Вегетарианское обозрение, Киев, 1910 г.
(Избранные статьи)
Власть тьмы
18 августа, день Флора и Лавра, праздник инородцев-пермяков, населяющих Пермскую губернию.
В деревушке Коче, Юксеевской волости, Чердынского уезда, необычайное оживление. Множество народа собралось из окрестных деревень. На площади несколько десятков быков, обреченных на заклание и принесение в жертву грозному Флору. Под звон колоколов, один за другим закалываются неистово ревущие животные, закалываются особыми тупыми ножами, хранящимися при часовне. Чем дольше мучается животное, тем приятнее Богу. "Флор кровь любит!" говорят пермяки.
Это происходило не во времена Рюрика; даже не во времена покорения Сибири (тогда здесь не было часовен), а происходило и происходит это в наши дни. Не далее, как в третьем, 1908, году, 18 августа, в поселке Коча, Юксеевской волости, Чердынского уезда, Пермской губернии были заколоты сорок семь быков для умилостивления грозного бога Флора.
"Как жаль, может быть, подумаете вы, что эта захолустная деревушка недоступна влиянию православного духовенства: без сомнения, оно в короткий срок искоренило бы эти остатки варварства и язычества"! Но в том то и дело, что, как ни странно и как ни страшно это сказать, местное духовенство не только знает этот ужасный обряд, но даже поощряет его, косвенно принимая в нем участие. По местному преданию, самая мысль умилостивлять грозного Флора кровью подана была духовенством, заинтересованным материально в этом жертвоприношении. Перед жертвоприношением причт села Юксеева служит молебен на реке Унослее, при чем женщины заходят в реку по пояс. Кожа убитого быка приносится в дар часовне; более лакомые куски, почки и язык, идут местной гражданской администрации; зад быка - духовенству; голова - сельскому старосте, а передняя часть варится вблизи часовни для общего употребления.
Решится ли причт Юксеевской церкви, не гнушающийся, из-за задних бычачьих частей, принимать участие в этом диком и жестоком пиршестве, утверждать, что его прихожане, приносящие кровавые жертвы неведомому Богу, веруют в евангельское учение о благом Боге, Отце всех людей, Боге, который любовь есть и требует от людей любви?
Пора бы тем людям, которые не заинтересованы материально в поддержании народного невежества, обратить внимание на ужасное варварство этого обычая и приложить все старание к искоренению его - не насильственными запрещениями (так как насилие в делах веры всегда только вредит), а разумным убеждением и религиозным просветлением наших братьев, страдающих под бременем отживших суеверий[39].
Село Корепино, Чердынского уезда.
Н. Гусев
|