Вегетарианское обозрение, Киев, 1917 г.
(Избранные статьи)
Открытое письмо в Полтавскую Городскую Управу
Узнав о состоявшемся решении прибегнуть через наемного ветеринара к отравлению собак, мы, нижеподписавшиеся, испытываем непреодолимое желание сказать несколько слов в защиту несчастных животных, обращаясь не столько к разуму, сколько к сердцу инициаторов этого жестокого постановления.
Прежде всего, хотелось бы спросить: не преувеличивают ли собачью опасность все те, которые пишут жалобные письма, а равно и те, которые распинаются в газетных статьях, сострадая своим напуганным или, может быть, просто трусливым корреспондентам?
Наверное, многим из нас приходилось наблюдать собак, называемых «бродячими», и убеждаться, что они далеко не отличаются приписываемой им смелостью; напротив, они рады бывают хоть чем-нибудь утолить свой непрестанный голод и охотнее предпочитают убегать от своих двуногих врагов. Мы, лично, часто посещая окраины города, обращенные в свалочные места, где особенно много голодных собак, можем засвидетельствовать, что в течение вот уже 15 лет не приходилось слышать ни об одном серьезном случае нападения собак на прохожих.
Но если и в самом деле, для городских жителей было бы какое-нибудь основание бояться собак, то неужели же для современного культурного человека нет иных способов обезопасить себя, кроме этого самого первобытного и довольно коварного?
И неужели городская управа не придумает ничего лучшего, кроме этой напрасной жестокости, которая будет свидетельствовать лишь о нашей несостоятельности, и своей противоречивостью лишний раз напомнит нашему подрастающему поколению, что со школьной скамьи знакомая ему мораль о добром отношении к животным, как своим «друзьям», есть ни что иное, как пустые фальшивые слова?...
Ведь и без того вся окружающая нас жизнь уже достаточно переполнена насилием и убийством, от которых только множатся наши беды!
Уж не пора ли нам хоть теперь вспомнить о той, хорошо известной всем древней заповеди – не убий, которая относится не к одному убийству человека, а ко всему живому? К тому же, позволяя себе называться христианами, мы, тем более, обязаны быть чуткими к самим себе и принять христианскую истину о том, что нельзя средствами, оскорбляющими наше нравственное чувство, добиться чего-либо хорошего.
Став на эту точку зрения, мы, несомненно, приблизимся к признанию того, что отравление собак – дело не только нечестное, а и нецелесообразное, ибо вместе с гниющими трупами последних не замедлит прийти к нам и возмездие… И тогда, быть может, нам станет яснее, что и «бродячие» собаки, и их бешенство, и многое другое в общественной жизни, суть таких явлений, с которыми бесполезно бороться одними внешними паллиативами помимо коренного улучшения своей собственной жизни.
Вот те соображения, которых мы не могли не высказать, поощряемые надеждой быть выслушанными с доброжелательным вниманием.
М. Дудченко
П. Балеев
В. Балеев
А. Ястребова
М. Богданенко
Л. Задорожная
А. Перель
|