Вегетарианское обозрение, Киев, 1917 г.
(Избранные статьи)
Настоящий момент и вегетарианство
Нет сомнения в том, что момент, который мы переживаем, совершенно необычен и полон глубокого смысла. Кто бы и как бы к нему ни подошел, с какой бы точки зрения ни взглянул, всякий чувствует невольный трепет перед тем переворотом, которого мы являемся свидетелями или действующими лицами, чувствуем себя как бы подавленным тем чем-то грандиозным, может быть, страшным, может быть, великим, что переворачивает не только Россию, не только Европу, а, пожалуй, весь мир.
Спросите историка, политика, финансиста, экономиста, дипломата, военного, спросите христианина или вообще глубоко религиозного человека, и каждый по-своему найдет для себя громадный интерес в происходящем, каждый по-своему ждет – с радостью или страхом – мировых перемен, крушения одного, возрождения другого и т.д.
Поэтому то там, то сям раздаются призывы таким или иным образом отнестись к настоящему моменту. Недавно у нас в Киеве было заседание новых христиан-социалистов, разбирался настоящий политический момент с точки зрения людей, работающих на общественной арене под знаменем заветом Христа, затем мы читали в газетах обращение ко всем угнетенных [всех стран] матросов Балтийского флота, обращение жутко ценное потому, что оно является последним словом людей, обреченных на смерть.
О чем говорят уста, как они выражаются, искривленные предсмертною судорогою? За что отдают они свою жизнь?
За свободу всех угнетенных отдают они свою жизнь, о разрыве цепей, которыми заковывали одни люди других во всех странах, говорят они в своем предсмертном слове.
Каждый сознательный вегетарианец и вегетарианские общества должны все дать себе отчет, что представляет из себя настоящий момент с вегетарианской точки зрения. Принимая, конечно, за основную идею вегетарианства идею охраны жизни, идею самого бережного к ней отношения.
Не все вегетарианцы – христиане, вегетарианство вне религий, но так много точек соприкосновения между вегетарианством и христианством, что мне кажется, что путь подлинного глубокого христианина не может миновать вегетарианства.
По христианскому учению, жизнь – дар Божий, и никто, кроме Бога, над нею не волен.
Вот почему отношение христианина и вегетарианца к настоящему моменту одно и то же.
Люди давно присвоили себе право распоряжаться жизнями других людей, не только ломая их по-своему, но и вплоть до насильственного отнятия жизни всевозможными способами.
Поколение за поколением стонет под игом своих зазнавшихся братьев – у нас в России особенно, но и в других странах не без того. Рождается протест, рождается ненависть. Это – внутри страны; а затем – войны. И настоящая – особенно упорная и губительная война.
Миллионы за миллионами гибнут люди, и те, которые принимают участи в этом безумии, часто уде теряют способности правильно смотреть на жизнь человеческую, до того, что и вне войны для них является самой обыкновенной вещью вонзить штык в человека или пронзить его пулей.
Слишком много живут они среди впечатлений, среди которых утеряна всякая граница между добром и злом. Хищный зверь проснулся в человеке, разбужен властью зазнавшихся, взявших себе право гнать людей на бой.
Стоящие в стороне от этого, не принимающие в этом участия могут и должны трезво взглянуть на то, к чему может привести озверение людей.
Необходимо встать на защиту жизни, на защиту прав человека, его свободы. Важный шаг этого пути имели мы возможность недавно наблюдать в Киеве, в таком учреждении, которое доселе было в этом отношении мертво.
Военный суд, оправдав офицера и нижних чинов, не пошедших в бой, тем самым признал уже права человека на свободу отказаться от обязанности убивать людей.
Это решение военного суда кладет начало совершенно новому отношению к войне, и нам оно должно быть очень и очень ценно.
Жаль, что вегетарианские общества недостаточно уделяют внимания настоящим событиям, недостаточно стоят на страже охраны жизни и свободы человека. Всего более – надо сказать правду – сделало в этом направлении Полтавское Вегетарианское Общество. Будем надеяться, что все же вегетарианским обществам предстоит еще работа впереди, и что они сумеют ее выполнить.
Ольга Прохаско
|