Вегетарианское обозрение, Киев, 1910 г.
(Избранные статьи) Охотничьи воспоминания
Сколько я себя помню, я всегда был окружен охотниками. И отец
мой и старшие из двоюродных братьев, среди которых протекало мое
детство, - охотились. Нам же, меньшим мальчикам, хотелось быть
похожими на больших, хотелось курить как они, хотелось охотиться
как они, и мы, за неимением ружей, собак и городской дичи, воображали
себя дикими индейцами и охотились на кошек, т.е. подвергали их
преследованию, всевозможным мучениям и иногда смерти, доходя при
этом до невероятной жестокости.
И не смотря на это, помню случай, что мы нашли больную кошку,
приютили ее, кормили и в то время как ранили и истязали других
кошек, прилагали все старания, чтобы эта кошка поправилась, и
когда она действительно выздоровела, мы были очень довольны и
торжественно отпустили ее на свободу. Таково детское сердце: в
него сеются семена и милосердия, и жестокости, и, кажется, дело
воспитания возращать одни семена и уберегать от других, но… какое
же у нас воспитание.
Когда я стал взрослым, я предался настоящей охоте, т.е. систематическому
ожесточению своего сердца. Жизнь всякого охотника полна жестокостей
в обращении с животными, жестокостей, к которым и он и другие
так привыкают, что и не считают их предосудительными. Надо, чтобы
переменился взгляд на всю жизнь, на человеческое поведение, чтобы
именно грубость и черствость сердца стала в твоих глазах самым
гнусным пороком, - и тогда только охота с тем морем страданий,
который она вносит в животный мир, и с тем огрубением, которое
она вносит в человеческие сердца, - получила бы свою надлежащую
оценку.
В памяти моей особенно живо рисуются три случая из моей охотничьей
жизни.
Одну зиму я жил на Урале. Стадо диких коз было выслежено в горах,
и я в числе других был приглашен на охоту на них. Мы, охотники,
стали цепью у подножья холма, постепенно поднимавшегося перед
нами и покрытого редким, березовым лесом и кустарником. За холмом,
вдали виднелись горы. Погода была тихая, день солнечный, ясный,
веселый. Деревья стояли неподвижно, только изредка снег, сорвавшись
с нагнувшейся под его тяжестью ветки, освобождал ее и давал ей
возможность выпрямиться и всколыхнуть при этом дерево.
Я встал с ружьем около березового ствола, отоптал вокруг себя
снег ожидал. В это время лестные сторожа в маленьких саночках-скачках
объезжали то место в горах, где были замечены козы, стараясь направить
их на нас. Вдруг вдали, на фоне снежного склона горы, показалось
стадо из 6-7 коз, которые издали казались маленькими и быстро,
очень быстро промчались мимо нас. Я думал, что охота пропала,
что козы уйдут от нас. Но, вероятно, стадо наткнулось на кого-нибудь
из объездчиков и разбилось, потому что спустя некоторое время
на вершине лежащего перед нами холма показалась одна коза и понеслась
прямо на линию охотников между мною и моим соседом. Я выстрелил
в нее, и она тут же упала. Я бросил ружье и побежал к ней. Коза
была ранена, но не смертельно, кажется, в ногу. Зная, что дикие
козы очень крепкие животные и иногда уходят на трех ногах, и боясь,
что и эта коза уйдет от меня, я бросился к ней, оседлал ее бьющееся
тело и стал с ожесточением бить ее кулаком по голове, думая лишить
ее этим чувств и забывая, что лоб ее такой же прочный, как у барана.
Кто-то из подбежавших охотников остановил меня и ножом зарезал
козу. Через час рука у меня вспухла как подушка.
Говорят, что охота развивает любовь к природе. Но какая же может
быть любовь к природе у человека для забавы убивающего такое милое,
грациозное животное, как дикая коза, серна или лань, и не видящего
их ясных, прекрасных глаз, на столько прекрасных, что иногда с
ними приходится сравнивать глаза человеческие?
Года два спустя мне пришлось охотиться на медведя в одной из северных
губерний. Медведь был обложен в густом, угрюмом еловом лесу. Мы,
охотники, встали в линию, а нанятые крестьяне кольцом окружили
тот кусочек леса, где находилась берлога медведя. Два крестьянина-охотника,
обложившие медведя, отправились на лыжах внутрь кольца и с помощью
жердей и собак старались выгнать медведя из берлоги. Как только
это им удалось, они выстрелом подали сигнал, и несколько десятков
мужиков подняли шум и крик, линия же стрелков сохраняла тишину.
Медведь подался в ту сторону, откуда не было слышно шума, и вышел
на моего соседа. Тот выстрелил два или три раза, и раненый им
медведь замедленным ходом прошел мимо меня. Я тоже выстрелил,
и добитый окончательно, медведь ткнулся мордой в снег. В то же
время, как только в ушах моих исчезло впечатление моего выстрела,
я услыхал визг собаки. Оказалось, что сосед мой, стреляя в медведя,
ранил нечаянно собаку, которая преследовала и задерживала зверя.
Ее вынесли на дорогу. Это была небольшая, желтая, как лисица,
лайка с острой мордочкой, стоячими ушами и пушистым хвостом. У
нее была перебита задняя нога, и она ерзала на одном месте, орошая
снег кровью. Я стал вынимать револьвер из кобуры. Крестьянин-охотник
начал упрашивать меня не убивать собаку, убеждая, что ногу легко
срастить. Но взбудораженная во мне энергия, направленная на убийство,
не удовлетворялась одной жертвой, я направил дуло револьвера в
лоб собаки и выстрелил. Зачем?
Испытываем ли мы, охотники, когда-нибудь угрызения совести за
истребление нами бесчисленных жизней - не говорю уже хищников
и вредителей, но наших друзей - собак, наших санитаров - лисиц,
ворон, сорок, очищающих землю от падали, и тех многочисленных
бегающих, прыгающих и летающих созданий, которые то видом, то
движениями, то пением своим украшают наше жилище - природу и которых
мы не задумываясь убиваем так себе, чтобы разрядить ружье или
чтобы похвастаться своим выстрелом? Кажется, что совестью мы за
это не тревожимся. Но если сознание наше и не признает преступлением
убивание бессловесных и беззащитных существ, то не казнимся ли
мы за это неизбежным для охотников хроническим огрубением сердца,
огрубением, лишающим нас высшего человеческого блага чувствовать
чужую жизнь как свою и служить ей как своей. Огрубение это, производимое
убийствами, очень прочно сковывает сердце и противится всякой
попытке человека вернуть себе мягкость и нежность и то радостное
и доверчивое состояние души, которое свойственно чистому детству.
Помню, это была середина апреля. Местами лежал еще снег, но вся
природа казалась уже одной огромной почкой, которая вот-вот лопнет
и начнет не по дням, а по часам распускаться и хорошеть. Было
время лучшее для вальдшнепиной тяги, но вальдшнепы запоздали и
были редки. Постоявши на знакомом месте и не дождавшись ни одного
вальдшнепа, я пошел лесом домой. Уже порядочно стемнело. Выйдя
на лесную полянку, я заметил на другой стороне зайца, вышедшего
на вечернюю кормежку и, по обыкновению, медленно перескакивавшего
от одной травки к другой и выбирающего листики по вкусу. Он меня
не слыхал. Расстояние между нами было большое, ружье мое оставалось
заряженным мелкой дробью и я не мог подняться убить его, но я
все-таки выстрелил. Неожиданно для меня заяц вдруг стал часто
и высоко, очень высоко, аршина на 2 подпрыгивать на одном и том
же месте. Мне показались комичными эти подпрыгивания, похожие
на пляску. Я пошел к нему. Он, очевидно, и не слышал и не видел
меня и продолжал подпрыгивать то выше, то ниже, так что я подошел
вплотную и мог взять его руками и положил в сумку. Когда я вернулся
домой, он был уже мертвый. Как потом оказалось, он был ранен только
одной дробиной, попавшей в голову и проникнувшей в мозг, и это
повреждение мозга вызвало те конвульсивные движения, которые показались
такими мне забавными.
Печальные воспоминания.
Алькор
|