Вегетарианское обозрение, Киев, 1910 г.
(Избранные статьи)
Вегетарианство и антропофагия
(Письмо в редакцию)
В 3-4 номере "Вегетарианского Обозрения" я нашел большую выдержку из моей статьи о "Нравственном начале в жизни и воспитании ребенка", напечатанной в февральской книжке журнала "Вестник воспитания" за сей год. Редакция "Вегетарианского Обозрения" перепечатала те именно места из этой статьи, которые представляют специфически интерес для последователей вегетарианского учения. К моему однако большому огорчению, я не нашел в этой перепечатке своей основной мысли по данному вопросу, без которой вся остальная перепечатанная часть способна представить в совершенно ложном свете мое принципиальное отношение к современному вегетарианскому течению в его целом. Вот это место:
"Такова в общих чертах нравственная психология ребенка в своих наиболее элементарных, зачаточных проявлениях. Тут добро и зло перемешано в самой причудливой амальгаме, где отразились тесно переплетающиеся влияния самых различных факторов. Дальнейшие судьбы этой психической амальгамы предопределяются обыкновенно железными условиями сложной социальной среды и, на первом месте, современным классовым расчленением общества. Распадение этого последнего на эксплуатирующих и эксплуатируемых, на пожирающих и пожираемых не может не отражаться на душевном росте подрастающих поколений. Трудно, крайне трудно сохранить душу живую в ребенке, выращиваемом при условии поглощения его воспитанием целого ряда чужих существований. Плоды такого рода убойного питания не могут или вряд ли могут быть парализованы даже систематическим проведением в воспитании начала "безубойного" питания в чисто вегетарианском смысле. Можно перестать питаться мясом животных и все же продолжать - самым фактом своего привилегированного существования - питаться мясом своих ближних. Впредь до осуществления того идеала, который я назвал бы социальным вегетарианством, т.е. впредь до полной отмены современных каннибальских начал жизни, все вегетарианские радения могут иметь (и имеют) почти одно лишь медицинское, но не истинно моральное значение. "Таким образом, проблема нравственного воспитания тесно связана с великой проблемой уничтожения экономической эксплуатации и социального неравенства. Само уже привилегированное положение ребенка, "гармонически" и "всесторонне" распускающегося посреди и за счет массы других безвременно увядающих младенцев, постепенное свыкание его души с данным социальным строем, растлевающая система домашних рабов, в лице разных горничных, мамок, нянек, кухарок и т.д., обреченных на пожизненный и подневольный черный физически труд, - все это даже при доброй воле воспитывающих и воспитываемых не может не отражаться самым губительным образом на нравственности. Самые лучшие моральные задатки хиреют, самые дорогие душевные сокровища мельчают и иссякают, порождая из себя лишь чахлые сентиментальные порывы да "танцующую благотворительность". (См. Вестник Воспитания 1910 г. кн. II).
После вышесказанного читателю станет ясным, что мои симпатии к вегетарианскому течению далеко не безусловны. Есть много вещей на свете, которые сами по себе могли бы быть хорошими и полезными, но, будучи втиснуты в железные рамки современного классового строя, не приносят в конечном результате ничего, кроме вреда. И странным было бы восхвалять эти вещи безотносительно к их реальному применению, т.е. не взирая на то, какой силе в действительности, а не в мечте они служат.
То или иное состояние желудков командующих классов и всего современного образованного общества (не исключая и сиятельнейшей интеллигенции), живущих хищничеством и эксплуатацией, есть дело в социальном и нравственном отношении совершенно безразличное. Между тем, если более внимательно присмотреться к современному вегетарианскому движению в его целом, то окажется, что в своем огромном большинстве это есть движение господское, барское, движимое исключительно кулинарно-медицинскими мотивами, с большей или меньшей примесью некоторого слащавого сентиментализма по адресу "малых сих". Но эта идеологическая мишура не должна вводить нас в заблуждение. История не знает еще ни одного общественного движения, носящего своекорыстный, эгоистический характер, которое не прикрывало бы своей сущности разными фиговыми листочками на тему об "истине и справедливости". Человеческий эгоизм редко выступает наружу во всей своей циничной наготе, - он почти всегда украшает себя какой-либо взятой напрокат или нарочито изобретенной идеологией и чтобы не попасться на удочку этой последней, следует тщательно смотреть, какие действия эта идеология собою прикрывает и каков социальный, классовый состав того общественного слоя, который ею парадирует. И тогда, между прочим, станет понятным, почему с все возрастающим обилием всяких громких фраз и сладкозвучных лозунгов степень эксплуатации в современных культурных обществах повышается, орудия и средства властвования совершенствуются, формы хищничества и насилия изощряются.
Социальный состав современного вегетарианского движения - образованные классы общества, поглотившие и поглощающие одним уже фактом своего привилегированного образования и воспитания целые массы социально беззащитных затаптываемых на самое "дно" жизни человеческих существований. Современный типичный вегетарианец это - людоед, испортивший свой желудок в самом процессе своей каннибальской жизни и ищущий своего оздоровления в перемене мясной пищи на растительную, - не изменяя, конечно, ни на йоту самых основ своего господского, каннибальского существования. Дело в том, что отказаться от "убойного питания" в вегетарианском смысле несравненно легче, чем отречься от убойного питания своими ближними, принадлежащими к пожираемым слоям общества. Гораздо легче, например, организовать вегетарианские столовые под разными заманчивыми лозунгами, чем отказаться, хотя бы в этих одних столовых, от эксплуатации наемного физического труда, от подчинения последнего 12-14 часовой рабочей каторге. Вот почему мы и наблюдаем теперь вокруг себя своеобразный тип людей, двуликих янусов вегетарианцев-антропофагов, увеличивающих собой и без того уже пестрый социальный маскарад - тот нравственный хаос, который все более и более заполняет собою все поры и сферы нашей жизни...
Чтобы не затеряться в этом хаосе, необходимо мужественное и неуклонное проведение вегетарианских начал "безубойного питания" во все сферы жизни, как личной, так и социальной; необходимо тщательное различение тех вегетарианцев, которые примыкают к данному течению исключительно лишь в интересах своего правильного пищеварения, от тех, которые смотрят на безубойное питание, лишь как на незначительную часть нравственной задачи.
Чтобы выполнить эту задачу, недостаточно одного непосредственного чувства, да доброго желания. Надо прежде всего постигнуть всю несправедливость своего существования до самых последних скрытых его корней; надо признать ту истину, чисто социологического характера, что все формы современного дохода, за исключением одной заработной платы физического наемного труда, являются в большей или меньшей степени каннибальскими, убойными источниками существования, которых не искупить никакой фразеологией, никакими самоусовершенствованиями. Надо признать, что не только рента и прибыль, но и вознаграждение современного умственного труда - гонорар, жалованье, содержание предполагают в своей основе насилие и эксплуатацию, и что от этого не спастись даже бегством в разные земледельческие колонии, ибо и пресловутый трудовой доход мелких земельных собственников (индивидуальных или коллективных - все равно) имеет в своей основе неправедное, ибо привилегированное, исключительное, недоступное многим, пользование даровыми силами природы (земли и скота), охраняемое от этих многих всею мощью современных законов о частной собственности. Прежде чем "сесть на землю", надо купить ее. Спрашивается: на какие деньги? Добытые из какого источника?
Познавая это, надо, во-вторых, самым тщательным образом размежеваться в сознании и в своей личной жизни (например, в воспитании своих детей, во всех важнейших актах личной и семейной жизни) со всеми темными силами и традициями, как старыми, могущественными, но отживающими, так и с новыми, выступающими под разными заманчивыми покровами, но неизменно продолжающими все те же вековые заветы насилия, обмана и эксплуатации. Кроме этих двух, крайне важных, но чисто отрицательных задач, необходима, в-третьих, еще прямая борьба с вышеуказанными силами, необходима всесторонняя помощь пожираемым слоям общества в их стремлении к освобождению.
А для этого надо прежде всего выйти из своего рокового особнячества для совместных и солидарных действий. И тогда трагический вопрос о том, "куда бежать от греха", т.е. куда же именно девать свою собственную грешную особу, решается уже с совершенно другой, а именно с точки зрения холодного расчета, чисто практической целесообразности и максимальной производительности в однажды избранном направлении. Лишь с выполнением этих трех условий современный вегетарианец-антропофаг может искупить хоть до некоторой степени грехи своего каннибальского происхождения и доказать всю искренность своего противоубойного настроения. Тогда и все его вегетарианские речи и радения не будут отдавать приторным ханжеским лицемерием и в своем негодовании по поводу безобразий наших скотобоен не забудет ни на одну минуту о многочисленных других "бойнях" в современной жизни, ко всем возмутительным ужасам которых и он в большей или меньшей степени прикосновенен...
Ставлю точку, но тема сия неисчерпаема...[40]
Евгений Лозинский
|