Вегетарианское движение в Болгарии
В истории вегетарианства, как этического движения, замечается
тот неизменный факт, что где - в отдельных личностях ли или в
массе людей - растет и усиливается религиозно-нравственное понимание
жизни, там сразу же вырастает и крепнет идея о гуманном отношении
к животным - идея о безубойномы питании, о вегетарианстве. И,
наоборот, где религиозное миросознание тускнеет и слабеет, там
сразу же теряет свою силу, а потом и исчезает, вопрос о таком
питании.
Это хорошо видно по духовной истории всего человечества, видно
в наши дни в русском сектантстве: духоборы, молокане, хлысты,
малеванцы, добролюбовцы, козинцы, белоризцы и др. придерживаются
вегетарианства из этических побуждений, до понимания которых они
дошли своим собственным путем.
Хорошо виден еще этот факт и в религиозных движениях нашего, болгарского
народа.
Когда среди последнего замечался рост религиозности, когда вопросы
высшего духа живее волновали его, идея вегетарианства, параллельно
с другими этическими проблемами, не замедляла выступать наружу.
И, наоборот, когда эта внутренняя работа, по каким либо причинам,
останавливалась, то вместе с ней замирал или исчезал вполне и
вопрос о вегетарианстве.
Цель настоящего очерка именно в том, чтобы дать историческое очертание
этого факта.
В те дни, когда кровавым насилием болгарского царя Бориса прививалось
среди народа греческое православие, между болгарскими славянами
разносилась мирная пропаганда иного, лучшего понимания христианства.
Везде встречались горячие самоотверженные проповедники, еретических
учений манихейства, мессалианства, павликианства, гностицизма
и др. Народ, добрый, кроткий, духовный славянский народ, отнесся
к этим проповедникам с вниманием и сочувствием. По всем углам
сравнительно громадного тогда болгарского царства нарастали, несмотря
на все жестокие преследования властей, исповедники новых, непризнанных
учений. Заговорили о том, о чем раньше не могли и думать. Везде
показывались ростки более чистой, возвышенной духовной жизни.
В первый раз среди кровавожертвоприносителей славян пронеслась
усиленная проповедь и о вегетарианстве, о неубиении животных.
Скоро все эти учения вылились в огромное религиозное движение
богомильства, которое, охватив сначала чуть ли не всю Болгарию
и весь Балканский полуостров, перешло потом и имело такое же сильное
распространение и влияние и в западной Европе и Англии, нося там
названия: альбигойство, катарианство и др.
Основателем богомильства считается бывший болгарский священник
Богомил, живший во времена царя Петра (в середине Х-го столетия).
Богомил проповедовал свое новое понимание христианства в тогдашней
болгарской столице Терново и ее окрестностях. Это понимание христианства
не имело ничего общего с господствующим тогда церковно-государственным
"христианством".
Богомил проповедовал, что учение человека Христа есть учение о
духовном благе, о познании Бога живущего в нас. Этому Богу не
нужны ни храмы, ни иконы, ни мощи, ни литургии, ни песни и молитвы.
Ему нужна только внутренняя работа над собой и дела любви и милосердия
в отношениях ко всем людям и животным, ко всему живому вообще.
Из этой религиозной основы Богомил и его последователи выводили
обязательность заповеди "не убий" не только к людям, но и ко всем
животными. Они были противниками смертной казни, войны, военной
службы и всякого убийства, даже животных. Считали грехом есть
мясо. Были полными вегетарианцами и отвергали не только мясо и
рыбу, но и вообще все животные продукты - сало, молоко, сыр, яйца.
Праведной пищей они считали только фрукты и злаки.
Учение богомильства, как было сказано уже раньше, распространилось
быстро и сильно не только в тогдашней Болгарии, но и по всему
Балканскому полуострову, по Западной Европе и Англии. Это быстрое
развитие продолжалось только 3 - 4 века. Благодаря жестоким преследованиям
и поголовным истреблениям богомилов как церковной, так и государственной
властью, богомильство стало понемногу исчезать, и уже в XVII столетии
видны только его последние умирающие следы.
Так исчезло в Болгарии (и в других странах) первое массовое вегетарианское
движение.
Потом потянулось пяти-вековое, тяжелое, темное и лишенное всякого
исторического света рабство болгарского народа под турецким владычеством.
Вопросы чистой и высшей религиозности, так сильно, просто и ясно
выдвинутые и разрешенные богомильством отходили понемногу на второй
план.
Так продолжалось это почти до второй четверти XIX столетия, когда
болгары, как будто выспавшись за все прошедшие годы и века, стали
опять интересоваться общественными и нравственно-религиозными
вопросами. Сначала весь почти интерес сосредоточился на политике.
Дух кровавой революции рос с каждым днем. Все стремились создать
внешне лучшую, более свободную жизнь. И много сил, много лучших
сил болгарского народа ушло и погибло на этом ложном пути.
Так это было до и после освобождения от турецкого ига.
Но вот, всего какие-нибудь несколько лет тому назад началось у
нас духовное обновление, духовное возрождение.
Старая, православная вера не удовлетворяла больше ищущих, правдивых.
Бессмысленность и бесполезность политики и кровавых революций
кололи глаза.
Духовная, свободно-религиозная литература нахлынула большими волнами
на наш литературный рынок.
Послышались отголоски проповеди толстовства, буддизма, нравственной
философии, теософии, спиритизма. Апостолы почти всех этих учений
начали бродить по всем углам маленькой свободной страны, вербуя
себе последователей.
Но виднее, сильнее всех пронеслась проповедь учения Толстого.
Переводились и выходили во многих и дешевых изданиях все его сочинения
и статьи. Появились, один за другим, четыре журнала, посвященные
исключительно пропаганде его религиозно-анархических взглядов.
Среди проповеди толстовства и всех вышеназванных учений была слышна
усиленная защита идеи вегетарианства. Так начался второй период
развития вегетарианского движения в Болгарии. Пока оно не получило
еще массового характера. Пока оно достояние преимущественно интеллигенции.
Но имея в виду живой, подвижной дух болгарского народа, имея в
виду его образ питания и жизни - болгары земледельцы и как все
земледельческие народы почти принужденные вегетарианцы - мы можем
с полным основанием ожидать, что оно получит такой массовый характер,
как исчезнувшее теперь средневековое богомильство. Мы, болгарские
вегетарианцы, говорим это с верой и ждем спокойно, с полной уверенностью,
как люди ждут каждое утро восхода солнца!
Ведь всего 8 - 9 лет тому назад у нас даже не знали, что значит
слово вегетарианство.
Помню, как мать одного из первых болгарских вегетарианцев спрашивала
его, плача, в ожидании его близкой, неминуемой смерти от "постной
пищи".
- Ты укажи мне хоть одного, кто бы не ел мяса.
И он показывал только своего близкого друга, такого же молодого
гимназиста, как и он сам. А теперь уже не так. Теперь у нас не
пожимают плечами при слове вегетарианство, не смеются над нами,
вегетарианцами, не называют нас с презрением "травоядными животными".
Теперь почти все прислушиваются внимательно к нашей проповеди
об иной, лучшей, более чистой пище, об ином, лучшем отношении
к животным.
Мы можем, радоваться тому несомненному факту, что вегетарианство
становится с каждым днем все популярнее и популярнее, как среди
болгарской интеллигенции, так среди простого болгарского народа.
Теперь в каждом почти городе и городишке, даже во многих деревнях,
вы встретите горячо убежденных вегетарианцев, - отдельные лица
или целые семьи.
2 - 3 года тому назад, в окрестностях небольшого городишка Созополь,
на берегу Черного моря, недалеко от болгарско-турецкой границы,
в горах, среди лесов, в деревне Алан-Кайряк (турецкое название,
что, по чудной случайности, значит Светлая, Ясная Поляна!), устроилась
толстовская земледельческая коммуна. Все члены общины были строгие
вегетарианцы. У общинников была и своя маленькая типография, в
которой они работали сами, печатая свои издания и свой ежемесячный
орган "Возрождение", посвященный, в общем, проповеди учения Толстого
и, в частности, идеи вегетарианства.
Трудовой, простой образ жизни общинников-интеллигентов и их вегетарианский
режим производили на окружающее население большое впечатление.
О неслыханном до тех пор в этих глухих краях вегетарианстве заговорили
по всем деревням, далеко, далеко, за десятки верст. Многие крестьянские
дети, многие интеллигенты из окрестных городов принимали вегетарианские
и религиозно-анархистические взгляды общинников...
Не могу удержаться, чтобы не рассказать интересный инцидент, произошедший
на почве вегетарианства между общинниками и пограничной военной
властью, в первое время после поселения.
Приходит к общинникам офицер. Заговорили хорошо, свободно, весело,
шутя.
Вдруг на прощание он говорит им:
- А знаете, мы вас, все-таки, выгоним отсюда. Хотя вы и хорошие
люди, но вы не нужны нам. Если бы даже не занимались пропагандой
своих идей, вы только своей жизнью повлияете так на окружающих
мужиков, что они не только не будут стрелять с охотой в тех, кого
мы им укажем, а, может быть, совсем не возьмут ружья. Нам нужны
не добрые, не кроткие люди, а звери. Живите вы себе в центральной
Болгарии со своим вегетарианством и никто вам не будет мешать.
Но здесь, на границе Турции, на границе неприятельской Турции
мы вам этого не позволим.
Почему-то этот офицер представлял себе общинников только вегетарианцами.
Последние узнали потом, что он написал своим высшим властям донесете
об их общине, испрашивая позволения разрушить ее. При чем он писал:
"Поселились здесь несколько вегетарианцев. Что с ними делать?"
На счастье общинников высшее начальство оказалось более терпимым
к их образу питания и ответило, что пока они еще не провинились
в чем-нибудь более зловредном оставить их в покое. Но, как оказалось,
общинники потом провинились в "толстовстве" и их все-таки разогнали.
Так исчезла первая вегетарианская колония в Болгарии.
Перед окончанием очерка сделаю краткий обзор более важных вегетарианских
сочинений, имевших заметное влияние на умы болгарской читающей
публики.
Кроме журнала "Возрождение", в котором есть постоянный отдел в
защиту вегетарианства, еще в разных газетах, журналах и изданиях
печатались и печатаются многочисленные переводные и оригинальные
статьи и сочинения, доказывающие физическую необходимость и нравственную
обязательность безубойного питания.
В 1900 году появился перевод книги д-ра Шапиро о вегетарианстве.
Несмотря на все достоинства этой книги, она, как первая в своем
роде, прошла почти что незаметно.
В 1902 году появилась статья Толстого "Первая ступень" - "библия
вегетарианства", как очень удачно и хорошо назвал ее один русский
вегетарианский писатель.
В вегетарианском движении в Болгарии "Первая ступень" сыграла
большую роль. В то время Толстой пользовался сравнительно широкой
популярностью среди болгар, и его могучий крик против убиения
животных имел свои результаты. У нас заговорили в первый раз о
вегетарианстве. Явились среди толстовцев первые пионеры этого
движения.
Прошло несколько лет после появления "Первой ступени" и в болгарской
вегетарианской литературе не появлялось ни одного важного сочинения,
кроме множества небольших, маловажных журнальных статей.
В 1906 году был напечатан перевод чрезвычайно сильной и хорошей
книги В.Г. Черткова против охоты - "Злая забава".
В том же году вышло большое научное сочинение известного болгарского
писателя-врача д-ра Теодорова "Наша ежедневная пища", в котором
он, с большой научной аргументацией и эрудицией, доказывает следующие
научные основы вегетарианства. Во-первых: все нужные человеческому
организму материалы находятся в большем количеств и в более чистом
и легко принимаемом виде в растительной пище, чем в мясе животных.
Во-вторых: для человека растительная пища есть источник здоровья,
тогда как всякий мясной продукт есть только источник заразы и
вырождения.
В 1907 году появились одновременно книга Эдуарда Бальцера: "Вегетарианская
поваренная книга" с ценным предисловием автора о значении и сущности
вегетарианства, и замечательное, столь нашумевшее везде сочинение
немецкого врача-естественника Луи-Куне: "Новая наука о лечении".
Критикуя современную медицину, как ложную и вредную в своей основе,
и рекомендуя естественный способ лечения, Луй Куне дает и несколько
блестящих, важных страниц в защиту вегетарианства.
Книга Куне имела у нас большое распространение и сильное влияние.
Она подвинула сразу на несколько шагов вперед вегетарианское движение.
Вслед за этими книгами, в 1908 и 1909 году появились в журнале
"Возрождения" и его изданиях известные российским вегетарианцам
сочинения: "Научные основания вегетарианства", д-ра А. Кингсфорд,
"О вегетарианстве" Элизе Реклю, "Природная пища человека" Оскрагелло
и "Наша пища" Петерсона.
Хр. Досева
|