История вегетарианского движения
на Скандинавском полуострове
Принято думать, что вегетарианство на севере не может иметь успеха,
но этот взгляд, как большинство мнений наших "критиков", не имеет
под собой действительной почвы. Чтобы убедиться в этом, я попросту
приглашаю читателей последовать за мной и начать обозрение интернационального
вегетарианского движения с далекого, холодного севера - Скандинавского
полуострова.
I.
Первый, кто бросил вегетарианское семя на Скандинавский полуостров,
был, по словам известной шведской вегетарианской деятельницы г-жи
Лизы Ломбард(10) , врач Меландер, лечивший своих больных безубойной
пищей, водою и солнечными купаниями. Уже в 1867 г. появилась его
книга "Естественное лечение", за которой последовали и другие,
того же направления. Спустя немного времени, появилась первая
шведская поваренная вегетарианская книга составленная Меландером
по немецким источникам. Пропаганда Меландера успеха тогда не имела,
так как организаторский талант был' ему совершенно чужд.
Но семена все-таки даром не пропали, и его последователями явились
два врача: вегетарианец D-r. Hjalmar Selden, в Данеморе, и Д-р
Генрих Берг, в Стокгольме. Хотя последний и не вегетарианец, но
своими многочисленными научными работами, в которых он защищает
и выступает за вегетарианский режим, он оказал шведскому вегетарианскому
движению большую услугу. Г. Берг, страстный последователь естественного
метода лечения. Он перевел труды Ламана, написал крупные труды:
"Книга врачей" и "Водолечение". Много пользы также, принес вегетарианский
деятель, Д-р философии А. Ф. Акерберг, который одним из первых
стал помещать статьи о вегетарианстве в ежегодной прессе, знакомя
таким образом народ с идеей вегетарианства. В 1894 г. появилось
первое шведское вегетарианское общество, носившее название "Verein
fur die Beforderung einer naturgemassen Lebensweise" (Общество
для поощрения естественного образа жизни). Руководителями общества
были супруги Теновы вышеупомянутый Д-р Акерберг и Л. Ломбард.
Деятельность общества была посвящена чтению лекций и рефератов,
пользовавшихся большим успехом, изданию прокламаций и брошюр.
Общество это скоро распалось, т.к. главных руководителей не стало:
Акерберг умер, Ломбард оставила Швецию, а супруги Теновы стали
работать в области покровительства животным. За ушедшей волной
нахлынула другая, состоявшая из инженера Оскара Петерсона (псевдоним
Юстус), Г-жи Дейтген и Д. Гедда. Так как Оскар Петерсон своими
произведениями внес ценный вклад в интернациональную вегетарианскую
литературу, то я позволю себе больше на нем остановиться.
Оскар Петерсон был инженером и служил в г. Готенбурге. Страдая
с 1884 года чахоткой, он посвящал все свое свободное время от
службы изучению физиологии питания. В это время он познакомился
со значением вегетарианского режима и, горячо проникшись им, стал
во главе борцов за вегетарианскую идею. Л. Ломбард в вышеназванной
статье говорит следующее о нем: "Когда, сделавшись вегетарианцем
Петерсон выздоровел, он стал работать с необычайным воодушевлением,
выше сил своих. И мы с горечью должны сознаться, что эти прекрасные
труды, созданные им в течение 12лет, послужили для него причиной
смерти. Он не только оставил нам дюжину вегетарианских книг, но
каждое слово его является продуктом зрелой мысли, он творил только
прекрасное и ценное". К лучшим его произведениям принадлежат:
"Наша пища"(11) , "Социальная жизнь", "Камень мудрых" и "Здоровая
жизнь". Петерсон не только теоретически, но и практически проводил
свою идею в жизнь. Он изобрел специальный котелок для приготовления
вегетарианских блюд, встречающийся на Западе в каждой вегетарианской
семье (12).
Чувствуя себя больным, он в 1898 г. уехал в санаторию естественного
метода лечения "Юнгборн" (А. Юста , близ Ильзенбурга, Германия)
где 12 августа, рано утром скончался на 44 году жизни. Клара Марграф
в статье (13), посвященной памяти покойного, пишет: "Летом 1898
г., мы встретились с ним в Юнгборне. Петерсону на вид было 40-45
лет. Его высокая, статная фигура и светлосерые глаза на загорелом
лице говорили о необыкновенной энергии. Никто не ожидал его смерти.
Перед рассветом его нашли мертвым на кровати, он умер от кровоизлияния,
которое с ним и раньше бывало". Чувствуя близость своего конца,
он написал письмо жене, несколько строк директору лечебницы А.
Юсту и умереть спокойно, не позвав никого из соседей на помощь.
На похоронах присутствовали все гости санатории, засыпавшие могилу
цветами и венками. Похоронен он на деревенском кладбище, в Стапельбурге,
у подножия горы Гарц. Надгробный памятник построен на средства,
собранные между почитателями покойного. Г-жа Дейтген издала вегетарианскую
поваренную книгу и работает около 27 лет в своей диетической лечебнице,
а г. Геда завещал свое состояние Упсальскому университету с условием,
чтобы на эти деньги были читаны лекции по вегетарианству для изучающих
медицины. В 1895-97 г. г-жа Тенова издавала журнал "Fyldia", в
котором сильно и талантливо проводила идеи вегетарианства. Таким
образом, то тут, то там, вспыхивали искры, разгораясь и вновь
потухая, пока в действительности не загорелся костер. Зажегший
его был журналист И.Л. Саксон. В феврале 1903 г., благодаря инициативе
Саксона и его жены было создано "Svenska Vegetariska. Foreningen"
("Шведское вегетарианское общество") имевшее тогда всего 18 членов.
Саксон сейчас же стал издавать вегетарианский орган: "Вегетарианец",
выходивший в первое время четыре раза в год. Неутомимо и энергично
работая, как редактор, оратор и организатор, он объединил вокруг
себя всех вегетарианцев Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии, и
теперешнее "Шведское вегетарианское общество" насчитывает больше
тысячи членов, в том числе и много врачей.
Журнал "Вегетарианец" выходит теперь ежемесячно и является общим
органом для всех вышеупомянутых стран. В первое время, в члены
общества вступала только интеллигенция, но дальнейшая агитация
Саксона, его лекции, читанные среди рабочих, привели к тому, что
в общество стали записываться членами и трудящийся простой народ.
Благодаря некоторой общности языка, существующей в Швеции, Норвегии,
Дании и Финляндии, работа сильно облегчается и вегетарианство
распространяется там с каждым днем. Общество имеет богатую библиотеку,
подаренную ему другим обществом "Swenstca Reformgillet" и пополняемую
членами.
Летом 1904 г., по инициативе Саксона и председателя "Датского
вегетарианского общества" глазного врача, Д-ра Михаила Ларзена,
состоялся "Первый Конгресс северных вегетарианцев" в Копенгагене
(Дания). На этом конгрессе решено было объединиться и работать
рука об руку. Второй "Конгресс северных вегетарианцев" состоялся
5 - 6 августа 1906 г. в Гельзинборге (Швеция). Одновременно заседал
тогда и "Всемирный Союз покровительства животным и борьбы с вивисекцией".
Оба конгресса сошли блестяще. Город радушно принимал иностранных
гостей и в честь конгрессов повсюду были вывешены флаги. На конгрессе
были главнейшие представители: И.Л. Саксон - Стокгольм, М. Ларзен
- Копенгаген, Д.И. Зельбоэ - Христиания (Норвегия) и многие др.
Были прочитаны рефераты, отчеты о деятельности и выработаны условия
для дальнейшей успешной взаимной работы. Одновременно с теоретической
работой шагает вперед и практическая. Число вегетарианских столовых
растет и увеличивается. В настоящее время такие столовые находятся
в Стокгольме, Упсале, Oerebro, Гельзинборге, Готенбурге, Ретвике,
Данеморе, Dalekarien и др. В Упсале студенты и ра6oчиe устроили
свою вегетарианскую столовую. Особенно много приверженцев приобретает
вегетарианская идея, благодаря передвижным поваренным вегетарианским
курсам, придуманным тем же Саксоном. Курсы начали функционировать
с 1906 г. и пользуются повсюду успехом. Каждый курс продолжается
3 недели. Преподают теоретически и практически: сообщают сведения
о питательности различных веществ, их составе, диете и в тоже
время учат варить, печь, делать запасы и приготовлять напитки.
За плату от 10 до 15 руб. принимаются ученицы в количестве 20
человек. Большей частью они бывают в возрасте 15-30 лет. Ученицы
готовят обед для себя и учительниц бесплатно, а гости, которые
заранее записываются, платят за обед 50-55 коп. Обед состоит из
3-х блюд и чашки ржаного кофе. Учительница получает за это время
40 руб., квартиру и расходы на поездку. И несмотря на это пишет
Л. Ломбард, большею частью остается прибыль, которая поступает
в распоряжение местного вегетарианского общества. Общество имеет
две прекрасно обставленные кухни с необходимою утварью, которые
в обыденное время работают беспрерывно и при надобности снимаются
на подобие журавлей с места и летят куда надо.
Таких перелетов в разные города ежегодно бывает до 20. Иоанн Гансон.
Повсюду куда прибывает такая кухня, она возбуждает интерес местного
общества и заставляет их ближе познакомиться с вегетарианством.
Учениц бывает обыкновенно так много, что некоторым приходится
отказать. Газеты симпатизируют делу и оказывают ему разные услуги.
Обыкновенно, перед началом курсов читаются лекции и многим из
учащихся, как молодым, так и старым, доставляется кроме практических
знаний и высокое эстетическое удовольствие. Многочисленные предубеждения
против вегетарианства падают сами собой, когда присутствующие
практически и теоретически убеждаются в жизненности и цельности
вегетарианского миросозерцания. Главным действующим лицом является
редактор Саксон.
Последний вышел из недр самого народа и всю жизнь решил служить
ему. Саксон не только гуманист, покровитель животных, антиалкоголик
и демократ, но поэт и народный питатель. В нашей стране немногие
так заслужили любовь народа, как он. Обладая талантом популяризатора,
он и в сложных случаях всегда высказывается понятным народу языком.
В его речах всегда сквозят жилки остроумия и юмора, приводящие
слушателей в восторг. Если еще прибавить, что он отлично знаком
с теориями питания и как редактор высоко держит знамя свое, то
станет вполне ясным, какую мощную силу приобрело в нем вегетарианское
движение. Задачей своей жизни, он поставил служение вегетарианству.
Саксон сделался вегетарианцем 15 лет тому назад в надежде поправить
свое расстроенное здоровье. Это ему удалось и теперь он видит
в вегетарианстве могучее средство против всякой нечеловечности,
всякой житейской грязи, наполняющей жизнь. Вот место из его статьи,
характеризующая вполне эту выдающуюся личность. "Одновременно
с этим я получил нечто большее, чем вернувшееся ко мне здоровье,
это было сознание обновленной жизни, основанной на глубоких гуманных
чувствах. Теперь я знаю наравне с пророком Даниилом, что человек
пожирающий животные трупы, огрязняет себя физически и нравственно.
Теперь я сознаю, что преступность, грубость и порок, против которых
столько лет борются лучшие интеллигентные люди, основывается главным
образом на y6иении животных и пожирание их трупов. Нам никогда
не удастся сделать людей лучшими и счастливыми, если мы не начнем
с отдельного человека и не научим его жить более чистой, нравственной
жизнью. У людей, где благоговение перед источником всякой жизни
стоит так высоко, что убийство животных осуждается, ни убийств,
ни самоубийств встречаться не будут, - окажутся даже лишними все
общества и союзы мира, так как люди, перестающие пачкать свои
руки кровью боен и не заставляющие это делать других, не убивают
больше и людей!"
При этом Саксон не односторонен, он работает и в других областях,
стремясь всегда к одному: к облагораживанию и увеличению красоты
нашей жизни. Работа кипит повсюду: среди студенчества работают
Упсальские студенты-медики, среди военных, вегетарианец, генерал
Боот, заведующий армией спасения, среди рабочих - председательница
одного из вегетарианских обществ, баронесса Б. Поссе-Циплинг.
Шведское Вегетарианское Общество от имени всех своих отделений
подало заявление правительству о полнейшем освобождении ввозимых
фруктов от пошлины. Если это ходатайство будет удовлетворено,
то уничтожится возражение, что фрукты - дорогая еда. Шведская
вегетарианская литература довольно богата и состоит из вышеупомянутых
книг. И.О. Петерсона, произведений Саксона, прекрасной книги барона
Пфейфа "Вегетарианство как миросозерцание", десятка вегетарианских
поваренных книг и многих др.
Пожелаем же и мы дальнейшего успеха нашим северным единомышленникам,
- "северным богатырям".
Член Германского Вегетарианского Союза
____________________________________________________________________
10. Vom Vegetarismus in Schweden L. Lombard "Veget. Warte"
08. № 3,4.
11. "Наша пища, или как надо питаться, чтобы быть здоровым" -
издана в прекрасном переводе книгоиздательством "Посредник" в
1901 г. Книга уже разошлась и было бы желательно появление второго
издания.
12. Об этом котелке "Вегетарианка" ("Нечто о вегетарианстве".
Первый выпуск С.П.Б., 1902 г.) пишет: "ценным подспорьем могут
служить усовершенствованные эмалированные двухэтажные котелки,
а именно Petersons Patent Reform Kocher с почти герметически прикрывающим
их колпаком их изготовляет фирма "Ludwig Schneider Dos" в Baden-Baden.
Цена на 5 персон 11 марок 50 пфеннигов. На 2 персоны 9 марок 50
пфеннигов. Этот "Reform-kocher" дает возможность сократить хищническое
истребление дров, присущее нашим очагам, так как с одинаковым
успехом действует на "Primus" или на складной плитке, приспособленной
к "Primusy". Варка в этом котелке, а также тушенье, печенье и
жаренье производятся посредством пара, вследствие чего в зелени
и овощах, как варящихся не в воде, сохраняется несравненно более
вкуса и питательности.
13. "Erinnerung an Oskar Peterson" "Vegetarische Warte" № 2 1900.
|