Что такое вегетарианство?
Впервые, слово vegetarian, по мнению F.
Huppe (1), было упомянуто И. Ньютоном в его сочинении "Reform to
nature or defence of vegetable regime" ("Возвращение к природе",
Лондон 1811).
В этой книге, автор горячо высказывается за растительную пищу,
подтверждая свое мнение многочисленными доказательствами. С легкой
руки И. Ньютона стали называть людей, питающихся растительной,
безубойной пищей, вегетарианцами. В позднейшее же время, когда
вегетарианство, разлившись могучим потоком по всему миру, стало
увеличивать число своих приверженцев, увеличилось одновременно
с этим и внутреннее содержание его.
Вегетарианцы настоящего времени, считают слово вегетарианство,
произошедшим от латинского слова "vegetus", что обозначает здоровый,
жизнерадостный, бодрый. Происходит ли слово вегетарианство от
латинского "vegetus" или английского "vegetarian", это, по моему
мнению, большой роли не играет, - дело во внутреннем содержании
идеи вегетарианства, которое всеми сознательными вегетарианцами
понимается одинаково.
Что же такое вегетарианство?
Вегетарианство - человечность и как таковое борется со всем нечеловечным,
унижающим человеческое достоинство, делающим человека животным,
зверем, отнимающим у него все естественно-красивое, все прекрасное
и возвышенное, погружающим его в сферу слез и страданий, тоски,
болезней и разочарований.
Вегетарианство зовет к природе, естественности, к свежему воздуху,
к красному солнышку, к красоте жизни, без которой, жизнь - смерть,
или, лучше говоря, бессознательный процесс увяданья. На этом основании,
вегетарианство отвергаете, прежде всего, убойную пищу, так как,
она добывается посредством убийства, растлевает гуманитарные чувства,
убивает красоту окружающего нас мира и губит жизнь, как животных,
так и людей. Признавая, что "здравый дух в здоровом теле" и обратно,
что "здоровье души, т.е. следование ее законам (нравственным)
дает здоровье телу (2)" , вегетарианство стремится к проведении
в жизнь этих глубоких истин. Вот почему оно борется против всех
ядов, отравляющих человеческий организм, алкоголизма, табакокурения,
опиума и других подобных вещей, и зовет к постепенному закаливанию
духа и тела, труду, физической работе, всевозможному спорту и
естественному образу жизни, который ведет по пути "здоровья души
и тела." Сознавая, что "высшая задача человека состоит в том,
чтобы облегчить до наименьшего тяжесть давящей его животности
(3) " вегетарианство пролагает ему маленькую тропинку к выполнению
этой задачи.
Лозунги вегетарианства гласят: "да избавится все живущее от страдания"
и "да здравствует жизнь". Конечно, эти лозунги, мы, вегетарианцы,
провести в жизнь всецело не можем, да и не претендуем на это.
Я твердо убежден, что страдания неизбежны, что и в грядущем строе
(каким бы именем его не назвать) страдания также будут существовать,
так как без них невозможно счастье, как невозможен свет без мрака,
день без ночи. Но я также твердо знаю, что, уменьшая лишние, ненужные
и бесполезные страдания окружающих меня живых существ, я этим
увеличиваю их благополучие, счастье, мир перестает мне казаться
"юдолью плача" и жизнь в нем делается лучшей, прекрасней и интересней.
"Наша доля ответственности в изменении существующего порядка не
простирается далее нас самих и нашего ближайшего соседства. Если
мы и мало сделаем, по крайней мере это малое будет плодом наших
усилий. Разумеется, если мы бы держались химеричной идеи провести
нашу теорию в жизни до ее логических и непосредственных последствий,
не принимая во внимание различных жизненных условий, мы бы дошли
до полного абсурда. В этом отношении принцип вегетарианства ничем
не отличается от всякого другого принципа; он должен быть приспособлен
к обыкновенным условиям жизни. Очевидно, мы не имеем намерения
подчинять все наши действия и поступки ежечасно и ежеминутно принципу
уважения к жизни бесконечно малых существ: мы не будем, подобно
буддистам, морить себя голодом и жаждой, если увидим под микроскопом
каплю воды, кишащую микроорганизмами. Мы, не задумываясь, срежем
себе палку или сорвем цветок в лесу; мы даже позволим себе сорвать
спаржу или качан салата и капусты на обед, хотя мы вполне признаем
жизнь в растении, так же как и в животном.
Не нам стеснять себя сектантскими догматами; наша задача, состоит
в том, чтобы обставить наше существование, по возможности, красиво
и сохранить в нем, насколько это в нашей власти, гармонию окружающего
нас мира."
Вегетарианство только "первая ступень" в лестнице человеческих
идеалов и взобравшись на нее, вегетарианцы стремятся подняться
выше. Вегетарианство, по определению Эдуарда Бальцера, есть "сознательное
выполнение наших жизненных условий".
"Вопрос о вегетарианстве, как мы говорили, маленький, и выше и
важнее целая область "социальных" вопросов. Но мы не можем согласиться
с тем, нередко высказываемым мнением, что вегетарианство преждевременно,
что надо сначала позаботиться о том, чтобы на свете не было бедных,
униженных и оскорбленных людей, а потом уже миловать скотину.
И в этом не будет с нашей стороны противоречия.
Никогда не рано сделать хорошее дело.
При воспитании ребенка мы не оставляем без внимания того, как
он относится не только к животным, но даже к неодушевленным предметам.
Это именно потому, что мы отлично знаем, что непривычка ценить
кристаллизованный в вещах труд или повадка жестокости отзовутся
впоследствии на отношениях взрослого человека к людям. Тоже и
с воспитанием человечества. Не может водвориться высшая справедливость,
благородство и гуманность в людских отношениях там, где льется
кровь животных, т.е. совершается то, от чего грубеют нравы и ожесточаются
сердца. Как не может быть надежен ни в нравственном, ни в общественном
отношениях человек, который под семейною кровлею истязает своих
детей или издевается над женой, так не может общество рассчитывать
на уничтожение пауперизма и его зол, если это общество не потрудится
над истреблением тех своих обычаев, которые основаны на зверстве
и неразумении. (5)" Борясь за человечность, вегетарианство не
признает национальности, классовых различий и других рамок, установленных
людьми. Что это так, доказывает интернациональная история вегетарианского
движения и приверженцы вегетарианства, которые принадлежат к различным
установленным классам.
Иосиф Перпер
1.F. Huppe "Der moderne Vegetarismus", Berlin, 1902.
2.Слова Л.Н. Толстого.
3.Слова проф. А.Н. Бекетова.
4."О вегетарианстве" проф. Элизе Реклю с. 13.
5."Вегетарианство, его смысл и общественное значение", статья
М. Изгоева, стр. 113-114.
|