Вегетарианское обозрение, Киев, 1917 г.
(Избранные статьи)
Кура-Заб
(Киргизская сатира)
Когда похоронили Джетака Тезекбея, и народ отошел на сорок шагов от могилы, то восстал ото сна, как и всякий мертвый, Тезек-бей и узнал от двух ангелов, что он покинул землю, чтобы жить вечной жизнью.
«Куда же вы меня поведете? Надеюсь, в рай и дадите мне награду – райское блаженство?» – спросил Тезек-бей.
Нет, – сказали ангелы, – Мы поведем тебя на муки вечные, потому что много греха ты сделал на земле.
– Это интересно бы знать, какие такие грехи? Я два раза судился у мирового, три раза был в окружном суде, и когда меня сажали в тюрьму, то я всегда знал, за что меня судят. И меня один защищал, а другой обвинял, а вы хотите без всякого суда, да на вечную каторгу.
– Хорошо, мы скажем твои грехи: ты развратитель, ты пил вино, ты воровал, ты убивал людей… Что же за эти дела ты хочешь получить? Хороший человек был бы – так в тюрьме бы не сидел.
– Правильно, – сказал Тезек-бей, – вы знаете мою жизнь, справки правильные, только я не с вами по этому поводу буду говорить, а с самим Аллахом. Не в обиду вам будет сказано, хотя вы и ангелы, но вам со мной не справиться; там, на земле, я столько сделал беспокойства, что вам двоим со мной ничего не сделать, – ведите меня к самому Аллаху.
– Мы должны сначала выслушать твои слова.
– Вот так-то лучше, а то, не выслушав, да в вечную каторгу захотели заточить человека. Значит, вы мне предъявляете обвинение, что я развратничал, – правильно, в самых скверных домах я орал песни степи… В самых скверных домах… Но скажите, ангелы, знаете ли вы, что я думал тогда: не мечтал ли я о жене? Но за жену нужно было платить калым, даром жены у нас в степи никто не даст, что же мне было делать? Богачи и жену за калым купят, да еще и в рай попадут, там, на земле, меня лишили жены, здесь, на этом свете, меня спрашивают, почему я развратничал и пьянствовал. Хотя вы и ангелы, да не в обиду вам сказано – вы многого не знаете, что я думал, когда пил вино и пиво. Не думал ли я о степи, о вольном воздухе, не хотел ли я иметь скотину и иметь юрту, свою бойбачу и детишек, а не таскать тяжести на спине, не грузить ненасытные пароходы, и за эту работу иметь в день рубль или два?
Или не лучше ли мне было бы пить кумыс у себя в юрте и слушать родную речь, чем пить то, что не по душе мне было? То я пил и тоску свою заливал. А что касается воровства, то я скажу, что я воровал только тогда, когда зимой нечего было есть, и работу мне никто не хотел давать. Что же с голода мне нужно было умирать?
А убивал я тогда, когда хотели убить меня, защищая себя и свою собственность. И за что меня сажали в тюрьму. А тех, что ограбили Тезек-бея, все отняли, тех в тюрьму не посадили. Почему те живут в довольстве и все имеют, когда у Тезек-бея все отняли и сделали меня джетаком? Почему они не наказаны? А я всю жизнь свою имел на земле ад, и здесь, на этом свете, мне угрожает еще вечная каторга… За что? Где справедливость? Или вы так же защищаете богатых, как и там, на земле? Я вас спрашиваю, и вы отвечайте. Почему меня ограбили, все отняли и дали мне одни страдания, обидели меня люди на земле? И почему они – хорошие люди и достойны жить, как хотят, а я ограбленный, обиженный и виноват? Ответьте мне!
Первый раз слышали ангелы Кура-Заба такие слова от покойника и не знали, что ответить, и в молчании скрылись, чтобы на эти слова от Аллаха получить ответ.
Антон Сорокин
|