Вегетарианский Вестник, Киев, 1915 г.
(Избранные статьи)
Кинематограф как средство пропаганды
Темный зал кинематографа, переполненный праздничной толпой, полузаглушенный музыкой шум аппарата и вдруг, среди темноты, на полотно, куда устремлены тысячи глаз людей, далеких от мысли о любви и жалости к живым существам, появляется и в течение нескольких минут мерцает четкая световая надпись:
«Жестоко ловить и мучить маленьких беззащитных рыбок!»
Но вот опять полотно ожило, и на нем задвигались фигуры кинематографической драмы.
Автор драмы, конечно, был далек от пропагандных целей, вкладывая приведенные слова в уста своей героини, дочери Нептуна, защищавшей перед безжалостными людьми близких ей обитателей водного царства своего отца. Но то, что было ненамеренно для него, может послужить прекрасным орудием в руках вегетарианцев.
И право, пора бы взяться за этот опыт пропаганды гораздо более понятный и оставляющий более глубокий след в широких массах, чем доклады, лекции, собеседования и т.п.
Такие картины популяризовали бы гуманитарные идеи в массах, особенно школьной молодежи, составляющей значительный процент посетителей кинематографов.
И в праздничные дни, когда кинематографы переполняют школьники и рабочий люд, можно было бы легко ставить картины по выбору, если не по специальному заказу, вегетарианских обществ.
Нужно лишь немного вкуса, чтобы даже из имеющихся уже картин, выбрать несколько, хотя и не предназначенных специально для пропагандных целей, но пригодных для подготовки зрителей к таким картинам: только программа первоначально не должна значительно отклоняться от обычной программы – подготовьте постепенно публику, а затем демонстрируйте картины, хотя бы и по специальному заказу вегетарианских обществ.
Материалы найти легко: достаточно выбрать из тех же пресловутых «кинодрам» какую-нибудь поизящнее, поумнее, без драк и убийств, с обстановкой по возможности обывательской и протекающей возможно больше среди природы, а не в той шантанно-гаражной обстановке, в какой происходит большинство драм последнего репертуара кинотеатров.
Эта природа, вкрапленная в драму, придавая последней свою красоту и осмысливая самый незатейливый сюжет, вместе с тем развила бы вкус к природе и ее красотам в той толпе горожан, которые уже забыли, а часто даже и не знали ее.
При этом необходимо устранить эту чрезмерную скорость, с какой обыкновенно демонстрируются теперь картины, благодаря чему все движения приобретают необычайную, совершенно неестественную быстроту и окружающая природа, как ни была она прекрасна, совершенно не замечается нами, так как все внимание поглощено развитием драмы, протекающим с необычайной быстротой.
Переходите незаметно к видовым картинам и, постепенно расширяя отдел научной кинематографии, в течение одного сезона добьетесь колоссального успеха, так как можно быть уверенным, что такой кинематограф будет всегда переполнен, и, во всяком случае, сеансы эти не приведут к значительным затратам.
Практически достаточно войти в соглашение с каким-либо хотя бы даже не первоклассным, но, тем не менее, популярным кинематографом, заарендовав его на праздничные дни.
При гарантии со стороны вегетарианского общества обычного сбора владелец такого кинематографа охотно достанет и будет демонстрировать картины по выбору обществ, а непродолжительный опыт убедит как его, так и других предпринимателей, в полезности таких соглашений, дающих самую верную и при том бесплатную рекламу их предприятий в наиболее подходящей среде.
Такая пропаганда ценна еще и своей доступностью даже и тем обществам, которые, часто располагая довольно значительными денежными средствами, не имеют личных сил для докладов, лекций и собеседований, т.е. большинству обществ.
Первые опыты не обойдутся без затрат, но результаты будут блестящи. Да и помимо того на вегетарианских обществах лежит долг проводить гуманные идеи и отвлекать массы от растлевающего влияния современных кинематографов больших городов.
Л. К.
|