Вегетарианское обозрение, Киев, 1917 г.
(Избранные статьи)
Наше открытое слово к людям-братьям всего мира
I
В то время, когда всюду раздается чуть не сплошной гул голосов за вооруженную оборону или за войну до победоносного конца, что по существу одно и то же, в душе своей почти все без исключения чувствуют отвращение к кровавой бойне, искренне желая только мира, мы, нижеподписавшиеся, желаем провозгласить великое братство всех людей и народов – не как мечту или даже цель, а как факт, глубоко коренящийся в природе человеческой, как основу, вне которой нет жизни, и нарушение которой ни в чем не может быть оправдываемо.
Глубоко убежденные в том, что прочный мир, которого жадно ждет теперь все человечество, может быть достигнут не какими-либо дипломатическими мерами и не победой одного народа над другим, а лишь только на основе братского единения людей, мы испытываем необходимость обратиться к искренности и непосредственности людей, чтобы сказать им только одно: пусть будут прокляты все заслоняющие правду обманы, начиная с самого древнего обмана первосвященника Каиафы (см. Евг. Ин. XI гл. 49-50 стр.), утвердившего смертный приговор над 1 Х по государственным соображениям, и кончая патриотическими ухищрениями современных дипломатов, требующих все тех же человеческих жертв ради служения все тому же идолу государственности!..
Любя свою родину столько же, сколько и другие страны, и считая своим отечеством весь мир, мы уверены, что разбойное дело, называемое войной, наглой преступностью своею попирающее как Божеские, так и человеческие законы, не только не приближает нас ко всеобщему миру, а отдаляет от него. И потому мы ни при каких условиях не можем принимать в нем какое-либо участие, предоставляя это тем, кто действительно находится в соответствующем воинственном настроении. Но мы не можем также и оставаться равнодушными зрителями страданий наших братьев и от всей души желали бы хоть чем-нибудь помочь им.
Движимые самыми лучшими побуждениями, мы сознательно хотели бы, насколько это в силах наших, войти в непосредственные отношения с нашими «врагами», запросто отправившись к ним и только затем, чтобы сказать им слово братской любви… Для осуществления чего мы просим Бога укрепить нас в решимости, не страшась смерти, до конца быть верными себе и обращаемся за поддержкой ко всем чутким сердцам и также к правительству русскому с горячей просьбой посодействовать нам в преодолении препятствий, могущих возникнуть на нашем пути.
II
Настало время, когда море окружающих нас и переживаемых нами страданий не позволяет нам дальше молчать, и мы, повинуясь требованиям своей совести, считаем своим долгом возвысить свой голос, открыто заявив всем, кто только может услышать нас и посочувствовать нам – и не только среди наших соотечественников, но и среди наших предполагаемых врагов. Довольно уже человеконенавистничества, довольно преступного пролития крови из-за идолов государственности и национализма, вечно разделяющих людей. Наше счастье, наше благо – во всеобщем лишь братстве и любви, которых мы моем достигнуть не с оружием в руках, не средствами, противоречащими этой великой цели, а только путем, указанным лучшими учителями человечества. Какие бы идеалы ни исповедовали мы, какую бы религию ни считали своею, мы прежде всего хотим быть верны самим себе – голосу человечности в каждом человеке; и если некоторые из нас позволят себе называться христианами, то пусть не на словах, а на деле они окажутся последователями Того, по мысли которого «не то, что убийство, а даже гнев на брата своего является величайшим преступлением». Вот почему как ради своего собственного, так и общего спасения от надвигающихся новых, еще более горестных бедствий, мы будем искать того настоящего, единственно верного выхода, при котором мы не только ничем не будем содействовать братоубийству, участвуя в так называемой мобилизации тыла, но смело станем осуждать его как недостойное человека.
Пусть же знают это наше отношение люди правительства и все представители общественности разных государств, самоуверенно утверждающие о необходимости войны, якобы в интересах народа, пусть знают, что в этом вопросе мы не за одно с ними! И что, если и есть на свете хищники, жаждущие войн из-за наживы, то большинство, как русских рабочих людей, так немцев, французов и других сильнее всего хотят теперь мирной, полной единения жизни, которая одна только и может обеспечить их счастье, их истинный общественный прогресс.
Искренне сознавая свою ответственность за совокупность причин, приводящих к войне, мы никого не обвиняем, а все свое внимание переносим на свою собственную жизнь, полную борьбы и насилия, на того действительного, нашего внутреннего врага, благодаря которому только и происходят теперь все наши беды. Мы страшимся, в тоже время, оказаться виновниками того недоразумения, при котором воюющие народы склонны предполагать друг в друге взаимную ненависть. И спешим дружески протянуть свою руку всем тем, кого называют нашими врагами, в твердой уверенности, что им также не чуждо понимание того, что как благополучие отдельной личности, так и благо целых народов не может быть построено на несчастии наших ближних.
Открыто выступая с этим заявлением, мы никому, однако, не навязываем своих убеждений, а хотим только того, чтобы стремление к братскому миру, стремление, свойственное нашему сердцу было бы проявлено и всеми теми, кому действительно противна звериная, унижающая человека и являющаяся прямым отрицанием всякой культурности, борьба между людьми.
М. Дудченко, В. Балтьев, Н. Ястребов, И. Немлихер, М. Хватан, Б. Фроткин, П. Лифарь, П. Балтьев, А. Радин, Е. Могила, П. Луценко, И. Хмара, Н. Стриженов, В. Кисломедов, О. Губин, М. Богданенко, В. Дудченко, П. Толмачев, Ф. Граве, С. Шохер, М. Мамчин, Д. Гурвич, А Волкенттейн, Н. Бучневич, Е. Бучневич, Р. Немлихер, К. Смирнов, А. Эфруси, Р. Улицкая, Б. Дрейзин, Я. Пальчинов, С. Немлихер, В. Петренко, Н. Петренко, А. Немлихер за себя и за многих единомышленников.
Одновременно печатается на французском и немецком языках для распространения во вражеских, союзных и нейтральных странах.
|