Вегетарианское обозрение, Киев, 1910 г.
(Избранные статьи)
По миру 3
Россия. 29-го марта с.г. состоялось общее собрание Киевского вегетарианского
общества, на котором была избрана хозяйственная комиссия и решено
было выбрать специальную комиссию, которая занялась бы устройством
лекций и популярных рефератов по вегетарианству. На собрании был
констатирован успех общественной вегетарианской столовой, число
посетителей которой достигает около 300 человек ежедневно.
Киевское вегетарианское общество предоставило "Киевскому обществу
скорой помощи учащимся" бесплатные обеды для учащихся. Таких обедов
за последнее время было выдано 153 (5 студентам и 5 курсисткам).
Московское вегетарианское общество устроило специальный книжный
склад вегетарианской и антиалкогольной литературы.
Член С.-Петербургского вегетарианского общества, Г. Гансон, выпустил
интересную книгу "Идеальное лечение".
Книга. Г. Гансона очень содержательна, богато иллюстрирована и
издана очень изящно. Цена ее 1 руб., можно выписать из конторы
"Вегетарианского Обозрения".
В ближайшем будущем Московское вегетарианское общество выпускает
подробный отчет о своей деятельности.
И.М. Трегубов выпустил отдельной брошюрой статью "Мир с животными,
провозглашенный народными трезвенниками". В брошюре напечатаны
вопросы трезвенников и ответы на них "братца Иоанна Чурикова".
Цена брошюры 5 коп. Выписывать ее можно у автора: СПБ. Чернышев
пер. 16, кв. 17.
Три смерти. За последнее время умерли: Константин Моэс-Оскрагелло,
Д-р Зеланд и Д-р А.И. Бургер. Все эти лица много содействовали
своими литературными работами вегетарианскому движению. Редакция
"Вегетарианского Обозрения" надеется в ближайших номерах познакомить
читателей с деятельностью и значением усопших единомышленников
в вегетарианском движении.
Голландия. Голландские единомышленники решили устроить грандиозную
вегетарианскую гостиницу с вегетарианским рестораном в г. Гааге.
В виду грандиозности предприятия последнее будет устроено на акционерных
началах. Надо заметить, что в Гааге имеются уже несколько вегетарианских
столовых и специальная вегетарианская гостиница. Дела всех этих
предприятий идут блестяще.
Италия. В последнее время, Миланское вегетарианское общество,
носящее название "Союз для пропаганды естественной жизни" ("Cirkolo
Salus") и насчитывающее около сотни членов, проявляет особенно
энергично свою деятельность. Общество это существует уже несколько
лет и большинство его членов - врачи. Из главных деятелей нужно
отметить докторов: А. Клерики, Пикколи, Феррари, Кассоне, Гардели
и др. В последнее время обществом напечатаны следующие работы:
"Новые горизонты гигиены" д-ра Пикколи, "Жизнь по законам природы"
д-ра Ламанна, "Терапевтические указания на вегетарианский режим"
и др. Общество имеет свой периодический орган "Cirkolo Salus"
и, кроме того, отдельные члены печатают статьи по вегетарианству,
естественному методу лечения и пр. на столбцах периодической невегетарианской
прессы. Очень сочувственно и охотно принимает подобные статьи
богатый миланский орган "Corriere della sera". В центре города
помещается роскошная вегетарианская столовая, устроенная обществом
на акционерных началах.
Германия. В Хемнитце стал издаваться новый, небольшой вегетарианский
орган "Вегетарианский вестник". Редактором-издателем состоит учитель
Генке. Орган будет обслуживать главным образом Саксонию.
Румыния. Сознавая всю великую пользу интернациональных вегетарианских
конгрессов и значение их как могущественного фактора распространения
вегетарианской идеи, румынские единомышленники приглашают заседать
Конгресс 1913 г. в Бухарест.
В февральском номере журнала "Вестник Воспитания" за настоящий
год помещена глубоко интересная статья "Нравственное начало в
жизни и воспитании ребенка" талантливого писателя Евгения Лозинского.
Затрагивая вопрос о чуткости детской души, о глубоком детском
сострадании, автор пишет:
"Если подойти к вегетарианству с его нравственной стороны, то
необходимо признать, что дети по самой своей природе, за малыми
исключениями, являются самыми искренними вегетарианцами, или,
по крайней мере, самой восприимчивой почвой для восприятия этого
учения. У д-ра Boecka[14] мы находим в этом отношении поразительнейшие
примеры.
Начнем с более простых случаев детской чуткости и гуманности.
Как бы мы не были "внимательны" к своим домашним животным, маленький
ребенок способен сплошь и рядом пристыдить нас своей еще более
глубокой человечностью. Так, двухлетняя девочка при виде стоящей
на дожде лошади просит мать покрыть ее попоной; четырехлетняя
девочка в подобном же случае направляется к двери, чтобы занести
лошади зонтик. Тут мы имеем дело с инстинктивным стремлением к
осуществлению равенства прав и обязанностей, распространяемого
на все живые существа без исключения. В семи случаях дети отказывались
есть мясо животных, убитых перед их глазами или с их ведома: безыскусственное
возмущение против того привычного для нас факта, что животные
должны лишаться своей жизни для поддержания нашей. У детей замечается
в подобных же случаях даже физическое отвращение к мясу убитых
домашних животных, подобное тому, которое чувствовали бы мы к
мясу человеческому.
Д-р Boeck приводит два случая, когда сострадание к умерщвляемому
животному соединялось с глубоким возмущением против виновников
его смерти.
Четырех-пятилетний мальчик, присутствовавший невольным свидетелем
при закалывании свиньи, тронутый ее жалобными криками и возмущенный
всей этой сценой, спешит на помощь к животному, подбегает с поленом
в руках к резнику и ударяет его с такой силой в голову, что тот
на несколько секунд теряет сознание. В другом примере речь идет
о двухлетнем мальчике, который плачет при виде того, как горничная
режет курицу. Об одной четырехлетней девочке, крайне чувствительной,
рассказывается, что, движимая любопытством, она подошла к распростертому
трупу дикой козы, убитой ее отцом; но, прикоснувшись к остекленевшим
глазам, она в ужасе вскрикивает и убегает. Придя однако в себя,
ребенок уже не чувствует страха, но не может успокоиться и мало-помалу
проникается чувством глубокого сострадания к животному. На следующий
день за столом, когда было подано жареное мясо той же козы, девочка
наотрез отказалась есть его
С тех пор никакие просьбы и наказания не могли побудить ее есть
мясо убитой дичи. "Я не могу его есть, - постоянно повторяла девочка;
- козочка так прекрасна в лесу, и отец не должен был ее убивать"...
То же самое было и с трехлетним мальчиком, который самолично открыв
закулисную кровавую тайну столь вкусных жареных цыплят, подаваемых
к обеду, не захотел больше есть их. Об одной пятилетней девочке
рассказывается, что она часто играла с хромоногим цыпленком; когда
же его зарезали и подали к столу, она отказалась его есть. Семилетний
мальчик тоже имел верного товарища по игре: простую домашнюю козу;
он горько плакал, когда ее зарезали и долго после этого отказывался
от всякой вообще мясной пищи. Но особенный интерес имеют следующие
факты. В одной семье к столу подают жареного зайца. Сидящий за
столом ребенок, четырехлетняя девочка, спрашивает родителей: чтобы
изжарить зайчика, надо ли было раньше убить его? Получив утвердительный
ответ, девочка стала интересоваться дальше: получаются ли и все
прочие жаркие от умерщвляемых животных? Когда ей и на это ответили,
она отказывается от всякой мясной пищи. Д-р Boeck рассказывает
также об одном шестилетнем мальчике, смотревшем, как по улице
гнали телят; ему объясняют, что их ведут в скотобойню и зачем.
На следующий день ребенок вдруг заявляет, что не следует более
есть мяса. На вопрос "почему?" он молчит...
К сожалению, собранный д-р Boeckом фактический материал в силу
своей крайней лаконичности не дает нам никаких указаний относительно
того, в какой степени детская решимость не есть мяса во всех вышеприведенных
случаях отличалась постоянством и выдержкой и как она постепенно
уступала свои слабые позиции всеобщему могущественному "убойному"
гипнозу. Тем не менее, с точки зрения нравственной психологии
ребенка эти факты представляют выдающийся интерес. Душа маленького
ребенка, вопреки мнению Компэре, Schintz'a и других, оказывается
способной к сложным нравственным конфликтам, к целым психическим
переворотам, к трогательным идеалистическим порывам, судьба которых,
увы, везде одинакова: "не расцвел и отцвел в утре пасмурных дней"...
..."Создав на этой почве целую соответственную систему воспитания,
можно приступить и к разработке деталей, среди которых вопросы
питания, питания души и тела, должны занять первостепенное место.
Вопрос об отношении вегетарианства к воспитанию начинает все более
интересовать и даже волновать современные умы; помочь им разобраться
в этом вопросе должны не только медицина, не только естественные
науки, но и педагогическая литература. Уже сравнительно давно
высказано было мнение, что существует тесная связь между нашим
питанием и нравственностью, что растительная пища содействует
смягчению нравов и уменьшению преступлений в обществе. По словам
д-ра Piggott, статистика пока не подтверждает такого взгляда,
отмечая в то же время тесную связь между преступностью и количеством
пищи, доступной широким слоям народа. О положительной роли растительной
пищи в жизни и воспитании ребенка мы находим интересные данные
в книге д-ра медицины Алисы Стокгэм. "Токология, или наука о рождении
детей" (с предисловием Льва Толстого).
"Дети,- пишет она,- питающиеся мясом, бывают злы, упрямы, раздражительны
и сварливы". На жалобы одной матери, дети которой постоянно ссорились
между собой, Стокгэм ответила советом: готовить для детей вегетарианский
обед. "Вместо мяса, пирогов, паштетов и т.п. я предложила давать
им поджаренный хлеб в молоке, тонкие лепешки из грегэмской или
маисовой муки, раздробленную пшеницу или пудинг из пшеничной муки
с фруктовым соком или цельными фруктами и т.д... Дама усердно
принялась за исполнение этого плана и, хотя для этого с ее стороны
потребовалось много такта, внимания и выдержки, она была вознаграждена
сторицею. Не прошло месяца, как уже в привычках детей она заметила
перемену, а год спустя она засвидетельствовала, что вряд ли можно
было узнать в них прежнюю семью. Дети стали веселы, резвы, игривы,
но взамен прежней раздражительности и наклонности к ссорам сделались
добрыми и предупредительными друг к другу.
При всем том они стали менее обыкновенного подвергаться лихорадкам
и воспалениям"...
К сожалению, вегетарианская литература очень скудна данными о
применении вегетарианского пищевого режима к детскому возрасту.
Следовало бы, чтобы отцы и матери, выступающие на эту новую тропу
физического и морального воспитания своих детей, поделились с
нами своим интересным опытом и посодействовали, таким образом,
более разностороннему рассмотрению данного вопроса".
Старый Вегетарианец
|