Вегетарианское обозрение, Киев, 1917 г.
(Избранные статьи)
В кровавые дни
Молитва
Отдаю это борцу за братство и мир
международный – Антону Сорокину.
1
Боже! Ты создал вселенную, голубое небо осыпал мириадами бриллиантовых звездочек, создал ясное теплое солнышко красавицу-луну, создал землю, поверхность ее украсил зеленью трав, пестреющими цветами, лесами, красивыми горами и хрустальной водой.
На земле создал органическую жизнь: животных, птиц, рыб, насекомых и разных пресмыкающихся. Создал человека. Одарил его светлым разумом. Вложил в него Божественную чистую душу и сделал его царем природы.
Боже! Ты управляешь всей вселенной, всем живущим на земном шаре, даешь благоразумную жизнь. Боже! Ты по своей великой доброте жизнь не разрушаешь, а красиво созидаешь. В творении Твоем мы видим и чувствуем Твое великое присутствие. Мы живем Тобой.
Ты с нежностью заботишься о нас. Посылаешь нам теплую весну, от суровой зимы и трескучих морозов оживляешь природу, орошаешь землю, повелеваешь ей произрастать. Тучные нивы и плодородные деревья дают нам обильную пищу. Пением пернатых птичек, шелестом листьев, журчанием струи перекатного ручейка, услаждаешь нам слух; хрустальной, прозрачной водицей омываешь нас и утоляешь нашу жажду; лучами ясного теплого, легкого и приятного ветерка в знойное время прохлаждаешь нас, и точно нежной материнской рукой ласкаешь нас.
Боже! Ты добрый, милостивый, ласковый и любящий. Ты не мститель, не грозный, не карающий, ты примиряющий враждующих. Боже! Ты, по великой своей любви, любишь одинаково всех живущих нас на земном шаре. Между нами ты не желаешь никакого различия по сословиям людей. Сострадаешь о нас, заботишься, чтобы дети достойны были Своего Отца, чтобы они были творцами красоты жизни, и все люди земного шара любили друг друга братской святой любовью. Такими Ты, Боже, желал бы видеть Своих детей.
2
Но кто же мы – чада Твои, взращенные Тобой? За Твою великую милость к нам платим Тебе черной неблагодарностью. Мы дерзаем против Тебя. Оскверняем святое имя Твое. Проходят тысячелетия, а наш разум не может просветиться, и мы в грубости, в невежестве проводим свою жизнь.
Мы между собой не можем жить по-братски в мире. Нам душно жить во вселенной под кровлей голубого неба и тесно жить на земном шаре. Мы – не братья между собой, мы – заклятые враги.
Мы ради своей развратной жизни порабощаем брат брата, бичуем его. Пусть брат наш, сделавшись нашим рабом от непосильного труда, голодный, обессиленный, в изнеможении падает под нашей тяжелой ношей, у нас нет никакого сострадания к нему.
Боже! Мы в душе и сердце своем не радуемся Тебе и не стремимся создать красоту жизни земной. Мы – не люди. Мы – звери, мы – тираны. Мы все, созданное Тобой – светлое, красивое – разрушаем и оскверняем. Ради богатства, почести, славы народной, плоды которых – разврат и бессердечность, пускаемся на всевозможные злые выдумки. В нашей мысли господствует дьявол изобретательности.
Мы изобрели воспламеняющийся порох и динамит, и изобрели страшные разрушительные орудия, на далекое расстояние разрушающие все то, что создано трудами человечества. Изобрели хитрые аэропланы со стальными крыльями, летаем по воздуху и, как хищные коршуны, с высоты высматриваем добычу. На стальных бронированных кораблях плаваем по воде и под водою, из прожорливых пушек-чудовищ разрушаем прибрежные города и уничтожаем в них все живущее. Нападаем на морях на беззащитных людей, мирно плывущих на своих невооруженных кораблях и везущих насущный хлеб для пропитания братьям. Топим их в глубине морской. Изобрели паровозы, железные дороги и автомобили. За десятки тысяч верст от моря и до моря перевозим страшилище человеческое – пушки и разрывные снаряды, огнестрельное оружие. Изобрели копья, клинки и острые штыки.
Веками порабощенным рабам проповедуем выдуманного злого, карающего Бога. Ни основания ложного учения о Боге разъединили человечество один от другого. Положили между ними крепкие стены, преграды, и за этими стенами учили ненавидеть брат брата. Говорили народу всевозможные лживые слова. Запугивали его Богом Саваофом, якобы истребляющим врагов Своих руками избранного своего народа. Затемненных людей натравливали убивать друг друга, и, обезумевший натравленный и обманутый народ отрывали от родного очага – мужей от жен, отца от любимых детей, от матерей – любимого чада. Наставники благословляли их и собирали в большие отряды, давали им в руки огнестрельное оружие и отточенные клинки, учили их, как нужно колоть человеку человека. Под командою лихого полководца – злейшего врага человечества, заставляли сходиться – брат против брата; и натравленные браться, позабыв про Бога, про святую любовь Спасителя, вонзали друг другу в сердце стальные клинки. Грызли одни другого за горло зубами, топтали друг друга ногами. А разрывные адские снаряды, выбрасываемые из чудовищных пушек, рвали божественное тело на мелкие куски; пулеметы косили людей, как траву коса. Засыпают снаряды живых в землю. Чистый воздух отравляется ядовитым газом, и люди в муках задыхаются. И всюду, где только сходятся натравленные браться, там ручьем льется их божественная кровь. Кормилицу-землю, воздух и воду, и глубину морскую звери-люди орошают кровью. Убитыми телами перепруживают реки, и хрустальные струи журчащих ручейков превращают в кровавые потоки. Всюду льется кровь…Кровь… Кровь…
После такого ужаса люди-звери недостойны названия имени «человека», а достойны названия «зверя» – зверя кровожадного.
3
Боже! Мы ведь еще не знаем Тебя любящего, доброго, созидающего красоту жизни. Мы до сего времени служим мстительному, злому, карающему Библейскому Богу. Боже! Прости нас, мы опомнимся, мы познаем Тебя, доброго, милостивого, любящего все человечество земного шара одинаково. Мы будем прислушиваться к голосу Твоего любящего Сына, богочеловека, Которого подобные нам, жалкие люди две тысяч лет назад, по наущению злых правителей и книжников, пригвоздили к позорному кресту ужасной пытки и ради своей злой цели затемнили Его светлое учение. Он до сего времени не снят нами с позорного креста, Он, скорбными глазами и тоскующей душой, с великим страданием и любовью смотрит на кровавый мир. Он молится о нас, Он плачет за наши грехи. Он с нетерпением и великою скорбью ждет, чтобы мы обратились к Нему, омыли бы руки от крови, полюбили бы брат брата, и с миром, с любовью, с чистым сердцем подошли бы к Нему и сняли Его с позорного креста.
Сын Божий! Ты, который хотел дать народу счастья, света, свободы, беспредельной любви и мира, и нами же по неведению нашему отвергнут – прости нас. Прости нас, зверей кровожадных. Мы до сего времени терзаем Твои раны, топчем в грязь святую Твою любовь к нам, и светлую, чистую идею, которую мы до сего времени попираем и не можем воплотить в жизнь.
Прости нас, Богочеловек, мы услышим Твой голос, призывающий человечество слиться воедино, к миру и любви. Мы будем творить все прекрасное, хорошее, все то, что доступно будет нашему разуму. Мы, все человечество земного шара, будем соединяться в одну братскую семью. Мы не будем врагами друг друга, и порабощать брат брата. Мы будем прислушиваться к голосу разума. Мы не будем слушать и поучаться от ложных учителей, обманом служащих выдуманному, карающему, злому Богу – Саваофу.
Мы рассеем окружающий нас мрак ночи. Мы сорвем со своих очей религиозную завесу зла и невежества, положенную на нас издревле веков дикой старины, мы раскидаем крепкую стену преграды, заслоняющую собой свет правды и отгораживающую нас друг от друга. Мы разорвем опутанные вокруг нас, точно паутиной, хитрые цепи лжи и рабства. Мы уничтожим адские огнестрельные оружия. Мы переломаем острые копья и клинки.
Мы перекуем мечи свои на орала. Мы смоем с лица земли крепость порабощения. Мы не будем слушать ратного голоса, зовущего нас на убийство брат брата. Да и некому тогда будет кликать грозный убийственный клич. Мы все обратимся к тебе, Боже.
И тогда-то, и тогда-то настанет на земле мир и счастье человечества, и тогда мы будем достойными сынами Своего милостивого Создателя.
Боже! Прости нас, мы опомнимся.
Г. П. Трохин
14 декабря 1915 г.
Омск, ж. д.
|