивисекторов и от людей, считающих, что движение защиты животных бессмысленно, что следовало бы нам основать общество защиты цветной капусты, – (смех) – я не думаю, чтобы рассудительный человек мог смешать такие различные вещи.
Недостаток воображения у мясников
К самым большим жестокостям, практикуемым в настоящее время, принадлежит способ получения мяса для пищи. Бойни в Англии являются местом в высшей степени жестокости.
Я не хочу сказать, что мясник представляет собою человека, любящего жестокость и находящего удовольствие в жестоком обращении с животными. Я встречала много мясников и нахожу их в такой же степени человечными, как средний мужчина или женщина.
Они просто следуют обычаю, и они не думают о том, что они делают. В большинстве случаев они делают свое дело, потому что не развили в себе воображения, в смысле симпатии к животным.
Бычок, которого ударяют три раза по голове и который падает только при четвертом ударе, – с ним так обращаются потому, что мясник думает, что так следует поступать, и он следует только обычаю.
Бойни существуют, и нужно сделать что-нибудь, чтобы уменьшить страдание.
Прежде всего, издать закон, по которому было бы обязательно оглушить животное, прежде чем оно начнет истекать кровью.
Во-вторых, постепенным уничтожением частных боен в этой стране, где недостаточно надзора, заменой их общественными бойнями с надлежащим надзором за ними.
Жестокость спорта
Другой вид жестокости представляет собою наслаждение спортом, состоящим в охоте и убийстве животных для собственного удовольствия. Я думаю, вивисектор, занимающийся вивисекцией над животными, и заставляющий страдать животное, так как думает, что это необходимо для науки и человечества, и мясник, который по обязанности должен в один час справиться и убить известное число животных, находятся на высшей моральной точке, чем человек, который убивает и вызывает страдания просто для своего удовольствия (аплодисменты).
Женщины, меха и перья
Кроме того, очень много жестокости, за которую ответственны женщины, связано с ношением тюленьей кожи, разных мехов и перьев. У женщин существует ложный взгляд, что необходимо носить меха и перья, они забывают, что это придает им, скорее, внешность дикаря, чем цивилизованного человека (слушайте, слушайте).
Некоторые думают, что это необходимо с эстетической точки зрения, что им будет холодно без них. В действительности, если вы увидите женщину с лисьей шкурой на плечах и около пятнадцати хвостиков, висящих с одной стороны и шести с другой стороны, можно подумать, что находишься в диком месте Африки, а не в цивилизованной стране.
Едва ли многие из них могут сказать, что они носят эти вещи, потому что не ставят ловушек и не заставляют бедных животных лежать в агонии, иногда с высунутыми языками и сломанными членами, подвергаясь пытке целыми днями.
Они будут говорить, «мы не знаем этого, мы не сдираем кожу с живого тюленя». Потом еще эти чрезвычайно длинные перчатки. Они получаются при сдирании кожи с живых козлов в некоторых странах света, начиная с разрезов в коже шеи и стаскивая с живого козлёнка, чтобы получить большую длину, чем получилось бы, если бы животное было мертво.
Женщины говорят, что они не ответственны за подобные вещи. Я же говорю, что они ответственны, что существует такая вещь, как преступное неведенье, и что женщина, которая не хочет беспокоить себя, чтобы узнать, что она носить, покупает – и есть недостойна названия женщины (аплодисменты).
Вивисекция и анти-вивисекция
Другая форма жестокости «научна». Существует масса учёных мужчин и женщин, которые думают, что при резании живых животных – некоторые вырезывают органы и оставляют животных в клетках, чтобы изучать последствия операции, или, впрыскивая им яды и бактерии – они будут в состоянии дать человечеству ценные научные знания и, таким образом, уничтожить болезнь.
Антививисекционное движение основано на одном основном принципе, а именно, что нравственный закон гораздо важнее научного совершенства, а во-вторых, на еще более важном принципе, что то, что дурно в нравственном отношении, не может быть хорошо в научном (Аплодисменты)!
Наука, которая насилует нравственность и делает вызов законам товарищества, доброты и справедливости, не может благодетельствовать человечеству.
Вегетарианство и гигиена
Движение, называемое вегетарианством, не только оказывает большое влияние на ваши почки, ваш обед и, возможно, и на ваш характер, но влияет глубоко на все ваши взгляды на жизнь. Оно влияет на ваше тело, на ум и на дух. Лично я думаю, что оно поддерживает ваш разум, и что имеет назначение оказывать величайшее влияние на духовное развитие расы. Возьмем очень важный вопрос о здоровье.
В настоящее время главный вопрос, занимающий умы, это интерес к вопросу о здоровье, к лечению болезней и улучшению условий, вызывающих болезни. Оно всё более и более захватывает человека толпы. Оно постепенно исчезает из рук людей медицинской профессии.
Чувствуется всеми, что если мы хотим уничтожить болезни, мы должны учить человека толпы – мужчин, женщин и детей – основным законам гигиены (слушайте, слушайте).
Мы должны учить их, что неправильный образ жизни, дурная пища, плохие помещения, дурные социальные условия – говоря просто, постоянное нарушение естественных законов вызывает как необходимое последствие – болезнь, страдание и преждевременную смерть. Поэтому эта социализация изучения болезней, и, ещё важнее, изучение условий здоровья – одно из самых главных движений настоящего времени.
Мы хотим уничтожить туберкулез – что же мы делаем? Мы устраиваем выставки туберкулеза, призывающие всех приходить и смотреть, что такое означает туберкулез.
Высшая жизнь
В заключение теперь спросим, к чему стремится идея всеобщего братства, и каков её практический выход?
Это означает: воздержание от поступков, которые доставляют боль и страдание родственным созданиям. Оно, несомненно, стоит за лучшее здоровье. Оно стоит за более острые чувства симпатии и за большую чувствительность в вопросах жизни.
Невозможно, как это было раньше, для человечества продолжать грешить против законов природы, так как человек никогда не предназначался питаться мясом. Воздерживаясь от мяса, он следует природе, а следуя природе, он должен получить хорошие результаты.
Я заканчиваю, прося вас разобраться в аргументах и практических преимуществах немясного режима. Это можно находить сентиментальным, но все в жизни, имеющее значение, основано на чувствах (аплодисменты).
Собрание закончилось сердечными благодарностями Мисс Линд-аф-Хаджеби, по предложению А. О. Бродлея поддержанному М-ром Нордом. Оба они говорили с большими похвалами о полезном и вдохновенном характере лекции, и об очаровательной и прелестной форме, в которой она прочитана.
С англ. Ю. Гортынская
1 Это одна из самых популярных личностей среди английских вегетарианцев – «Чудо-вегетарианка» – как её обыкновенно называют. Она выступает в качестве лектора с семнадцати лет, и её необычайно ясный и в то же время живой и блестящий ум в связи с необычайной эрудицией, неотразимым красноречием и её личным обаянием доставляет ей горячие симпатии самых критически настроенных слушателей.
В её речах так мало призыва к чувствам, так много неотразимой логики, что приводимый ниже доклад её может послужить блестящим ответом на беспощадную критику вегетарианства, произведённую недавно И. Ф. Наживиным (см. № 3-4 «Вегетарианского вестника»).
|